Кинзелюкский водопад. Часть 2: Мы идем по Восточному Саяну

Первую часть я закончила на том, что нас не довезли до четвертого порога на Кизире из-за низкой воды. Поэтому вместо запланированного релакса и подготовки к пешей части пришлось экстренно сгрести вещи и окунуться с головой в данную местность. Поначалу оптимизма было хоть отбавляй, но это быстро прошло. Поплутав в буреломах в лесу, мы увидели слабое подобие тропы. Охотники из местных изб прокладывают тропы в лесу вдоль рек, по которым ходят зимой на лыжах и расставляют ловушки на зверей. А чтобы потом не потерять эти ловушки, оставляют зарубки на деревьях.

Ссылка на первую часть рассказа

Карта, примерный маршрут за первые три пеших дня. 1) Красный — от избы на слиянии рек Кинзелюк и Кизир 7 км вдоль Кизира. 2) Синий — продолжение пути вдоль Кизира до избы на 4м пороге Кинзелюка. 3) Оранжевый — от избы на 4м пороге подъем по ближайшему носу на перевал Удобный.
Начало пути, увидели, что местами тропа пропилена

Местами на этих тропах даже пропилены завалы, но, так как охотники здесь ходят на лыжах, то большинство упавших деревьев под снегом им никак ходить не мешают. Поэтому пропилов немного.

Мы увидели первую на нашем пути ловушку на соболя. А чуть позже нам попался даже один большой капкан, но я его не сфотала.

Ловушка

Оптимизм был еще на высоком уровне. Подумалось, что если будет тропа, то мы легко пройдем за один день эти 12 километров. Но «тропа» становилась все незаметнее, пока не растворилась полностью в тайге. Мы попытались ее найти, прочесав лес. От склона горы слева от нас до реки справа было не очень большое расстояние. Но прочесывание леса от склона до реки не дало результата. Тропы не было никакой, даже совсем незаметной. А растительность становилась все гуще. Обилие кустов и поваленных деревьев затрудняли путь. Там где их становилось поменьше, Саша пытался ускориться, чтобы у нас был шанс за этот день дойти. Но расстояние все равно уменьшалось  очень медленно, а скорость наша постоянно снижалась, усталость наступала очень быстро.

Фотала я в первые дни очень мало

Помимо кустов и бурелома, в лесу еще было огромное количество комаров, мошки и прочей живности, готовой нас сожрать. Очень сильно спасали шляпы с накомарниками. Это гениальная, простая и очень нужная вещь! Без них вся мошка лезла в глаза, уменьшая и без того низкую скорость движения. Очень спасал лосьон от комаров. Его надо было намазывать прямо на кожу, и комары в этих местах реально не кусали. Впервые видела такое чудо, оно работало!

Я не знаю сколько весил мой рюкзак. Впервые за последние походы я даже не пыталась его взвесить заранее дома. По ощущениям он не казался чересчур тяжелым. Но оказалось, что все не так просто. Когда ты девочка с короткими ногами, и твой собственный вес всего лишь вдвое больше веса рюкзака, то в тайге, в буреломе у тебя возникнет множество проблем! У меня есть опыт суточных рогейнов и прочих соревнований, где рюкзаки не тяжелые, а бурелом очень злой, и я хожу по нему вполне сносно. Так же есть опыт тяжелых рюкзаков в горах. Но тяжелый рюкзак плюс бурелом — убийственное сочетание! Постоянно нужно было лезть через бревна, диаметр которых гораздо больше длины моих ног. Я не могла на них залезть, рюкзак постоянно откидывал меня назад. Мышцы бедра вскоре стало сводить на каждом бревне. Весь этот ходовой день превращался в ад. А тот факт, что таких дней впереди ожидается минимум десять, вселял в меня тревогу.

Расстояние до 4 порога сокращалось предательски медленно. Мы присели в очередной раз отдохнуть. Было заметно, что все устали. Мне было немного стыдно за мою физическую форму. Мы немного перекусили. Стало слегка веселее. А потом увидели, что сидим в траве, по которой ползают клещи! Пришлось в панике хватать вещи и, скидывая с себя клещей, уходить оттуда, а потом осматриваться.

После очередного привала мы отправились дальше, а потом Саша не мог найти какую-то нужную сумочку. Потом оказалось, что там у него лежало два внешних аккумулятора. И все бы ничего, если он их потерял, так как у нас с Пашей был еще один. Но все карты местности были загружены в Сашин айфон, а единственный провод для айфона остался в той же сумочке. То есть мы рисковали остаться без навигации в первый же ходовой день. Конечно у нас были еще бумажные карты, компас и можно было ориентироваться по gps в наших с Пашей телефонах. Но все же это было неприятно. А самое хреновое, что найти эту сумочку в случайном месте в лесу, даже если вернуться, было нереально. Никто не помнил, где именно мы шли и сидели, а тайга вся на одно лицо. Мы уже успели было расстроиться. А потом Саша эту сумочку нашел в каких-то недрах своего рюкзака. Ситуация была спасена.

Один раз внезапно услышали мотор. Такой звук сильно выбивается из всех местных звуков тайги. Звук разносился с реки. Вылезли ближе к воде посмотреть. Мимо вниз по течению проплыла аэролодка. Видимо чья-то личная. Местные забросчики на таких не возят здесь. Такая лодка может идти по довольно мелкой воде без проблем. Мы позавидовали им, но наш поход еще только начался.

К концу дня мы прошли всего семь километров. Семь из двенадцати. Каждые 300 метров садились отдыхать. Я раньше не могла себе такого даже представить. Я не знаю как ребята, но лично я полной мере ощутила всю жалкость своего существования. Мы — какие-то песчинки, муравьишки, которые пытаются куда-то там доползти. Выше километра в час скорость не поднималась никак. Но под конец она стала даже меньше. Стало ясно, что если мы попытаемся дойти еще пять км за этот же день, то придем мы на 4й порог к 12 ночи в самом лучшем случае, и неизвестно в каком состоянии. И не факт, что после всего этого завтра сможем полноценно идти с раннего утра. Скорее всего половина следующего дня все равно будет потеряна на отдых и сборы.

Мы приняли решение вставать лагерем. Хотя найти место для лагеря в заваленной бревнами  болотистой тайге было не так просто. Нет ровных площадок для палатки, и везде огромное количество комаров. Слева от нас возвышался какой-то холм. Саша решил сходить туда на разведку. Вернувшись он объявил, что встаем на ночевку на холме. Там есть ровные места, больше солнца и меньше болота, и даже есть какой-то вид. Единственное, чего там не хватало — это близости воды. Но мы решили что разок до реки со всеми бутылками сходить сможем, хоть и не близко.

Мы заползли на холм и сбросили рюкзаки. Первое время и я сидела и не могла пошевелиться. Саша включил экшн камеру и стал все снимать. Мне кажется вид у меня был довольно жалкий. Необходимо как-то оживать. Скоро наступит ночь, а дел было еще полно: сделать костер, поставить палатку, сварить ужин, сходить за водой.

На самом деле мысль о том, что нас так вымотали первые же семь километров пути удручала. Мы прошли за ходовой день всего семь километров! И это не было легкой прогулкой, мы реально очень устали. Шли семь часов. Все это не умещалось в моей голове.

Чтобы хоть немного стало легче, я решила сходить до реки окунуться. Холодная вода часто придает сил. А заодно взяла все бутылки набрать воды. Но когда я дошла до реки, меня посетило несколько важных мыслей: я ушла довольно далеко от ребят и нахожусь совсем одна в тайге. Если я буду кричать, они меня отсюда не услышат, река заглушает все звуки. В любой момент к реке на водопой может выйти медведь. А я пошла просто мыться и у меня нет с собой ничего: ни свистка, ни петард, ни других средств защиты. Скажу честно, стало жутковато. Тем более, что следы медведей там мы видели повсюду в большом количестве. Я постаралась быстрее окунуться в реку, одеться и набрать воды. Теперь предстояло только вернуться на наш холм. Но было страшно, потому что для этого нужно было лезть в кусты, где ничего вокруг не видно. И есть шанс, что медведь появится внезапно в опасной близости. Пришлось взять себя в руки и, прислушиваясь ко всем звукам, аккуратно нырнуть в кустарник. Когда я начала подъем на холм, мои ноги совсем не хотели идти от усталости. И тут навстречу появился Саша. Это было очень радостно. Он забрал у меня половину бутылок с водой. Но главное, что мне теперь стало спокойнее.

Мы сварили ужин и стало совсем темно. Было интересно где сейчас Алексей. Сумел ли он дойти до 4 порога за сегодня? Почему-то нам казалось, что да. Мы не смогли. Но не время отчаиваться. Поход продолжается.

Паша: Это было ожидаемо, что так сложно. Вроде все нормально.

Саша: … уже уснул, пока Паша делился мнением об этом дне.

День 3. Еще один день по тайге.

С утра мы быстренько позавтракали, сложили вещи и отправились дальше. Ребята забрали у меня баллоны с газом, чтобы немного разгрузить. До избы на 4 пороге оставалось 5 километров, и это ободряло. Вообще в этом походе каждый день возникало ложное ощущение, что вот именно в этот то день точно будет легче, чем в предыдущие. И каждый день это ощущение нас обманывало. Вышли в 11 утра.

На удивление после предыдущего тяжелого дня ноги у нас не болели. Списываю на выпитый вечером bcaa. В качестве эксперимента я взяла его в поход, и мы пили по одной порции каждый вечер. По моим ощущениям это сильно помогало на следующий день после любой нагрузки вставать без болей в мышцах и усталости.

Отсюда решили идти прямо по воде

Хотели было пойти по верху по хребту, казалось, что там меньше завалов, болота, кустов. Но вскоре вышли к крутом скальному обрыву. Пришлось возвращаться, спускаться с холма к реке и идти вдоль берега. Мы перешли какую-то небольшую протоку реки на остров. Здесь было много густой растительности. Потом мы просекли такую штуку — по берегам реки иногда встречались каменистые отмели. Когда мы их видели, то старались выходить на них и идти по ним.

Вот тут идти была халява, но такие участки длились не более 100-200 метров

Даже какие-то сто метров пройти по более менее ровной поверхности, без необходимости каждый шаг перелазить какое-нибудь бревно — это был настоящий отдых! В 14:30 на таком галечном пляже на солнце устроили обед. Это было кайфово.

Потом и вовсе увидели очередную протоку и пошли прямо по ней.

Наша тропа
Местами идти по такой было офигенно удобно

Зато ровная поверхность! Я для этого даже переобулась в кроксы и шла по воде. Прохладно, но терпимо. А потом ноги стали сильно вязнуть в песке. Он схватывал их как цемент, и приходилось их выдирать с силой. Тогда решили все же выйти снова на берег и идти по траве.

Совсем немного отойдя от лагеря, мы стали часто встречать следы медведя на песке. Совсем свежие. А ведь неподалеку я и ходила купаться днем ранее на реку одна. Вообще было ощущение, что мы идем прямо следом за мишкой. На наше счастье обладатель следов с нами в этот день не встретился.

Форма передних и задних лап отличается
Этот мишка не сильно большой

На самом деле медвежьи следы в лесу были повсюду. Встречались и лежки и разрытые ямы на каждом шагу.

Расстояние сокращалось немного быстрее, чем вчера. Тело слегка приспособилось к передвижению по такой местности. Например во многих случаях я научилась через бревна перекатываться. Это в разы легче чем перелазить. Если бревно достаточно большое можно на него просто лечь, и инерция рюкзака просто переваливает тебя на другую сторону. Это было забавно. Но скорость все еще была примерно километр в час. Мы считали километры, оставшиеся до избы и гадали станет ли пусть легче. Периодически встречались небольшие скальные прижимы, которые мы как-то проходили или даже пролазили траверсом. Потом налетела туча и гроза, пошел дождь, намочив всю тайгу. Стало довольно мокро и неприятно лазить по этим кустарникам. Потом на другом берегу реки мы увидели еще одну охотничью избушку. А по нашему берегу вскоре началась охотничья тропка. Мы попробовали обрадоваться. И даже прошли по ней под одной огромной скалой. Это было очень красивое место.

Часто встречались ароматные кусты смородины. Листья мы каждый день набирали на вечерний чай, а ягоды я все время ела по пути. Даже неспелые они были довольно вкусными. Иногда попадалась и жимолость. А около изб на реке часто встречалась малина.

Самый треш предстоял дальше. Вскоре начался огромный скальный прижим, тропа полностью исчезла, оставив нас на крутом травянистом склоне. Мы пытались передвигаться по нему траверсом (не теряя и не набирая высоты, где удобнее), но в какой-то момент осознали, что склон стал опасным, а мы уже не можем уйти с него ни вверх, ни вниз. Из под ног вылетали камни, скользила трава.

Не очень удобный склон

Паша ходил на разведку выше по склону, Саша бросил рюкзак и отправился искать спуск.

А внизу плещется река

Оставалось пройти совсем немного до конца этого прижима. А дальше внизу начинался пологий берег. Мы смогли спуститься туда по очень крутому мокрому склону. До избы на 4м пороге оставалось около 500 метров. А потом мы увидели каньон на входе в который и находится заветный порог. Это означало лишь, что осталось идти совсем немного. 500 метров бурелома и мы вышли к большой поляне и избе.

Выход реки из каньона, за ним и находится 4й порог Кизира

По времени и состоянию мы могли в этот день пройти еще пару километров. Тем более, что с избы на 4м пороге до впадения Фомкиной речки по описаниям должна быть какая-то тропа. Но нам не нужно было идти до Фомкиной. Через пару км от порога наш маршрут уходит в лес, на перевал, оставляя нас совсем без троп. На середине перевала мы бы заночевать не смогли — очень крутой склон и нет источников воды. А пройти пару км по тропе до поворота мы решили что сможем и завтра, если сегодня хорошо отдохнем в избе. Всего за этот день мы прошли пять километров (по прямой), шли шесть часов. На избу пришли примерно к 18:00.

Изба на 4м пороге

Ночевка в избе давала огромное преимущество — быстрее проходили утренние сборы. Не нужно собирать палатку, и в случае дождя есть крыша для удобства. По всем этим причинам мы коллективно решили оставаться в избе на ночь и отдыхать.

Вечер на реке

Позвонили родным домой по спутниковому телефону. Саша легко дозванивался до своей семьи. А у меня постоянно возникали проблемы со звонком. Телефон терял спутники. Я пыталась стоять там же где Саша и направлять антенну телефона также, но это не сильно помогало. Кое-как созвонилась с мамой. И за несколько приемов позвонила подруге, которая могла передать остальным интересующимся как у нас дела. Я сказала ей, что нас не довезли до 4 порога, а после этого спутник снова был потерян и связь оборвалась. Мы задумались о том, что мог подумать человек, которому из тайги передали такой неполный обрывок информации. Но звонить снова я в этот день уже не стала.

Вечером сварили ужин и долго сидели в избе изучая отчеты и книгу Федосеева «Мы идем по Восточному Саяну». Здесь же в избе были карты местности, которые мы сфотали на всякий случай. Еще читали журнал посещений. Некоторые писали целые истории о своих походах. Мы тоже оставили здесь свою запись.

Снова думали об Алексее. Неужели он вчера дошел до избы, а сегодня уже ушел куда-то дальше? Увидимся ли с ним на водопаде? Было интересно где он и как он. Почему-то все время казалось, что у него дела лучше чем у нас. Хотя у нас в целом они были уже не так уж и плохо. По крайней мере мы смогли добраться до запланированного начала нашего маршрута, уже успели неплохо за эти дни освоиться с местностью и размяться за эти два дня. С резервом запасных дней, правда, теперь было сложновато. Но вариантов действий было еще много на разные случаи. И мы были готовы продолжать поход. А еще неплохо высушили все вещи в избе на печке. Это было очень уютное место для ночевки.

День 4. 1000 метров вверх.

Это был, без сомнений, самый эпический день похода. Вышли примерно в восемь двадцать утра. С утра капал небольшой дождик. Было пасмурно и очень мокро. Каждый задетый куст обдавал ледяным душем. Особенно хорошо это ощущалось для первого идущего. Меня очень выручал мой новый дождевик из Декатлона, который мне подарили друзья на день рождения. Я еще напишу о нем подробнее и не один раз.

Вроде бы путь был несложным, здесь действительно есть тропа. Полюбовались на 4 порог и каньон после него, хотя все это было плохо видно из-за кустов. Пошел сильный дождь. Было довольно прохладно.

Каньон, тропа проходит прямо над ним
Начало четвертого порога

Пожалуй, самая большая сложность передвижения по тайге не физическая, как могло бы казаться на первый взгляд. Для меня самая большая сложность была именно моральная. Когда я вижу простор, высокие горы — это вдохновляет, придает сил. Становится интересно идти дальше, узнать — а какой вид вон с той вершины? А какой за следующим поворотом?

Немного видов все же было

Тайга, это другое. Она вся разная, и в тоже время одинаковая. Это монотонное движение по бурелому вводит в какой-то транс. Дождь снижал боевой дух. Ничего не хотелось. Ты знаешь, что и сейчас, и через час, и весь этот день ты будешь ровно также идти. Почему-то не хочется идти быстрее, или прийти куда-то быстрее. Сознание куда-то уходит. Ты не хочешь идти, но надо. Поэтому твое движение здесь — это такой компромисс. Понимаешь, что впереди еще целая куча ровно таких же дней, когда нужно будет идти по тайге. Каждый день точно также надевать рюкзак и идти, перешагивать бревна и мокнуть от каждого куста. Ладно, об этом поговорим еще позднее. Я это к тому, что почему-то даже по тропе мы шли 3 км около трех часов. Это необъяснимо.

Мы дошли до ручья, бегущего с нашего перевала. Остановились на небольшой отдых. Нам нужно было набрать как можно больше воды с собой, так как до самой седловины перевала, до самого вечера источников воды на пути больше не ожидалось. Нам предстояло набрать по тайге, по бурелому около 1000 метров высоты с рюкзаками.

Мы читали один эпический отчет, в котором ребята не хотели остаться на пути без источника воды и решили подниматься прямо вдоль этого ручья.

После поворота, наш путь должен был быть вдоль ручья, поэтому воду не набрали.Но вдруг внезапно спуски к ручью оказались непроходимыми кручами, а лезть в гору выходя на вершину хребтика без воды совсем не хотелось… Пришлось идти траверсом — на карте через пару километров были впадающие ручьи со стороны нашего склона. До воды мы дошли уже ближе к вечеру… Ибо чем выше от ручья идти по горе — тем проще, внизу же все завалено буреломом, периодически всякие скальники встречаются и прочая радость, скорость была наверно не больше 500 метров в час, а то и меньше… На ночевку устроились под тентом, места под палатки не нашли (точка 2).

Устали за прошлый день порядочно, поэтому благополучно проспали все будильники:))
На утро набрав воды и забыв про радости таежного траверса, ломанули прямо в гору, идти стало заметно проще. Перед выходом на голец был крутоватый подъем, мне в резиновых сапогах было не очень уютно, держался за пучки травы и за рыжики, растущие везде%).

Наверху нашли 2 маленьких озера, все истоптанные маралами и сокжоями. Я был уверен что на ночевку мы останемся здесь, но на общем собрании решили дойти до перевала, поэтому у меня нет ни одной фотографии с тех мест.

Перевал оказался очень обширным, места море, дров — жги, не хочу, до воды 500 метров(без потери высоты). Проходившая его в этом году группа из Ангарска, назвала его Удобным, о чем рассказала нам в записке в ими же сложенном туре (точка 3).
Вид на пик Эдельштейна.

Потом эти ребята спустились на слияние рек Кинзелюк и Нижний Сурунуг. Но дальнейший путь к водопаду продолжать не стали, а просто сплавились вниз по Кинзелюку до Кизира и оттуда до Журавлево.

Вообще очень многие из найденных отчетов заканчивались тем, что люди до водопада не дошли. Чаще всего причинами была переоценка своей скорости и сил. В итоге либо не успевали за отведенное время, либо просто пройдя немного по этой жести, отказывались от идеи прохождения маршрута. В итоге поворачивали обратно. Но мы скачали и взяли с собой также несколько отчетов, где маршрут был пройден.

В общем мы прошли немного дальше от ручья и свернули в лес, в гору. Мы хотели подняться на холм по выступающей части, в ориентировании это называется «нос». Подъем постепенно становился круче. Сначала мы проходили очень замшелый лес. Мох был полностью пропитан водой. Он равномерно покрывал и всю поверхность земли и каждое поваленное бревно. Ноги в этот мох проваливались местами по колено. Мы иногда падали, попадая ногами в такие дыры, скрытые мхом.

Уклон становился все круче и круче, а завалы становились все более эпичными. Выглянуло солнце и стало жарко. Тем не менее мы еще очень долго шли в дождевиках, так как все было мокрым. А еще в дождевике не кусают комары.

Мухоморы попадались очень часто. Многие из них были гораздо более живописными, как с детских картинок. Но я никак не успевала их сфотать. Я каждый раз обещала себе у очередного мухоморчика остановиться и все же достать фотоаппарат. Один все же сфотала.

В конечном счете завалы стали такими, что мы почти не шли в гору пешком. Приходилось то лезть на одних руках, откидываясь и хватаясь за сучки, то ложиться и проползать под бревном по мокрой земле, что довольно непросто с большим рюкзаком.

Я не фотографировала эти эпические места, так как постоянно нужны были руки, а останавливаться было некогда. Но есть пара видео с экшн-камеры:

Подъем на перевал Удобный 1

Подъем на перевал Удобный  2

Дальше завалы стали трехэтажными и мы часто утыкались в места, где в принципе пройти было невозможно. Мы распутывали этот лабиринт и искали себе путь. Залазили на несколько этажей бревен, проходили на равновесии и искали как потом оттуда слезть на землю. Все это было похоже больше на скалолазание, только по бревнам и с рюкзаком. Помимо этого было жарко, а воду мы экономили. Примерная скорость выходила 100 метров по вертикали за час.

Самый треш я даже не фотала, не до того было

Сначала необходимо было залезть на первый холм и набрать 550 метров высоты. Последние участки до вершины холма мы шли уже на пределе. Из последних сил. Три часа в этот день мы шли утром по тропе, и пять с половиной часов уже непрерывно лезли в гору под рюкзаками. Время было пять вечера, когда мы наконец-то остановились на обед.

Еще мы подумали, что на таких склонах даже медведь не ходит, вероятнее всего. Да и вообще нечего животным там делать. Нужно же было искать хоть какие-то плюсы?)

Дальше мы долго рассуждали что делать дальше. Можно было остаться на ночевку на холме, оставив еще 330 метров подъема на перевал на следующий день. Но ночевать пришлось бы без источников воды и в болоте. Да, здесь на седловине было немного воды, пара очень заболоченных лужиц не внушающих доверия. И еще там было огромное количество комаров.

После совещания, мы решили, что каждый из нас готов сегодня пройти еще. После того как мы пообедаем и отдохнем в течении часа. Таким образом, в шесть вечера, мы продолжили подъем на перевал. Перед второй частью подъема мы увидели еще одну лужу поприятнее — источник воды. Но вставать там тоже не хотелось, несмотря на то, что уже вечер. А от этой лужицы мы вдруг увидели следы. Я не могла поверить глазам. Было стойкое ощущение, что здесь есть тропа и следы человека. Но ведь здесь не может ходить столько людей, чтобы можно было натоптать тропу… Потом мы встретили ручей, бегущий со склона и набрали воды. Это было очень кстати. Продолжаем движение вверх.

Мы стали постепенно выходить выше зоны леса. Вон она гористая местность, которую я так люблю! Наконец, начались альпийский луга, по которым легко идти где угодно. А вокруг открывались потрясающие виды, от которых невозможно было оторвать глаз! Мы видели огромный горный хребет Крыжина, видели уже гораздо ближе пик Эдельштейна и ледник Стальнова на его склонах, а где-то там вдалеке виднелся даже пик Грандиозный. Тот куда все  постоянно хотят поехать, сходить, но вечно что-то мешает.

Острая вершинка слева со снегом — Грандиозный.
Альпийские луга.Такая местность для хождения — просто халява!

Мы поднимались все выше и выше, иногда попадались какие-то малозаметные тропки на склоне и примятости травы, что реально очень удивляло, ведь это не то чтобы популярное место. Ну может ходит тут одна две-группы за летний сезон и то это не точно.

Как ни странно, данный перевал даже имеет название на карте. И носит он гордое имя перевал «Удобный». Оценили, да, чувство юмора того, кто его называл? В целом наверху перевал был действительно удобный. А вот подъем на него снизу, ну прямо скажем совсем неудобный:-)

А в небе разгорался закат. Картина менялась каждую минуту. От этого представления невозможно было оторвать глаз! Вот то вдохновение, которое дают мне горы. Будто и не было до этого изнурительных 13 часов нагрузок на грани физических и морально-волевых возможностей. А сейчас я была поражена открывающимися видами и это придавало очень много сил. Казалось, у меня выросли крылья и я готова взлетать. Я смотрела по сторонам открыв рот и думала как умудриться это сфотать, а еще запомнить, запомнить на всю жизнь. Эх и не зря же мы сюда столько перли, не зря выбрали именно этот путь. Он однозначно того стоил!

Представление начинается

Между тем начинало темнеть, Саша поторапливал нас. Нужно было быстрее выбрать место для лагеря. А для этого требовалось найти источник воды. Мы встречали только полностью пересохшие ручейки. Я как обычно отвлекалась на фотоаппарат и отставала, но не фотать не могла.

Острая вершинка слева на кадре — Грандиозный
пик Эдельштейна

Паша шел вторым. Первым шел Саша. Я почти не поворачиваясь, краем уха услышала слово «медведь», но оглядев окрестности никаких медведей не увидела.

Мы дошли до Саши. Он шел в обратном направлении и имел вид слегка напуганный. Тогда я поняла, что мне не послышалось. Прямо на том холме, где стоял Саша на него выскочил из кустов огромный медведь. Медведь сразу убежал. Но неизвестно далеко ли. Мы собрались в кучку, скинули рюкзаки. Достали всю пиротехнику. Запускали сигнал охотника, взрывали петарды. Чтобы медведю не пришло в голову идти с нами знакомиться.

Кстати, Саша постоянно держал в кармане заряженный сигнал охотника, чтобы можно было быстро среагировать в случае чего. Так вот, при первой попытке его запустить он не сработал. В кармане все подобные приспособления отсыревают от пота и просто прочей влажности с кустов, а в отсыревшем состоянии не работают. Это стоит учитывать. Пришлось его перезаряжать.

Дальше идти в ту сторону желания ни у кого не было. Тем более, что закат как раз подошел к концу, и стало окончательно темно (было примерно девять тридцать вечера). Розовые очки слетели только сейчас. Все примятости травы, так похожие на человеческие тропки, — это все мишкины и звериные тропы. А следы у лужи ниже — явно, он туда ходит на водопой. Мы отошли подальше от всех его троп, ушли повыше в кусты. Стало очень холодно. Саша был явно напуган. Саша с Пашей тут же взяли топор и пилу и ушли искать дрова. Я осталась с рюкзаками одна, достала фонарь. Было жутковато. Откуда-то из кустов в метрах 300-500 от меня слышался странный звук ни на что не похожий. Я все время светила по сторонам. Наконец Саша с Пашей вернулись и у нас разгорелся яркий костер.

Наступила звездная ясная холодная ночь. Мы надели на себя абсолютно все что было. Запасов воды у нас было немного, источника воды не было. Пришлось готовить на остатках воды очень экономно. Впрочем, мы настолько устали, что хотелось просто скорее вытянуть ноги и лечь. Саша позвонил домой, рассказал про медведя. Потом заснял видео для фильма на камеру. У меня по вечерам в этом походе в основном не было сил даже просто разговаривать. Каждый вечер я напоминала робота, который с трудом выполняет необходимую последовательность действий: переодеться, расстелить спальник в палатке, приготовить еду, поесть, вымыть посуду и лечь. На большее меня не хватало. Все остальные функции полностью отключались. Режим экономии энергии.

Саша и Паша тоже услышали из тех кустов странный звук. Подумалось, что мы спугнули медведя, помешали ему спать. Он ушел в другие кусты и оттуда недовольно ворчал. Еще я достала на ужин конфеты. По иронии судьбы они назывались «Мишка в лесу». Стало забавно, ребята попросили другие конфеты. Были еще «Белочка» и «Красная шапочка». Я дала им выбирать. Кто какую возьмет к тому тот и придет. Выберешь Белочку, придет белочка, а выберешь Красную шапочку… Я даже не знаю, кто лучше, может мишка не так и плох.

Постоянно возникает мысль об обратном пути. Каждый из дней, что мы сейчас одолеваем, весь этот путь придется пройти еще в обратном направлении. Лучше было об этом не думать.

Перед сном возник вопрос по хранению еды. С одной стороны в Ергаках к примеру хранить еду в палатке не советуют. Там мишки наглые, прикормленные, лезут в палатку воровать. Так пусть уж лучше тогда на улице ест, менее опасно. Но нормальный медведь должен воспринимать палатку, как чужую территорию, и не лезть в нее. Порассуждав о разных теориях, мы подумали, что если медведь придет и съест нашу еду, то наш поход будет закончен на этом. И в общем решили ее положить в тамбур палатки.

Спать страшно не было. В этот день усталость завладела нами целиком и полностью. Нас вырубало моментально, и спали мы очень и очень крепко.

Это был действительно эпический день. Одновременно невероятно красивый по видам, адовый по нагрузке и медведь под вечер добавил впечатлений, а еще холодное, но офигенно звездное небо. Всего лишь 4 день похода.

Следующий день по плану обещал быть легким. А как получилось расскажу в следующей части.

Продолжение следует.

17 Комментариев к Кинзелюкский водопад. Часть 2: Мы идем по Восточному Саяну

1. Ух, на одном дыхании. Спасибо за вторую часть! Буреломный подъем впечатляет, нечто такое мы делали на севере Кутурчина, я отдаленно представляю подобное. Но мы шли всего один день таким образом, и еще нам не попадался мишка, а вот комары и клещи тоже были. Удивительные места! Закат красочный, я бы тоже постаралась сфотографировать его. Ну и мухоморы. Жду продолжения!

1. Этот подъем, это реально было где-то на грани возможного, мне кажется) 14 часов под рюкзаком, 14 часов бурелома и комаров. Вот думаешь так, типа ну что такого? Бегаем же мы суточные рогейны. Но на суточном рогейне ты весь день ешь, пьешь, ты выходишь на него отдохнувшим, у тебя нет тяжелого рюкзака, и после ты можешь сколько угодно отдыхать. А здесь каждый день идешь. И все это только начало.

2. Еще из интересных замечаний о тайге: в целом было теплее, чем в любом ранее схоженном горном походе. Но при этом постоянно до ужаса мокро. Даже когда дождь не идет, то мох, почва, трава, кусты и весь лес сохнет очень долго. Поэтому не важно идет ли дождь вообще. Просто каждый день было очень мокро:-)

1. Да, это сильно отличается от суточного и просто от рогейна. А про вес рюкзака ты точно подметила, это кардинально меняет ощущения.

3. В первые 3-4 дня похода всегда тяжеловато, после недели хода вполне себе норм, происходит адаптация.
    Да, в очередной раз убеждаюсь, что психология в подобных походах выходит на первый план и что она важнее физухи. Психология решает. Вы, судя по тексту, были психологически не готовы, это нормальный поворот событий 🙂 Ничего, 2-3 долгих похода по бурелому и высокотравью, потом иммунитет вырабатывается и легче будете воспринимать полное бестропье в тайге. Но именно такие моменты самые важные и ценные, именно эти тяжёлые участки будете вспоминать, а не передвижение по исхоженным тропам.
    С 5 порога шел до устья Кинзелюка, был резкий и очень крутой подъем в гору перед прижимами. Я там на самый верх горы поднялся и шёл по нему и умудрился заплутать, пройдя полкилометра в обратную сторону. Все скалы обошел, но пришлось долго наверх забираться. Торопился на выброску, прочитал вашу запись, что шли два дня и поэтому встал рано, чтоб точно успеть дойти. Но там есть похлеще участки, на этом все относительно чисто, особенно ближе к Кинзелюку. Или это просто моё восприятие, связанное с тем, что уже был последний день похода, не знаю — не знаю 🙂

1. Ну во-первых в последний день похода рюкзак уже полегче. Во-вторых навык выбора пути прокачивается. Мы шли все время ближе к реке, не выбираясь на гору. Этот прижим шли просто по крутому склону, поэтому было сложно. А в других местах внизу вдоль реки просто было много кустов. Потом когда шли вдоль Кинзелюка, куда проще было идти подальше от реки и повыше. И лес чище и растительности меньше. На обратном пути 10км за день проходилось нормально. Без сомнений если выйти рано и идти до упора за день это проходится. Все проходится, если надо. Только вот в первый день мы с утра еще плыли, протаскивали лодку через мели, пилили березу и предавались прочим развлечениям, поэтому на пешую часть маршрута вышли только к обеду.

А вот там где лезли на перевал действительно в плане завалов был трешачок.

А может представитесь? Мы знакомы? А то имя у вас такое загадочное.
      Как на водопад заходили откуда? Зачем и почему шли с 5 порога до Кинзелюка? Где успели прочитать, про наши два дня пути?

1. «Ну во-первых в последний день похода рюкзак уже полегче. Во-вторых навык выбора пути прокачивается.»

Это понятно, от многих факторов зависит. Один и тот же перевал в ясную и ненастную погоду можно проходить чуть ли не в два раза дольше по времени, это знакомо. От самочувствия и многих других факторов зависит.
        Про прижимы я знал по заброске — поэтому начал их обходить, забираясь вверх.

«Мы знакомы? А то имя у вас такое загадочное.
        Как на водопад заходили откуда? Зачем и почему шли с 5 порога до Кинзелюка?»

Нет, не знакомы, Артем. На водопад я ходил в прошлом году совершенно другим путём — был долгий заход с Манского и Канского белогорья, а выход в Тукшу.
        Зачем шёл с 5 порога? Финишировал, выходил на выброску, чтоб меня забрали. Это долгая история, поход был 34 дня, всего 39 дней без связи был. Более 400 км, вертикальный подъем надо посчитать, вроде как 35-36 тысяч он составил, где-то 17-18 перевалов, Грандиозный, много живности на пути.

«Где успели прочитать, про наши два дня пути?»

На 5 пороге, конечно же. Там же запись, что отчёт будет опубликован здесь — интересно стало, зашёл почитать, внёс в закладки. Вы ещё писали, что очень сложными выдались два дня пути.

1. Приятно познакомиться, Артем. Конечно же смысла не имеет сравнивать наш с вашим маршруты и ощущения от прохождения, в принципе тогда все ясно:-) Такие длительные походы как этот у нас бывают довольно редко. Поэтому я стараюсь передать впечатления. Приятно, что читаете. Спасибо за комментарии.

Интересно было бы прочитать хоть немного про ваш маршрут.

4. Про мой маршрут будет отчет, как допишу, а пишу медленно и урывками. Скину сюда ссылку.
    Нет, у меня была изначальная договоренность, что заберут на устье Кинзелюка, про 5 порог не было речи.
    А до 5 порога я забрасывался в конце июня при большой воде.

5. Впечатляюще!!! Я знал что вы ходили и ждал отчета. Но не думал, что так затронет. Я более 20 лет мечтаю попасть в этот район и все откладывается…. я уже и не думаю постоянно об этом как раньше, но этот отчет заставил погрузиться в думы о возможности содеянного. Не знаю на долго ли… Очень впечатляюще . спасибо, будем ждать продолжения.