Красоты пещеры Партизанская

Вот уж не думала, что такое скажу, но в последнее время мне частенько доводится бывать в пещерах. А раз уж пошла такая пьянка, то на майские праздники решили выбраться в пещеру, куда давненько хотелось попасть.

Пещера Партизанская находится в Красноярском крае, Березовском районе, в 12 км от п. Верхняя Базаиха и в 17 км от д.Жистык.
Протяжённость ходов: 6649 м,
Глубина: 151 м
Площадь: 9114 м2
Объём: 30728 м3
Вход в пещеру имеет форму карстовой воронки диаметром до 14 метров и глубиной 15 метров. Почитать про нее больше можно здесь.

Пещеру Партизанскую характеризуют три слова: красивая, труднодоступная, простая. Буквально в каждом гроте пещеры можно найти множество кальцитовых натечек самых причудливых форм, некоторые из них довольно большие, а так же всяческих сталактитов, сталагмитов, сталагнатов, флагов и прочих подземных интересностей. Также здесь много летучих мышей, есть озера. При этом пещера легкая. Не требует снаряжения srt, внутри нет сложного лазания. При этом она довольно большая. Это идеальный вариант для тех, кто в пещерах еще не бывал, не имеет опыта, но хочет попробовать спелеотуризм и проникнуться подземной экзотикой. Хотя для тех, кто не имеет спелеоопыта, конечно, нужно идти с проводником.

Попасть в эту пещеру обычно мешает крайне плохая дорога до туда. Нужно ехать либо на машинах высокой проходимости, либо с ночевками и пешком, а на это времени обычно нет. А тут как раз подвернулись майские праздники и целых пять выходных! И оказалось, что организовать поездку в эту пещеру просто, а большинство сложностей надуманы.

Дорога

Нас отправилось пятеро: я, Паша, Женя, Катя, Андрей. Андрей собирался побывать в пещере впервые в жизни, однако имел опыт горного туризма (что в общем тоже не лишнее). Транспорта повышенной проходимости у нас не было, поэтому поступили так: доехали на обычной машине до села Верхняя Базайха, среди очень немногочисленных жителей села нашли женщину, которая согласилась за нашим автомобилем присмотреть ближайшие пару дней. Мало у кого из жителей Базайхи есть двор, позволяющий загнать туда машину. Зато просто между заборами места сколько влезет. Женщина уверила нас, что здесь часто оставляют автомобили, и никто их не трогает. В общем обещала присмотреть, и мы припарковались у забора ее дома.

Сразу со старта начался дождь и ветер.

Что-то прохладно. Фото: Евгений Кислицын

Так и пошли. Было непонятно то ли надеть дождевик, то ли снять, чтоб не потеть. Дождь то шел, то не шел. Дорога от Верхней Базайхи до пещеры представляет из себя сплошной суровый гряземес. Хотя иногда он был разбавлен участками снега, который бывал достаточно глубок и проваливался.

Снег на северных склонах холмов. Фото: Евгений Кислицын

Дорога все время идет то в небольшую горочку, то с горки. На каждом пройденном холме кто-нибудь говорил: ну вот, перевал прошли. А минут через 15 все повторялось, так как проходили уже следующий перевал.

Такая дорога. Фото: Евгений Кислицын

Соседи

Несмотря на дождь, мы хорошо шли и 12 км гряземеса под рюкзаками преодолели за три с половиной часа. Дул сильный ветер и было прохладно, поскольку мы были мокрые (скорее даже от пота, чем от дождя). Потом отправились за снегом для чая (здесь есть ручей, но в период таяния снега он довольно мутный), а так же за дровами. Пока собирали дрова сняли с себя 6 клещей на всех.

Домики у пещеры и квадроциклы

Вскоре наше одиночество было разбавлено. Сначала подъехал одинокий мотоциклист (со стороны поселка Жистык), потом за ним стал подъезжать разный другой транспорт: квадроциклов штук семь, Нива и вот такая чудо Волга, которая нас особо заинтересовала. Владелец сказал, что она зарегистрирована как трактор.

Этот автомобиль тоже приехал к пещере

Самым странным в происходящем была музыка из Нивы. Вот мы ехали до какого-то малонаселенного села на машине, потом под дождем с рюкзаками шли по грязи 12 км, и казалось бы, должны были удалиться от цивилизации, а тут музыка и шумные соседи. Впрочем, они оказались довольно мирными и не помешали нам спать. А в пещеру они и вовсе не собирались. Судя по форумам всяких джиперов, они скорее ищут куда поехать на шашлыки так, чтоб там на машинах застрять и потом выкладывать смачные фотки, как они друг друга выстаскивают из грязи. И домики у пещеры Партизанская очень сильно им подходили для этой цели.

Утро встретило замерзшими лужами и снегопадом! Зима вернулась!

Спуск

От базы до входа в пещеру идти 1.6 км в горочку.

Вход в пещеру

На спуске в пещеру оборудованы лестницы, однако между ними есть скользкие участки, поэтому спускаются в пещеру коромыслом по веревке. А в мае здесь особенно было много льда на входе. Задача спуска коромыслом несколько смутила Катю и Андрея. Андрей сказал, что спускался так всего раз в жизни и давно. Но все отлично справились с этим спуском.

Упавшая береза немного мешает
Спуск. Фото: Евгений Кислицын

Уже в первом же гроте от входа стало ясно, что в мае здесь очень мокро, с потолка часто капала вода. А еще уже во входном гроте начинаются белые стенки и натеки.

Сначала мы пошли по стандартному маршруту.

Разбираемся с картой. Фото: Евгений Кислицын

Андрей просил подсказывать, чем здесь нужно восхищаться. Без подсказки и впрямь можно не понять.

Заглянули в грот Тупой. С энтузиазмом пока еще разглядывали все натеки и сталактиты, и фотали.

А еще посмотрели летучих мышей.

Мышка недалеко от входа.

На зиму они впадают в спячку, а сейчас уже проснулись. Но некоторые спали, так как был день. Очень меня удивила одна из мышей. Она сидела на потолке и постоянно сильно дрожала. Я не очень знакома с их повадками и реакциями. Но мышей в своей жизни видела очень даже много, а такое явление впервые. И что это значит сказать не могу. Может быть она замерзла? Или заболела? В общем непонятно. Может это нормально при каких-то процессах, которые происходят с мышами. Жаль, что я не знаток. Все остальные встреченные мыши либо спокойно спали, либо летали мимо нас.

Сталактиты

Дальше наш путь шел через гроты Мертвый (не нашли в нем костей медведя, о которых сказано в описании), Фантазия, Наклонный, грот Сплетений, Крест. В каждом крупном гроте пещеры на основных маршрутах теперь были напечатанные таблички с названиями гротов. Это просто нереально сильно облегчило наше ориентирование в пещере. Эх, вспомнить вот как мы ходили в 2014м все первый раз и без всяких там табличек. Ориентироваться здесь нынче стало очень легко! Потом мы немного сбились с описания маршрута, и в гроте Крест задумались как и куда мы хотим попасть. И пошли в грот Айсберг через грот Длинный, а не через Театр и ползунок, как в прошлый раз. Правда, желание попасть в грот Театр все равно было, в прошлый раз он нам как-то понравился.

Это и есть сам Айсберг

Из Айсберга отправились в грот Зебра — вот где много интересностей и красоты. По пути увидели кальцитовый водопад Медуза Горгона.

Жаль, конечно, что он уже не весь белый. Да и кальцитовый водопад Сова нам показался грязнее, чем был в 2014м. Одно прикосновение грязными руками к белой натечке может сделать ее коричневой и грязной навсегда. А ведь природа создавала все это очень много лет.

Решили пройти по кольцевому проходу над озером, правда, озера, через которое шли в прошлый раз, здесь не оказалось совсем. Видимо, за зиму вода ушла, а новая еще не натекла. Еще вспомнили, что в 2014м Женя нам очень рекламировал какую-то выгравированную фреску женщины в этом проходе, а в этот раз мы ее не увидели.

Сели в Зебре перекусить, но Жене очень не давала покоя эта фреска и он пошел в этот проход снова, и повел с собой Андрея, он же еще не видел сие чудо. Недолго сомневаясь, с ними пошла и Катя, так как она тоже не видела. Нам с Пашей она была неинтересна, но, поддавшись общему чувству, мы решили составить ребятам компанию и пошли с ними. На этот раз женщина была обнаружена.

До дна

Потом долго любовались натечкой чуть ниже в гроте Зебра.

Отсюда начинается ход на дно пещеры. Мы конечно же не смогли пройти мимо и нырнули под натечку. Было очень мокро, приходилось спускаться по настоящим ручьям. Блуждая здесь в 2014м, мы нашли какое-то озеро, вроде Японское море. Но мы не нашли самое большое озеро пещеры — озеро Глубокое. На этот раз мы снова начали исследовать ходы здесь. Сначала был какой-то скользкий наклонный спуск, который заканчивался небольшим уступчиком, над которым висели шлямбура. Решили на всякий повешать веревку. Кстати, мы эти места совсем не узнавали. В 2014м году мы ходили точно не здесь. Но что-то новое — это даже интереснее. Я была уверена, что эти ходы ведут на настоящее дно пещеры. И как мы их не нашли в тот раз было загадкой.

Ребята почему-то переживали. На каждый уступ возникал вопрос: а как поднимемся обратно. Но мы с Пашей были настроены довольно решительно. Сначала мы всей командой преодолели первый маленький уступчик вниз. В одну сторону от нас красовался еще уступ метров 8 глубиной и шлямбура для организации станции над ним. Вот тут точно есть сомнения как обратно, даже по веревке. Да и веревки у нас еще одной не было. Я уже строила в уме план как разрезать или отвязать кусок Жениной веревки, которая у нас висела на первом уступе. Впрочем, здесь был еще один ход вниз по натечке и ручьям. Мы скинули туда свободный конец нашей веревки, хотя оказалось потом, что можно было спуститься и скально. Стараясь не замочиться в ручье, мы аккуртано спустились вниз, и там было продолжение: хороший проход, выходящий в более менее крупный грот. Тот восьмиметровый уступ, кстати, спускался в этот же грот. Скорее всего по нему обходят ручей, когда в нем много воды. Некоторые из нас на спуске успели промокнуть в ручье. Когда все добрались до грота, то Катя и Андрей остались там, пока мы с Пашей искали дальнейший проход. Нам было жарко везде лазить и ползать, а они стали замерзать.

Я протиснулась в какую-то узкую дыру. К своему удивлению я увидела что мой проход соединяется с тем гротом, где находились Юджин, Катя и Андрей. Я позвала через него Юджина и Пашу спускаться ко мне. А сама тем временем нашла небольшой уступчик по ручью и натечке — метра два с половиной. Было немного очково по нему спуститься, подстраховал бы кто. Но Юджин сказал, что если я туда спущусь и не смогу выбраться обратно — это станет проблемой для всей нашей группы. Потом мы нашли еще один уступ. Здесь на шлямбурах висела местная стационарная веревка. По ней можно было спуститься коромыслом, и она явно вела на то самое дно. Но здесь уступ был куда больше — метров пять-семь, уж не помню. Но он был довольно крут, и действительно были сомнения легко ли там вылезти без снаряги по одной веревке руками обратно. Тем более, что местная старая веревка тоже не внушала доверия. А своей у нас уже не было.  Можно было что-то придумать, вернутсья и отвязать нашу веревку, но это время. А Женя все еще был с нами и говорил, что спускаться нам туда не надо. По его мнению, это был голос здравого смысла. Такой вид моральной поддержки, конечно, слегка разочаровывал. Поэтому пришлось отказаться от этой затеи с мыслью, что в другой раз придется идти еще раз подготовившись. А сейчас наверху мерзли промокшие товарищи.

Поэтому мы стали возвращаться обратно в грот Зебра. Уступ, на котором была оставлена наша веревка, кстати, не вызвал никаких вообще проблем. Паша по нему даже залез полностью скально.

Потом мы еще попытались поискать куда же мы ходили к озеру в 2014м году и, к своему удивлению, не нашли. У Игоря Орловского как-то был рассказ о пещерах «Путаница в мозгах? или свертывание пространства?». Вот этот эффект я замечаю в пещерах постоянно. К примеру, вот когда-то в Кубинской исследовали все самостоятельно, нашли грот Голубых озер, а дальше проход к ходу Второе рождение не нашли, хотя очень искали. На следующий раз пришли ровно туда же и нашли этот ход без всяких проблем! Как мы его не видели первый раз — вообще загадка. Вот и здесь: в прошлый выход не видели этот совершенно явный ход на дно. А теперь не увидели тот, что нашли в прошлый раз. Как так? Загадка.

Короче мы отказались от затеи искать дно и пошли искать другие интересные гроты. Перед этим хорошенько подкрепившись.

Байкал

Сначала пошли искать озеро Байкал. Мы с Пашей уже знали что это такое, а вот Катя и Андрей нет. По традиции мы всю дорогу их интриговали этим озером. Я думаю, после наших намеков они ожидали увидеть нечто величественное. Ход к озеру Байкал шел вверх. Все это скалолазание не очень просто давалось некоторым ребятам. А места там довольно мало, и к озеру подходить надо было по очереди. Мы очень смеялись когда услышали восторженный крик Андрея: о, вот это да! Точно Байкал! Он великолепен! А вот Катя своих эмоций не скрывала: И это Байкал? А Женя с довольным видом рассказывал ей где там остров Ольхон, а где Слюдянка. В общем я не буду постить фото этого озера, приходите и оцените сами величие озера Байкал в  пещере Партизанская!

Потом сгоняли в грот Театр. Это маленький гротик с большим сталагнатом и множеством интересных флагов.

Россия и приключения в гроте Циклоп

Далее мы отправились в самый, наверное, красивый грот Партизанки — грот Россия.

Прошли через так называемую Бутылку. Бутылкой обычно называют в пещерах вертикальный ход, сверху узкий и широкий снизу. Как правило такие ходы бывают сложными при прохождении снизу вверх. Ведь в широкой части очень сложно найти от чего оттолкнуться ногами. А при этом нужно вертикально нырнуть в узость и умудриться через нее пролезть. Но в Партиазнке бутылка совсем не такая. Говорят, она когда-то правда была бутылкой, но потом, видимо, кто-то подразобрал завал и расширил ход, да и снизу там все легко. В общем это место не вызовет ни малейшей сложности, даже у новчиков.

После грота Надежды посетили грот Циклоп. Это воистину огромный грот. И прогуляться по нему интересно. Но я сама устроила себе здесь еще приключения. А дело было вот как: я увидела узкий, но хороший проход. По карте он вел куда-то в сторону грота Сосед, около грота Айсберг. Соединить эти две части пещеры мне было интересно. И я решила сбегать одна на разведку. Пока Катя и Андрей гуляли по гроту Циклоп, Юджин ушел в грот Россия, а Паша сидел ждал меня у входа в этот проход. Проход вскоре расширился и был похож на подземные коридоры какого-нибудь дворца. Узкие но высокие гладкие стены и ровная земля под ногами. Идти здесь можно было достаточно быстро. Я ускорилась в надежде, что вскоре ход изменится или выведет в какой-то грот. Одна из частей этого хода была пониже и требовалось ползти на четвереньках. Иногда в разные стороны были какие-то ответвления, но большинство из них были тупиками. Мне казалось, что я хорошо запоминаю путь. Мой взгляд упал на летучую мышку на идеально гладкой стене прохода. После этого я увидела развилку. Ход сильно сузился, теперь нужно опять ползти. Один из двух проходов передо мной был перегорожен камнями. Это явно было сделано специально людьми. Очень явный намек на то, какой из двух ходов выбрать. Мне они были интересны оба. Но вдруг я представила себе как меня ждет Паша и ребята. В пещере ощущение времени очень сильно отличается от поверхности. Сколько я уже хожу здесь? Показалось, что долго. Я приняла решение вернуться к ребятам. Если бы удалось найти окончание этого хода быстрее… Я развернулась и уверенно побежала в обратном направлении. Вот здесь я помню, проползала на четвереньках, вот длинный ровный коридор, вот развилка — я ее проверяла, одна из них тупик. Вот я выхожу… Куда? Какая до боли знакомая мышь на стене. Мой мозг как будто отпечатал себе этот кадр. Я это уже видела. Проход сужается, нужно ползти. Это выход? Нет, это развилка, и один из ходов отгорожен камнями, чтобы случайно не свернуть не туда. Как же так? Я только что здесь уже была. В раздумьях где и как я умудрилась свернуть не туда, я снова стала возвращаться. Впервые в моей жизни меня посетила настоящая паника: учащенное дыхание и сердцебиение, страх. Это произошло на уровне инстинкта. Мой ум при этом понимал, что достаточно просто быть внимательнее и я обязательно найду выход. В конце концов можно перебрать все развилки и проверить их по очереди, их здесь не так уж и много. Попыталась кричать — в глухих подземных коридорах это занятие абсолютно бесполезное. Стены поглащают все звуки. Наверное, заблудиться в каком-нибудь широком гроте было бы более приятно, нежели в этом узком коридоре, но что уж? Подышала, успокоилась и пошла на очередной круг. По пути пытаюсь проверять встречные развилки, хотя уверена на все сто, что я шла именно так и помню дорогу. И тут я услышала голос Паши. Счастье!!! Он полез за мной! Он пошел меня искать! Ура! Мы встретились и, кажется, он даже не понял почему я настолько была рада его видеть!

— Пойдем, я покажу тебе выход в грот Циклоп, — сказал он мне.

И повел. Куда бы вы думали мы вышли? Такая знакомая мышь на гладкой стене. Сужение прохода, развилка. Один из ходов специально завален камнями. Это и был выход в грот Циклоп!!! Просто когда я заходила в этот коридор развилка осталась у меня за спиной и я не запомнила это место. А потом бегала кругами, постоянно выходя сюда же, но не понимала, что это и есть выход. И в каком бы направлении я не шла, я все равно выходила сюда же. Уф! Спасибо спасителю Паше! А ребята, оказывается, уже ушли без нас в грот Россия и даже не поняли, что что-то шло не так. А я, оказалось, невнимательно смотрела на карту. Тот проход, в котором меня кружило, находится уровнем выше грота Сосед, и прохода в него оттуда попросту нет. При этом он недорисован на карте.

Ну в общем, буду теперь осторожнее, хотя ничего особенного не произошло.

Дальше мы долго гуляли по гроту Россия.

Он огромен и красив. Поражающие потолки со сталактитами, сросшиеся сталагнаты, флаги и огромные белые стены, напоминающие шикарные ковры — вот чем интересен грот Россия.

Такой же богатый и необъятный как наша страна (ну это я думаю, что его назвали по такой логике, но могу ошибаться). Если честно, то от обилия красот этой пещеры уже потихоньку опухал мозг, и все сложнее воспринималось, что это нечто удивительное и интересное. Хотя вот сравнить с любой другой из ближайших пещер, и поймешь, что это реально интересно.

Два тура

Далее мы еще захотели посетить грот Два тура. Пошли в него через гроты Сухой и Ловушка. Грот Два тура знаменит имеющимся здесь журналом, где посетители пещеры оставляют записи, делятся впечатлениями.

Оставляем новую запись

Было интересно найти нашу же запись 2014го года.

Это она:-)

И, конечно же, мы снова оставили здесь свой след.

А это новая запись

После грота Два тура один из вертикальных участков мы проходили по лестнице, она была хорошей, почти новой. Зато чуть позже на еще одном подобном участке лестница совсем сгнила, и уже была отброшена в сторону. Но мы без больших проблем предолели этот участок скальным лазанием.

Система Белая Мартовская

Когда подошли к выходу из пещеры, Юджин выразил желание не идти с нами в систему Белую Мартовскую. Мы ранее в этой системе не были, и я изъвляла желание туда сходить еще на этапах обсуждения нашей поездки. Андрей сказал, что его организм в шоке и ему пока хватит впечатлений. Катя ничего не говорила, но вряд ли она пошла бы с нами без Жени. Таким образом мы разделились, ребята стали вылазить по веревке на поверхность, а мы с Пашей вдвоем перекусили и отправились на исследование системы Белой Мартовской.

Сразу решили не ходить в системы Анаболик и Экологов, поскольку судя по карте там нет просторных гротов и скорее всего там везде очень узко. Хотя в целом на будущее есть интерес и туда залезть как-нибудь. Но мы решили пройти все основные крупные гроты системы.

Когда мы остались вдвоем, стало как-то спокойнее, тише. Можно сосредоточиться на карте и не торопиться. Туда шли неспеша, осматривая и фотая различные гроты. Прошли извилистые коридоры, осмотрели гроты Фобос, Кибитка, вышли в грот Оранжевый. Сначала думали, что еще в Кибитке, и чуть не улезли в систему Анаболик, но вход был очень узким и вызвал сомнения. Сверились с компасом, и все сразу стало ясно. Отправились дальше. Посетили грот Фляжка (там особо интересного нет). После этого было одно узкое и не сильно удобное место перед входом в грот Белого спелеолога. Этот грот нам очень сильно понравился.

Пол в гроте Белого спелеолога.. Хотелось бы верить, что его не затопчут…
Еще там много таких штук

От него веяло каким-то умиротворением. Здесь был какой-то отдельный мир. Практически весь белый и чистый (и стены, и потолок, и даже пол!), постоянно капающая с потолка вода образовывала ручеек, который убегал куда-то дальше.

грот Белого спелеолога

По стенам мирно спят летучие мышки и не одна, и не две, а много.

Кстати, в системе Белая Мартовская ни один грот не был подписан, здесь не было никаких табличек, как на основных маршрутах Партизанки. Это более дикая часть пещеры и более интересная. Посидев и насладившись спокойствием этого места, мы отправились дальше. На пути в грот Фестивальный пришлось постараться, чтобы пролползти по земле и не намочить живот и комбезы в пробегающих по полу лужам и ручейкам.

Грот Фестивальный оказался очень большой и тоже весь белый, нарядный, красивый. Но я к этому моменту что-то очень устала фотографировать. Кстати с фотоаппаратом в этот раз было много проблем. Из-за слишком высокой влажности объектив постоянно запотевал. Из-за потерянной крышки он еще и частенько пачкался. А молния на чехле от фотика забилась глиной и постоянно расходилась.

в гроте Фестивальный

Мы полюбовались на красоты этого грота и с чувством выполненного долга отправились обратно. Выползти из грота Белого спелеолога было не совсем тривиальной задачей. Не то чтобы там слишком узко, но очень неудобно. Потом слегка заплутали в районе гротов Кибитка и Фобос, не узнав места. Но в целом из грота Фестивальный до поверхности выбрались всего за 25 минут. А всего в пещере было проведено немногим менее 12 часов. На улице уже стемнело, но было как-то не холодно. При свете звезд мы отправились к ребятам, которые давно уже поели и ложились спать. Они с интересом выслушали рассказы о наших приключениях в системе Белая Мартовская.

Дорога обратно

Следующее утро было солнечным и прекрасным! Дорога обратно прошла легко и непринужденно. Дошли до Верхней Базайхи еще быстрее, чем шли к пещере: 12 км по грязи под рюкзаком всего за три часа!

Фото: Евгений Кислицын

Машина стояла в целости и сохранности, а деньги за охрану автомобиля та женщина не взяла, несмотря на то, что мы очень настаивали. А еще она угостила нас березовым соком.Вот так закончились наши очередные подземные приключения. Есть желание вернуться в Партизанку снова, очень она понравилась. Хоть и совсем легкая пещера, но такая все ж интересная! Спасибо Жене за организацию этой поездки!