Ночь выдалась тяжелой. Постоянно ревущий ветер, казалось, хочет сложить нашу палатку. А потом он перешел в дождь. К утру лучше не стало, видимости нет, холод и дождь. Проходить ледник, как мы сначала хотели в этот день, похоже, не стоило. Поэтому спим дальше.
Предыдущие части:
Полезная информация о маршруте на Эльбрус с востока
Эльбрус с востока 2023. Начало.
Эльбрус с востока 2023, ущелье Ирикчат.
Через время погода так и не улучшилась, сидим в палатке, думаем. В соседней палатке шумят дети, те которых притащили родители на прогулку. Наверное им было скучно, но на улице ничего хорошего нет, в палатке хотя бы тепло. Через некоторое время эта семья все же собирается и уходит вниз, так и не сходив на Рыжий бугор, да и чего там делать в такую погоду?
К обеду мимо нас проходит группа. Это те ребята, которые ночевали чуть ниже нас еще в первую ночь. Вчера, выходит, они до нас не дошли. Испугались погоды и встали раньше. Это была группа из трех человек: парень, девушка и гид. С гидом у нас состоялся разговор. Начался он с очень странного вопроса, может быть на меня уже действовала высота, но я правда долго не могла понять, о чем он спросил, вопрос такой:
— А у вас случайно нет такой проблемы, что вы взяли много сахара, и вам его некуда девать?)))
Мы просто не поняли, что так они хотели попросить у нас сладкое и что-то бормотали вроде того, что да нет, мы не много сахара брали, а что? Потом вроде как разобрались и отдали им одну бутылку сахара. Вообще мы взяли вполне адекватный набор продуктов, но аппетит отвалился и съедали сильно меньше положенного, поэтому делиться в целом были готовы, лишь бы не нести.
Но дальше наш разговор перешел в еще более интересное русло. Гид спросил нас: а вы веревку брали?
— Брали, — отвечаем мы.
— А сколько она у вас метров?
— 50, — говорим.
— Понятно, а у нас 20, — вздыхает гид.
— Говорят, что там на 5200 лед, ребята перила вешали, — говорит нам этот гид.
— Ну да, мы слышали, — отвечаем мы..
— Ну как-нибудь будем проходить, ледобуры есть.
— А сколько у вас ледобуров? — Оживился гид.
— Пять, — отвечаем мы)
— А у нас один, — говорит гид)
— А давайте если че вместе пойдем и там что-нибудь придумаем, провешаем?
Ну мы не были против. Мы не можем себе представить, что там за участок, сложно ли его провешать, а с кем-то даже спокойнее. Мы соглашаемся. Ребята сообщают, что сейчас, несмотря на дождь и ураган, идут на стоянки за Рыжим бугром, и предлагают нам тоже выходить туда же. Подумав, мы понимаем, что это отличный вариант: по плохой погоде до туда дойти можно, зато завтра с раннего утра, пока солнце не жарит, можно будет выходить на прохождение закрытого ледника.

Ребята уходят, а мы начинаем собирать рюкзаки и палатку. Подъем на Рыжий бугор в такую погоду был интересным занятием. Ветер хлещет в лицо, то ли дождь то ли снег в глаза, холод собачий и ничего не видать. А самое интересное, что останавливаться не хочется. И хоть рюкзак уже больно давит на плечи, присесть тут абсолютно негде на отдых. На подъеме с перевала на сам бугор мы нашли какую-то ямку в камнях и решили устроить отдых хотя бы там. А потом и дошли до стоянок. Ребята нас встретили очень радушно, они уже сварили суп и предложили присоединиться к их трапезе. Нас накормили супом, сыром и свежим луком! Вот луку я радовалась невероятно сильно. Сладкое в меня никак не лезло, однако лук! Я постановила, что у меня явная нехватка лука в организме. Ребята ели еще и сало, но мы благоразумно отказались.
Здесь уже было значительно холоднее, чем под перевалом. Но, впрочем, вполне терпимо. Дождь постепенно перешел в снегоград. На этом и ложимся спать)

Утро выдалось просто невероятным! Идеальная погода, солнце, голубое небо и виды… Сногсшибательные виды во все стороны. Даже как-то не верилось, что мы сейчас здесь, посреди этого великолепия.
Мое утро неизменно начиналось с аптечки. Достаю антидепрессанты. Про себя смеюсь.. ну вот как? Как можно поверить, чтобы в ТАКОМ месте человеку понадобились антидепрессанты? Оно само по себе исцелит все что угодно. Но.. врач сказал, послушно пью. Сложно представить, что еще пару месяцев назад я не хотела жить, не могла спать, а поездку в горы воспринимала как что-то абсолютно не радующее, даже скорее тяготящее.. я согласилась на нее изначально просто по привычке.. Зовут в горы, я соглашаюсь, хотя не хочу. Но сейчас.. сейчас все изменилось, горы вернули мне меня.
Мы завтракаем и собираем рюкзаки. Наконец-то они полегчали!!! Кроссовки мы оставили под камнем на предыдущей стоянке, оставили там и один баллон газа. С этих высот мы уже идем только в ботинках. Мои трехслойные альпинистские боты наконец в деле, а не в рюкзаке. Надеваем на себя снаряжение: кошки, обвязки, ледорубы в руки. А еще немного из еды отдали ребятам. Рюкзаки кажутся приятнейшими! Но вот наши соседи собирать палатки не спешат. Они сообщили нам, что вчера зря наелись жирного сала, и сегодня им плохо с животами, поэтому с рюкзаками идти дальше они не могут. Решили сбегать налегке на акклиматизацию через ледник. Тем не менее их подготовка к прохождению меня заинтересовала, опустим что их трое на 20 метровой веревке, и при срыве человека в трещину, сделать перила им просто больше не из чего. У девушки, как оказалось, нет ледоруба. Совсем нет. Поэтому ее инструктируют так: при срыве в трещину падай назад на задницу и пытайся зарубиться палками. Хм… Ну ладно, не наше дело.
Дальше мы идем одни. Напялив на себя всю снарягу наконец ощутили себя альпинистами! Вокруг по-прежнему неземная красота и мы идем по леднику ослепленные великолепием Эльбруса. Ближе к концу ледника бежит ручей, даже скорее река. Снег вокруг этого места мокрый, мягкий, проваливающийся и противный. Катя страхует, я прицелилась, чтобы перепрыгнуть реку, но попала ногой в неудачное место.. нога ушла под снег по самое бедро. Мокрый снег мгновенно сковал ногу будто цементом, и выдернуть ее не представлялось возможным. В такой затруднительной ситуации я пыталась как-то освободиться, и вспомнила, что в моих руках есть отличное орудие — ледоруб. Я стала разрубать им снег вокруг своей ноги, но в этой же время весь ручей протекавший поблизости хлынул в образовавшееся пространство и лил уже мне в ботинок. Я подумала, что так можно и ногу обморозить, вода то мягко говоря холодная и снег вокруг, поэтому стала рубить быстрее, приходилось буквально окунать руку с ледорубом в воду по локоть. Наконец, нога была освобождена, и я смогла продолжить путь. Катя прошла этот ручей более удачно. После этого мы поскорее выбрались с ледника на камни. Одно из препятствий пройдено! Я сняла ботинки посушить обувь и носки. Вставила в боты химические грелки для ног. На счастье эти ботинки даже мокрые грели сами по себе.

После небольшого перерыва мы продолжили путь. Теперь мы идем по Ачкеръякольскому лавовому потоку. Периодически встречаются каменистые площадки для стоянок. Нас обгоняют два мужика. Рюкзаки у них тоже большие, но двигаются они значительно быстрее. Буквально делают нас как стоячих. В такой ситуации иногда кажется, что ты какой-то лох. Ну вот это правда. Ты ползешь тут как улитка, а люди бегут себе. Выше мы догнали этих мужиков, они остановились у ручья на обед. Сказали, что встали тут, потому что дальше воды нормальной уже не будет в жидком виде. Пообщались с ними. Оказалось, что эти двое уже сделали крест Эльбруса (поднялись с юга, прошли обе вершины и спустились с севера). А теперь на заминочку решили еще подняться с востока, перевалить через вершину и спуститься на юг. Ну что ж.. все встало на свои места, понятно почему они так бегут, да и зачем вообще надо себя с такими сравнивать?))) Да и акклимуха у них сильно лучше нашего. Пусть бегут.

А мы тем временем ползем, медленно но верно. Уже здесь стало ясно, что мы спокойно дойдем за сегодня до штурмового лагеря на 4300. Зато больше не надо будет тащить рюкзак вверх, это ли не счастье?

На подходах к большим местам для лагерей, заранее становится ясно, что скоро будет такое место. Как правило их выдает запах и туалет буквально под каждым камнем вокруг) А еще было невероятно печально наблюдать количество мусора, оставленное на стоянках… Это настоящая боль! Быть может на маршруте с юга, кто-то еще убирает, потому что там огромный поток туристов и инфраструктура, а здесь убирать некому, а восходители, наверное, думают, что я все равно сюда больше не вернусь, так и какая разница… Вот просто подумать: люди принесли сюда свои баллоны с газом, влажные салфетки, упаковки от продуктов — в чем сложность унести обратно все пустое и использованное? Вниз идти легче, много это все не весит, откуда такое бескультурье у людей? Мне непонятно. При чем здесь ходят достаточно многочисленными группами коммерческие туристы, и мне почему-то кажется, что от таких групп остается особенно много мусора. Я буду рада, если я ошибаюсь.


Ладно.. наконец мы доперли, доползли, до лагеря штурма! Это было невероятно круто! Наш новый дом был просторным и уютным. Здесь есть небольшой ручей с ледника, но он был очень слабым и воду удавалось набирать только с песком. Тем не менее мы набирали ее оттуда. Кроме нас на такой огромной площадке стояла лишь одна пара: парень и девушка. Они тоже планировали перевалить вершину с рюкзаками и уйти на юг.

Мы поставили палатку, набрали воды на ужин и пошли прогуляться чуть выше, прошлись налегке до высоты 4500. На спуске наблюдали потрясающий танец облаков и тумана среди ледников.

Заодно поймали слабый сигнал связи и узнали погоду. Расклад выходил такой: ближайшие два дня погода хорошая, а потом наступает жопа, глобальная. Находиться в такую здесь не очень хотелось бы. В идеале нам нужно за ближайшие два дня сходить на акклиматизацию до 5000 и сразу подняться на вершину. Хочется верить, что организм не подведет. Вставила в ботинки электрические греющие стельки, которые дал мне мой брат, они работают от банка.
Выглядит забавно, будто ботинки заряжаются на восхождение. На самом деле это помогло полностью их просушить даже в таких сложных условиях. Ложимся спать пораньше.
Продолжение следует.

































