Путешествие по Байкалу. Теплые озера на Снежной

Когда я начала выкладывать фотографии с этой поездки, то мне сразу посыпались вопросы: а это где?! А я сама не знала где, пока не начала читать про Байкал и планировать данное путешествие. Изначально у нас было все легко: товарищи собирались ехать на остров Ольхон на машине, при чем с детьми, что было очень кстати, мы же тоже с ребенком. А что уж там на острове делать разобрались бы на месте. Но в последний момент (при чем в день нашего отъезда в Ергаки), эти ребята написали, что они никуда не едут! А мы планировали ехать с ними сразу, вернувшись с похода. В общем у нас осталось время, чтобы в Ергаках обдумать дальнейшие планы, а вернувшись домой, собраться и поехать фиг знает куда.

Мы сразу же отмели Ольхон. Говорят, там лучше передвигаться по острову на машине или на велосипеде. Расстояния большие для пешки, тем более с ребенком. А на месте сидеть тоже не охота. Но мы все равно решили прокатиться по Байкалу. Выбрали несколько мест, которые интересно было бы посетить. Теплые озера на реке Снежная предложила я. Во-первых привлекло, что по описанию в интернете они теплые, значит можно будет купаться! А то Байкал холодный. А в холодной воде мы в Ергаках уже накупались. Второй критерий выбора места был такой — чтобы было куда походить по окрестностям. Ну не можем мы просто отдыхать, не умеем!

Теплые озера на Снежной

В окрестностях Теплых озер была, к примеру, гора Шапка Мономаха, на которую, судя по описанию, часто ходят туристы, то есть маршрут несложный, прогулочный. Ожидалось, что там отличная натоптанная тропа на вершину и хорошая площадка для обзора окрестностей. Как оказалось на самом деле потом расскажу.

гора Шапка Мономаха

Еще там можно было погулять по самим озерам. Всего озер три: Изумрудное, Мертвое и Сказка. При чем они находятся очень близко, но друг с другом не сообщаются под землей, что пока никак не объясняется. Говорят, вода в озерах совершенно разная по химическому составу. Еще там растет древний реликтовый лес, которому более 400 лет. В этом лесу есть знаменитый тополь, обхватить ствол которого едва могут пять человек взявшись за руки.

А еще от Теплых озер начинается дорога к другим озерам — Соболиным. Про них мне однажды рассказывала одна девушка. Тогда она сказала, что на пик Черского есть хорошая дорога, а вот на Соболиные озера.. Дальше она загадочно смеялась, из чего следовало, что дорога там какая-то жесткая. У этих озер находится пик Тальцинский. А еще там рядом много интересных водопадов. Конечно, нам хотелось это все посетить. Вот только от Теплых озер до Соболиных 18 километров! 18 километров хрен пойми какой дороги с ребенком и кучей вещей на себе.. «Да ну нафиг», — подумали мы.. Успели уже напешеходиться в Ергаках. Сейчас мы ехали просто отдыхать. Поэтому придумали другой план: по реке Снежной ходила аэролодка. Мы решили, что доплывем до Соболиных озер на ней, а дальше прогуляемся до водопадов еще несколько километров. Вот такой был план на первую часть нашего Байкальского путешествия. А теперь о том, как все получилось на деле.

Дорога

Ехать на поезде нам пришлось в купе. Не потому что у нас деньги лишние. А потому что брали мы билеты в последний момент, и они стремительно заканчивались. Нам повезло, что мы купили хотя бы одно нижнее место в купе. На верхних ехать с ребенком жестко.

Вышли прогуляться во время стоянки поезда. Идет дождь

Попутчики нам попались хорошие, интеллигентные. К примеру, когда Ника ложилась спать днем, они уходили куда-то к своим коллегам или товарищам, чтобы не мешать. Хотя мы их не просили об этом. А в остальное время в поезде мы занимались тем, что учились ходить. В проходе купейного вагона это делать довольно удобно, он длинный и свободный. Я, конечно, ужасно уставала, ведь мне приходилось все время ходить туда-сюда по поезду скрючившись (чтобы держать ребенка за руку). От этого уставала спина. Но в остальном все было прекрасно. Вечером все ждали когда уже будет станция Зима, ведь поезд на ней стоит аж 50 минут! Можно выйти прогуляться. Насмотревшись Игры престолов, мы с Пашей шутили, что «зима близко».

Станция Зима

Еще из интересного, пока ехали небо везде было пасмурное. На столько километров ни одного просвета. Но мы еще не придали этому особого значения. Спать на одной полке с Никой стало сложнее, она заметно подросла с семи месяцев (когда мы ездили вместе на Борус).

Выдрино

Рано утром мы приехали и вышли на станции Выдрино. Лил дождь. Нет, это был не какой-то страшный ливень, который внезапно начинается, и быстро заканчивается. И не такой легкий моросящий дождь, который длится долго, но становится то сильнее, то ненадолго закачивается. Это был такой дождь, который все время льет равномерно сильно. Хорошо, что на станции была небольшая крыша (типа как автобусная остановка). Потому что само здание вокзала не работало. Ну в общем мы знаем толк в извращениях, знаем куда поехать, чтоб было весело.

Изначально мы планировали пройти 6 км до Теплых озер пешком. По хорошей дороге-то, что не пройтись? Но эта погода.. эта равномерно унылая погода погасила во мне всякое желание идти и тащить на себе рюкзак и ребенка. На столбах рядом висели таблички с номерами такси. Так что мы позвонили по одному из номеров и попросили отвезти нас до места. Ответственно предупредили, что у нас багаж и ребенок. Ну мы наивные, думали тут есть кому-то до этого дело)))) Сонный водитель вообще был удивлен, что здесь кому-то куда-то надо ехать, похоже.

Итак, мы загрузились в машину. Водитель оказался интересным человеком. Рассказал нам и про местный древний лес, и про то, что недавно был ураган, и кучу деревьев повалило, но с дороги их уже убрали. А про погоду сказал, что дождь этот у них аномальный. Льет вообще не переставая уже четвертый день. Иркутск затоплен. За три дня выпала месячная норма осадков (или даже больше?). Вот так мы выбрали время и приехали купаться!

Теплые озера на Снежной

Теперь расскажу о том, где мы жили. Вообще там можно жить в палатках. И у нас была с собой и палатка, и спальники, и все прочее для автономного существования. Но шел аномальный дождь. А мы уже насиделись в палатке под дождем в Ергаках. Это скучно и тесно. Поэтому мы решили переночевать две ночи на местной базе отдыха. Их реклама заманивала и говорила о том, что это будет комфортно. Однако, когда мы хотели взять двухместный домик за 900р в сутки (самый дешевый вариант) администратор стала нас сильно отговаривать. Она сказала, что эти домики ужасны, и что там будет холодно. Обогревателя и чайника там нет. И вообще люди, которые берут проживание в этих домиках, потом требуют вернуть им деньги. Вот так внезапно..

Короче она предложила нам альтернативу — домик за 1400 в сутки. Отличается от первого варианта наличием обогревателя и чайника. Гхм.. Да, на этой базе есть еще благоустроенные номера с туалетом за 4500 и дороже в сутки O_o, но это как-то перебор. Да нам и не нужен особый комфорт. А вот тепла хотелось. Несмотря на то, что было лето (середина августа), было холодно!

Еще эта женщина-администратор очень рассмешила нас тем, что здесь на базе не везде есть мобильная связь. Она сказала: ну а что вы хотели? У нас же тут тайга! Тайга!!!

Ну что в итоге? Нас поселили в медпункт за 1400 в сутки.

Наш медпункт

Все эти домики — бывший детский пионерский лагерь. При чем с советских времен там похоже никто ничего не реставрировал. Зато деньги брали за проживание. Это ж Россия, детка!:-) Туалеты деревянные на улице. Умывальники с водой тоже на улице. Короче, есть шанс попасть в прошлое и проникнуться атмосферой советских времен. Напротив нашего домика была песочница и качели, а также волейбольная площадка. Но, ввиду мокрой погоды, везде было пусто. Сначала в нашем домике было очень холодно. Обогреватель мы сразу же включили. У нас была двухместная кровать, шкаф (под медикаменты), вешалки для одежды. Вот пожалуй и все. Еще наш домик отличался от других наличием крыльца с крышей! А нем был стол и стул. Внутри, кстати, не было даже стола. Так что нам повезло. Мы уложили Нику спать, а сами сели на крыльцо варить обед.

Отмечу хороший момент про данную базу: каждый год они выделяют деньги водолазам, которые чистят дно озер. По крайней мере они сами так говорят. В целом на территории было довольно чисто, хоть какой-то толк от них там есть.

Дождь лил по-прежнему. Не сильно, не слабо, просто все время лил. Мы были почти на берегу озера, но не хотелось туда даже подходить смотреть.

Гора Шапка Мономаха с озера Изумрудное
Часовня на берегу озера Изумрудное.
Часовня на берегу озера Изумрудное. Было бы идеально оставить здесь только ее из всех построек.

Все тропинки к туалетам и умывальникам были сильно размыты, и чтобы сходить туда требовались резиновые сапоги. Мимо нас дружным строем прошла группа отважных китайцев на экскурсию. В резиновых сапогах, дождевиках, с зонтиками и фотоаппаратами. И вот мы сидим и осознаем куда попали и что дальше.. Стало смешно.. Аномальный дождь, тайга, китайцы.. что вообще происходит в нашей жизни?)

Когда я ходила умыться к умывальникам встретила там мужчину. Меня вообще удивляло, что на этой базе есть какие-то люди, кроме нас. Еще и из других стран. Да пусть и из нашей. Ну в общем я в нем увидела товарища по несчастью. Спросила про погоду: он говорит по прогнозу сегодня дождь последний день, а завтра будет солнце. Честно говоря не верилось.

— Мы ж купаться приехали. — говорю я ему.

— Ну и мы тоже, — отвечает он.

Ну ладно, значит мы не психи. Другие люди тоже ездят сюда купаться. Но пока купаться не тянуло. Когда мы пообедали, то поняли, что дождь вдруг закончился. Внезапно… Но суше от этого, конечно, не стало. Тем не менее, чтобы не терять этот день, мы решили, что надо куда-то идти. Как минимум осмотреть все три озера. А план-максимум — подняться на гору Шапку Мономаха. Она, кстати, хорошо была видна практически от нашего домика. Тем более мы знали, что подъем на нее должен быть несложным. Местная природа действительно красива и вызывает интерес.

Итак, сначала мы прошлись по всем озерам.

Озеро Сказка

На противоположном берегу озера Изумрудное стояла  красивая часовня. Вообще здесь постоянно обнаруживались всякие религиозно-церковные штуки.

К примеру, такая табличка была у самого нашего медпункта
Или вот лавочка на берегу озера

У самой часовни паслись несколько чудных осликов.

Ослик пасется у часовни
Ослик и мы
Ослик!

Которые дико заинтересовали и радовали Нику. Поэтому около них мы задержались. А потом отправились дальше.

Странные арт-объекты в лесу
Небольшой приятный участок тропы недалеко от часовни - лестница
Небольшой приятный участок тропы недалеко от часовни — лестница

Подъем на Шапку начинался от озера Мертвое.  Его глубина варьируется от 10 до 20 метров. Мертвое озеро — самое заболоченное. Это мы сразу же приметили.

озеро Мертвое и гора Шапка Мономаха

Чтобы сделать фотографию на берегу озера, мне пришлось с ребенком в рюкзаке пролезть по скользкому бревнышку на заболоченный островок.

Озеро Мертвое и Шапка Мономаха

В это путешествие я брала два вида одежды — городская и походная. Но уже здесь немного оплошала. Пошла в джинсах (в моем понимании относятся к одежде городской, то есть приличной). Ну я же шла прогуляться по экскурсионному маршруту, где ходят толпы туристов. Поэтому думала, что ничего такого в этом нет. На деле тропа к горе Шапка Мономаха идет по самому краю озера, а болото там было просто непроходимое. Какое-то время нам удавалось его обходить по более сухой части, но дальше остался выбор — адовый бурелом, либо болото и мы поскакали по болоту. Какое-то время удавалось перескакивать с кочки на кочку. Дальше и кочек не осталось. Одна вода. Все бесполезно. Осталось представить себя кораблем и разрезать водную гладь, а она была иногда выше резиновых сапог.

Здесь я иду уже по этому болоту обратно

Шапка Мономаха

Ника уснула в рюкзачке. Наконец эта водная жесть закончилась, мы начали подъем в гору. Тропа была плохо читаемой и постепенно терялась. Мы просто лезли по лесу в гору преодолевая скользкие камни, бревна, кусты.

Подъем на гору Шапка мономаха

Очень мокрыми и скользкими были трава и мох под ногами. Я не могу сказать, что подъем сложен, особенно для альпинистов и туристов-горников, вовсе нет. Но мы морально как-то не настраивались лазить по таким дебрям.

Были на подъеме даже такие скалы, их мы, конечно, обходили

А перед самой вершиной подъем стал еще круче — градусов 50, и подниматься стало возможно лишь цепляясь руками за деревья. Честно говоря, здесь я уже напряглась, ведь придется здесь же спускаться! А у меня в рюкзачке маленький ребенок. Возможно есть к вершине тропа получше и идет с какой-нибудь другой стороны, доподлинно это неизвестно.

подъем на Шапку Мономаха

У самой вершины лежало нечто. Огромная кубической формы канистра с водой. Похоже скинутая сюда с вертолета. Зачем? Вообще загадка. Еще здесь, как везде в округе, была табличка с церковными надписями.

На вершине горы Шапка Мономаха

Сама вершина была очень острой и маленькой скальной, никакой удобной площадки здесь не было. Об этом можно было догадаться еще глядя на эту гору снизу. Зато с нее был действительно потрясающий вид на все три озера, реку Снежную и Байкал.

Вид с вершины горы. На горизонте Байкал

Мы поднялись сюда с озера примерно за час.

А теперь предстоял спуск. Его пришлось проводить крайне осторожно. Падать с ребенком в рюкзачке — непростительная ошибка! Но за все время сколько я ее таскала, я уже привыкла к ответственности за каждый шаг и осторожности.

Сразу после спуска с горы такая надпись на дереве

Когда мы спустились вниз, то вновь пришлось преодолевать глубокое болото. Ничего себе прогулочная экскурсия вышла! Читала в одном из отзывов про базу, что один товарищ ходил на эту экскурсию с гидом аж за 2000р, и остался очень доволен!:-)))

Потом мы отправились сушиться в наш теплый домик. Теперь необходимо было выяснить все про аэролодку, чтобы осуществить вторую часть нашего плана на эти места. Для этого я отправилась в домик администратора — сотовая связь же там не ловит, тайга! Администратор, узнав, что мы сходили на Шапку Мономаха очень удивилась. Потом показывала на нас другим посетителям и представляла это как что-то выдающееся. Еще и с ребенком! Было забавно. А вот аэролодка к сожалению уже не ходит по реке Снежная. Ее владелец сказал, что забрал ее в Иркутск. Так что попасть в этот раз на Соболиные озера нам не довелось. Пешком это был бы полноценный поход, но если представить какое там может быть болото после Шапки Мономаха — эта идея уже не слишком привлекала. Поэтому мы решили времени не терять: на следующий день с утра искупаться в озерах, осмотреть древние тополя и совершить переезд в Слюдянку.

Реликтовый лес

На следующий день погода действительно наладилась! Выглянуло солнце и стало тепло. Народ приехал купаться. А вот озера теплыми не стали. Долго находиться в воде не тянуло, холодно!

Купание в озере Изумрудное

Потом мы собрались и отправились пешком на жд станцию 6 км. По пути осматривали тополя и кедры с табличками, которые встречались у дороги.

С каким-то древним деревом
И еще с одним
Также встречаются древние кедры

Но у Паши была отмечена в навигаторе какая-то точка. Мы подумали, что это и есть координаты самого древнего и знаменитого тополя. Чтобы найти ее, нам пришлось сильно углубиться в заросший реликтовый лес, однако там ничего особенного не оказалось, видимо точка была поставлена кем-то от балды.

Залезли в лес в поисках тополя
Выбрались обратно на дорогу

Переезд в Слюдянку

Мы вышли в Выдрино, здесь проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Выдрино

Зашли в местный магазин, дождались электричку и поехали в Слюдянку. В электричке мы перепаковали вещи. Разделили их на вещи нужные и не нужные в походе. Походные собирались взять с собой на пик Черского. А городские оставить в камере хранения на вокзале в Слюдянке.

Вокзал в Слюдянке - единственное здание сделанное целиком из мрамора
Вокзал в Слюдянке — единственное здание сделанное целиком из нешлифованного мрамора

Приехали мы туда довольно поздно, девятый час вечера. Сначала думали поставить палатку где-то на начале тропы. Но мы были такими уставшими, а вечер наступал так быстро… Нашли в интернете базу отдыха, как раз у начала пути! Удачно! Созвонились — нам сказали, что есть свободные комнаты, можно приходить, ура!

Пока выясняли все моменты стоя на вокзале, подъехал поезд. Оттуда высыпала толпа китайцев. Они радостно стали фотографировать вообще все вокруг, в том числе и нас. Непривычно:-)

Вокзал в Слюдянке

Дальше мы пешком отправились искать свою базу, на следующий день по плану выдвинуться к пику Черского. Но об этом будет следующий рассказ.

Продолжение о восхождении на пик Черского читайте по ссылке.

5 Комментариев к Путешествие по Байкалу. Теплые озера на Снежной

1. Сумасшедший маршрут! После Ергак еще и на Байкал? Про этот уголок вокруг Байкала вижу отчет впервые 🙂 Даже не знала, что есть на Байкале Снежная река и такие озера.
    Да, с погодой вам не повезло, но молодцы, что все же искупались в Теплых озерах, пусть они и не были столь теплыми.
    С заходом на Пик Черского… С нетерпением жду продолжения!

1. Да, мы иногда так делаем.. приезжаешь откуда-то и почти сразу снова в путь. При чем толком не успев подготовиться:-) Это в нашей практике путешествий было уже не впервые. Про эти озера нам и самим было смешно.. Практически никто из наших знакомых даже не знает, что есть на земле такое место! Надо ж нам было на просторах интернета откопать и выбрать именно его!:-) Но я не пожалела, что мы там были. А на пик Черского идти было сложно… но об этом потом)

2. Когда я сейчас уже писала про восхождение на Шапку, то я подумала, что это очень в духе рогейнов! И болото, и заросли и дебри всякие:-) Но тогда я еще даже не знала, что такое рогейн.

1. Да! Я сразу подумала о рогейнах, когда читала про Шапку! Очень болотисто и зарослево, и этот уклон 50 градусов.
        Когда я «подсела» на рогейны, то во время очередного бурелома мне пришла в голову мысль «И когда я успела все это полюбить?» На что товарищи по походу мне ответили: — Ты всегда это любила. Просто с годами все больше становишься самой собой.
        Так вот, твое желание участвовать в рогейнах тоже не случайно. Не каждому понравится такая жесть, а только предрасположенным к этому людям.

2. А не подскажите, как Вы шли по маршруту? Вы где-то взяли карту или нашли в интернете или вовсе по наитию??