Мой первый «Горный поход за сутки»

В прошлые выходные мы прошли 75 км. Мы участвовали в длинной дистанции соревнований «горный поход за сутки», была еще и короткая на 55 км, но цифра 55 показалась недостаточно пугающей. Уж гулять, так гулять подольше! Паша уже участвовал в горном походе в 2015м году, а я прошла это впервые.

За последние три месяца у нас это был уже третий суточный поход, получается по суткам в месяц. Нехило так! Знакомые писали нам: «мы за вас болеем!» и «порвите всех!». Спасибо всем огромное. Но мы реально оценивали свои силы и никого рвать даже не собирались. На суточном Красноярском рогейне мы прошли 60-65 км с набором 3500 за 24 часа (с учетом бездорожья, бурелома, брода и ориентирования), в Омском экстрим-походе 80 км за 25 часов (по плоскому рельефу, но с учетом частичного бездорожья и постоянного ориентирования). Здесь предстояло пройти 75 км с набором 3200-3500 за гораздо меньшее время! А чтобы за что-то бороться нужно было даже не просто преодолеть эти километры, а пробежать их быстро, что без соответствующей беговой подготовки просто невозможно. Так что главной нашей целью было просто пройти. Вторая цель была сформулирована как «пройти за приемлемое время». А понятие приемлемого времени было очень расплывчатым.

Сборы и приготовления

В этот день было много забот. Нужно было закупиться батончиками, водой, батарейками, снова взять у брата удобный рюкзак к которому я так уже привыкла. В такие дни ребенок будто чувствует, что я опять куда-то собралась и всеми силами старается перетянуть внимание на себя. А если не получается, то начинает плохо себя вести, что-то разливать, ломать, громить… Я, естественно, тороплюсь и сержусь. А в ответ вижу добрые глазки и нежный голос, задевающий что-то очень глубоко в душе: «Мама, не плачь». А вечером нужно еще и собрать вещи и сдать ребенка бабушке, но именно сегодня мне так не хотелось этого делать…

Отказываться от похода тоже не вариант. Вечером выходим вместе погулять на площадке и идем к бабушке. Ника радостно остается там и машет нам ручкой: «пока!». На душе отлегло. Теперь нужно переключиться на другие дела. Спешно ужинаем и собираем на завтра рюкзаки. Судя по фото от организаторов на дистанции вовсю лежит снег, а мои кроссы ну очень легко промокают. Попробовала новую секретную разработку: заклеила промокающую сеточку скотчем:-) В 12 ночи ложимся спать.

Выспаться вообще не удалось. Всю ночь воет жуткий ветер. Сначала пришлось встать и закрыть все форточки. Потом долго лежим и слушаем непонятный грохот с улицы, окна тоже постоянно дрожат. Настоящий ураган, просто жесть! А в шесть утра уже запланирован подъем. Из окон видно весь частный сектор Покровки. От фонарных столбов периодически сыпятся искры. После очередной вспышки вся Покровка погасает. Видать, оборвало провода. Ну и жуть, куда мы собрались в такую погоду?!

Доезжаем до площади Свердлова на которой запланирован старт к восьми утра. Здесь уже толпятся люди, и выстроилась огромная очередь на регистрацию. Встречаем много своих знакомых. Всего в этот день на старт вышло 186 человек! Это очень круто! Я горжусь своим городом! Много ли из ваших знакомых готовы выйти в выходной день из дома, чтобы пройти 55км с набором высоты 2600? Не говорю уж про 75. Среди моих оказывается таких много.

Мы получили карту и отправились по совету друзей в здание торгового центра Енисей, чтобы заламинировать ее скотчем, ведь на улице все еще дует ветер. Здесь туристы уже оккупировали все полы и лестницы.

Фото: Евгений Кислицын
Карта горного похода за сутки
Карта с отмеченными нами КП

Персонал торгового центра в шоке. Через некоторое время раздается голос из громкоговорителя: «Граждане туристы, покиньте пожалуйста помещение торгового центра, вы мешаете персоналу и посетителям». В ответ на это мало кто пошевелился. Мы лишь стали заклеивать карту быстрее, пока нас не успели отсюда выгнать. Потом мы вышли на улицу на общее построение. Здесь встретили Женю (Юджина), это наш товарищ по походам. Он не собирался участвовать в соревнованиях, но хотел пройти часть дистанции вне зачета. Женя сказал, что мы выглядим как с обложки спортивного журнала и, конечно же, сделал наше фото:-)

Перед стартом

На старт! Торгашинский хребет

И вот наконец был дан старт, и вся толпа резво устремилась в сторону Торгашинского хребта.

Старт. Фото: Евгений Кислицын

Несмотря на то, что мы планировали первый час идти не спеша, чтобы как-то вработаться, Паша ломанул всех обгонять бегом, да и пошел на подъем очень уж бодро. Здесь всплыла наша первая тактическая ошибка. Нужно было сразу раздеться перед стартом, а мы шли в куртках. Стало жарко, очень жарко! Пока остановились раздеться и сложить куртки в рюкзаки нас накрыло толпой. Нас просто поглотила толпа! Очень много людей! Теперь мы идем в горку по лесной тропе и буквально стоим в очереди. Честно говоря все это меня слегка шокировало. Всеобщее безумие — это очень точная фраза, описывающая происходящее. Паша с Юджином уже где-то выше, а я не могу догнать, обгонять тяжело. В какой-то момент основная часть людей ушла в сторону по тропе, и небольшая группа, отделившись, ушла напролом по лесу в другую сторону. Женя быстро сверился с навигатором, и сказал что направление на скалу Арка (это первый контрольный пункт) как раз туда. Поэтому мы тоже пошли напролом.

Юджин поинтересовался какую дистанцию мы идем, и чем длинная отличается от короткой. Мы сказали, что нам нужно будет еще помимо всего забежать на Черную сопку и Манскую стенку. Это Женю развеселило и удивило одновременно, он сказал, что ни разу не слышал в одном предложении, чтобы сочетались и Черная сопка и Манская стенка. А мы же начали его подначивать, что у него есть шанс не только это услышать, но и пройти. При чем начали это делать частями, типа: «вот ты ходил когда-нибудь в один день и на Арку и на Черную сопку?».

Здесь я узнала старого доброго Юджина, с которым познакомилась когда-то еще в 2007 году в походе. Да, это тот самый человек, который умеет бодро ходить по лесу, тот кто любит срезать везде по навигатору (хотя те кого он при этом водит часто были не рады), ну и тот кого можно увлечь всяческими авантюрными затеями. Словно ничего и не менялось с тех времен!

Как только выскочили на гребень нас обдало мощным ветром. Пока спускались к Арке он дул прямо в лицо. Казалось можно лечь и он будет держать тебя в воздухе. Мы добежали до скалы и сделали традиционные фотки в дыре Арки, потом ломанули обратно наверх на тропу.

Горный поход за сутки Горный поход за сутки

И увидели, что многие люди прутся куда-то вниз. Странно, подумала я. Неужели они думают, что дальше идти туда? Через какое-то время нас окликнули другие команды. Оказывается там внизу был КП в виде таблички на дереве, и фотаться нужно с ним! А мы не прочитали толком легенду. Спасибо семейству Гурковых за подсказку. Мы усвоили урок и теперь внимательно читали легенду перед каждым КП.

КП у Арки

Кстати, на Арке я побывала впервые в жизни. Путь до сюда занял примерно 50 минут от города.

Второй КП находился недалеко от пещеры Ледяная. В легенде было указание как до туда идти — по красным меткам. Я сразу оценила удобство размеченных троп. Как здорово, можно совсем не смотреть в карту и ни о чем не думать! Отдых от ориентирования! Здесь же я поняла, что ориентирование на рогейнах — это довольно энергозатратная вещь, ресурсы мозга тоже отнимают силы.

Снега в лесу не оказалось совсем, растаял за прошедшие теплые дни. Зато дороги были очень грязными и скользкими. Мы идем пешком в подъемы (даже небольшие), и иногда легко бежим по пологим участкам и на спусках. Удивляет тот факт, что все команды, которые мы догоняем, тоже бегут на таких участках. Я думала, что большинство участников все же пойдут пешком. Возможно, что просто тех кто идет пешком мы уже обогнали. До КП 2 мы шли примерно час от Арки.

Паша и Женя на 2 КП

Следующий КП 3 находится за СНТ Загорье-2. Шли до него еще около часа. Наконец мы остались одни. Вокруг не видать других команд. Решаем остановиться на небольшой перекур. Снимаю рюкзак, чтоб наконец сходить в кусты. Представляете, какая была плотность народа, что я не могла этого сделать нигде за первые три часа гонки? Без рюкзака кажется не то что бежать — летать можно! Съедаем быстренько по батончику, делаем по глотку воды и видим изумленный взгляд Юджина: «Почему вы никогда не отдыхаете сидя?» — удивляется он:-) Просто еще не время, мы пока не устали.

Следующий КП 4 был довольно близко. Это развилка начиная с которой дистанции длинного маршрута и короткого расходятся. Женя все же соглашается идти с нами, ведь по короткому маршруту он пойдет один, а на Черную сопку в нашей веселой компании. Далее мы шли по красным меткам пока не заметили, что они уводят куда-то в сторону от сопки. Недолго думая Юджин снова достает навигатор и ведет нас к сопке напролом. Через какое-то время она появляется за деревьями и можно оценить предстоящий набор высоты. Мы вываливаемся сначала на одну дорогу, потом на другую, но все эти дороги почему-то нас не устраивают, поэтому почти всю дорогу поднимаемся просто через лес. Юджин уже считает метры до сопки. После его сообщения, что осталось всего метров 500, при довольно плавном наборе высоты я обрадовалась — халява. Зря я почему-то боялась этого подъема.

У начала курумника уже пьют чай две команды, которые мы вроде уже обгоняли в пути. Вероятно, они шли на сопку по дороге и успели по ней нас обогнать. Мы с Пашей бросив рюкзаки поднимаемся, чтобы сфотаться на вершине, а Юджин с нами не идет. Решил использовать возможность наконец пообедать и отдохнуть по-человечески.

Горный поход за сутки
КП 4.1 Вершина Черной сопки, давно здесь не была, очень давно!

И это правильно, ведь мы спустившись снова почти на ходу съедаем по батончику и готовы идти дальше. Дальше наш путь идет по бирюзовой разметке до КП 4.2. В какой-то момент я засомневалась в правильности нашего пути — отчетливо вижу перед собой не бирюзовые, а голубые метки. Сверились с приложением для хайкинга — он сообщает, что это именно бирюзовая тропа. Но сворота в лог Решетников что-то не видать. На всякий случай вернулись и поискали КП в предполагаемом месте поворота, не нашли, идем дальше. Убежавший вперед Паша кричит: «Нашел!». Уф, отлегло.

КП 4.2, Фото: Евгений Кислицын

Спуск в лог Решетников довольно крут, здесь очень скользко. Юджин несколько раз поскальзывается на грязи. Наши спидкроссы показали себя достойно! Не пожалели о покупке. Да и палки помогают держать равновесие. В самом логе тропа очень относительная, исчезающая, заросшая. Часто приходится переходить ручей туда-сюда. Здесь мы уже оставили попытки бега. Просто идем, болтаем о том о сем.

Горный поход за сутки Горный поход за сутки

Доходим до лога Учасовенный, здесь исчезают все остатки тропы. Снова переправляемся через ручей. Непонятно откуда возникают голубые метки при полном отсутствии троп. Ну очень интересно! Через некоторое время вываливаемся на широкую дорогу.

Идем по ней снова по уши в грязи, постоянно обходя огромные лужи. Вот и дошли до КП 4.3, с него начинается крутой подъем к скалам Иглы.

Юджин говорит, что либо мы сейчас останавливаемся и сидим перекусываем, или он дальше пойдет один своим медленным темпом. Соглашаемся посидеть и устраиваем обед, действительно уже пора. Юджин лишь диву дается всему, что припасено у нас с собой. Он уже видел у нас энергетические гели и изотоник, а теперь мы поразили его вегетерианской колбасой. Да, нам есть чем удивить!:-)

Обед. Фото: Евгений Кислицын

После обеда поднимаемся к Иглам. На подъеме нас догоняет собака хаски в ошейнике, ухоженная, красивая. Сначала мы подумали, что нас догоняет кто-то кто идет длинную дистанцию. Ведь мы видели на старте участников с собаками. Но время идет, а люди не появляются. Собака так и бежит за нами. Стало понятно, что она потерялась.  Переживаем как мы пойдем с ней дальше, ведь нам нужно будет еще сделать большой крюк по заповеднику Столбы, а с собаками туда нельзя.

В районе Игл мы немного заплутали. Поскольку идем не глядя в карту, то я была в полной прострации и дезориентации, непривычно вообще не понимать, что и где. На иглах я тоже ни разу в жизни не была, но подойти к ним посмотреть нет времени.

Спускаемся в лог Хариусный — это место где наша дистанция снова сходится с маршрутом на 55 км. Внизу у КП видим людей, очень много людей! Здесь встретили знакомого Алима (Сибирские лисы). Его команда идет замыкающими и провожают отстающих. Респект ребятам! Здесь же встретили еще одного знакомого Игоря Филимонова. Он спрашивает не видели ли мы в районе Игл нашего товарища Диму Кузюкова! Как так? Что случилось?! Оказывается он не выдержал темпа напарника и тот пошел дальше один. А Дима хотел пойти с командой Игоря, но то ли заблудился, то ли передумал и ушел куда-то… Начинаем переживать за Диму, но не идти же его искать! Спрашиваем ребят не знают ли чья собака, но никто не знает. Все угорают про Женю в нашей команде: «Это ваш личный фотограф?». (Когда в комментариях заходили споры о том, что нужно фиксировать на фото двух участников на КП, а не только одного, чтобы никто не халявил, то кто-то пошутил: предлагаете брать с собой личного фотографа, чтобы фотал вдвоем?)

В это время я замечаю, что вся отдыхающая здесь толпа собирается дальше в путь подниматься на солнечные скалы (или гору?). Не желая снова встать в очередь, подмигиваю ребятам, что давайте скорее пойдем. И вот мы поднимаемся в эту чертову гору. Круто, долго, но ничего, если не ставить себе целей туда забегать. В конце подъема оборачиваюсь назад, вот следом идет Паша, вот уже подходят все участники на 55 км, а где же наш Женя? Его даже не видно! Высказываю предположение, что дальше он с нами не пойдет. Тем не менее мы не можем уходить не попрощавшись. Дожидаемся Женю на вершине горы и он сообщает, что дальше пойдет выбираться на остановку, он не планировал идти весь маршрут, а только хотел прогуляться вне зачета в течении дня. Прощаемся и уходим дальше. Спасибо ему большое за фотки, компанию и помощь в ориентировании.

Виды на Базайху с этой горы офигенные! Наверное они запомнились всем участникам! Хотела сфотать, да пока думала ракурс красивый потеряла. На спуске к Базайхе нас догоняет еще одна команда бегущая 75 км. На КП 6 фотаемся вместе.

6 КП, Малая Войла

Они уже играют с привязавшейся к нам собакой. Обсудили с ними, что можно с ней сделать. Узнав, что она потерялась, они решительно настроены довести ее до финиша. Мы же предложили оставить ее на пункте питания на Базайхе, чтобы не тащить с собой на столбы. Они убегают вперед и собака бежит за ними. Кажется, что до промежуточного пункта питания осталось совсем немного.

Выходим к какому-то лютому подъему, сверяемся с картой — не, по карте это не наш подъем. Идем дальше по логу и сворачиваем наверх вдоль горы Витязь. Снова догоняем команды идущие 55 км. Тут я понимаю, что второпях, мы пропустили очередной перекус. В подъем я иду не быстро, но готова его пройти без остановок и отдыха, чувствую себя вполне неплохо. Паша начинает отставать. Приходится остановиться и посидеть на середине подъема, ему необходима еда. К этому времени у нас почти закончился изотоник, но осталось довольно много колы. Обычно мы используем ее немного и в конце гонки, она хорошо прибавляет сил и ускорения. Сейчас же она пошла в ход довольно рано. Я, еще не понимая какая это будет для меня ошибка, выпиваю ее довольно много. Пашу кола штырит как надо, поэтому после этой остановки он быстро залетает в подъем, а я после такого отдыха почему-то еле иду. Теперь со мной стало что-то не то. Заползаю в подъем, уже прилично стемнело.

Надеваем фонари. Здесь сидят две девушки, у которых нет навигатора и они не понимают где находятся. Мы и сами слегка запутались. Кое-как показываем им где они находятся на карте и уходим без тропы искать нужный нам Коровий лог. Где-то мы пропустили на него сворот. Нам уже хочется скорее выбраться с торгаша, по ощущениям дальше должен быть более халявный путь, да и вообще столбы нам как-то ближе и роднее. Стали шутить, что Торгашинский хребет не хочет отпускать нас. Здесь же догнали команду с собакой, они тоже ушли не туда и теперь срезали через лес. На КП 7 они сидели и кушали бутерброды. Было примерно шесть вечера. Мы решили посидеть с ними, в большей степени потому, что я пытаюсь понять суть своего не очень бодрого состояния. Непонятно зачем я выпиваю еще колы. Ребята попросили у нас таблетку обезболивающего, оказывается, у парня болит колено. Этого добра нам не жалко. К счастью в этот раз нам не нужны были таблетки, ничего так и не заболело.

Мы первые уходим дальше, но через некоторое время понимаем, что идем не по нужной тропе, есть такая, которая выведет на дорогу быстрее. Только вот сворота на нее мы не видели. Возвращаемся его искать и нас уже обгоняют ребята с собакой. Вскоре мы понимаем, что нужный поворот скорее всего сильно заросший и еле заметный. На ту тропу есть еще одна развилка дальше, до туда мы еще не дошли.  Мы вышли на автомобильную дорогу одновременно с ребятами. Они шли более длинным путем, но мы потеряли время в поисках нужной тропы. Дальше какое-то время идем вместе.

Паша постоянно меня тормошит. Ему не дает покоя, что я потихоньку отстаю, даже на ровной местности. А еще не веселюсь и не разговариваю — плохой признак. А я вообще не понимаю, что со мной происходит. Накатывает тошнота. Главная мысль, которая меня тревожит: по информации от организаторов пункт питания — это лишь половина дистанции на 75км, то есть мы не прошли еще даже половину? Паша заставляет меня сесть и пытается накормить и напоить, но мне сложно что-либо съесть. Я поняла, что я зря выпила слишком много газированного напитка. Теперь что-то давит внутри. После небольшого отдыха я наконец поела и будто ничего и не было! Я снова в строю! Готова даже бежать! Спасибо Паше, что не сдавался пока не растормошил меня окончательно! Вот он — мой лучший напарник!

Мы снова идем по темному лесу. Находим КП 8 и следующий КП — это пункт питания, что не может не радовать!

КП 2/8

Идем по оранжевой разметке. В какой-то момент вышли на гребень и увидели внизу огни! Огни поселка, куда нам и надо спуститься! Было очень красиво! Вероятно, увидев огни, мы поспешили туда спускаться и потеряли нашу тропу. Стали спускаться по какой-то совсем исчезающей. Но поняв, что здесь что-то не то, решаем все же вернуться на тропу с оранжевой разметкой. Опять Торгаш не хочет отпускать нас! На спуске догоняем мужскую команду идущую 55км, почему-то без фонарей. Интересуемся есть ли у них фонари, они говорят что у них глаза привыкли и им и так нормально. Ну окей.

Спуск крутой, скользкий, грязи просто жесть сколько! Такой интересный этот горный поход… Только что ты еще тонешь в грязи в темном лесу, а вот уже сидишь за столом у избы, где куча знакомых людей тебя поят чаем, предлагают напитки покрепче и ведут беседы за жизнь.

КП 9

Первым делом фотаемся с табличкой КП, потом фотаемся с Толей (главным на пункте питания). Возможно, фотка с Толей сошла бы вместо фотки на КП:-)

Пункт питания

Он настойчиво предлагает нам позвонить Стасу и остаться в бане.

— И что мы ему скажем: сошли в баню?:) — смеемся мы.

— Да у него отдельная категория для таких людей — веселится Толя.

Здесь же завели разговоры о Ергаках и снегоступах. Хорошо, душевно! Счет времени потерян. Я выпиваю две кружки сладкого чаю и понимаем, что надо идти. Уходим под возгласы Толи о том, какие мы глупые люди, отказались от бани ради какой-то Манской стенки.

По асфальтовой дороге надо бы бежать, но мы решили что быстро идти тоже сойдет. Поэтому идем очень быстро. Состояние полностью боевое и морально и физически, а это главное! Далее следует фото на Спутнике, потом у избы Алисовка.

На пункте питания мы не взяли с собой воды, зато набрали ее здесь в роднике. Какая же вкусная была вода! Хотя ночью уже жажда так не мучит, да и подъемы лютые закончились.

Столбы

Идем по ручью Моховому. Здесь на деревянной тропе видны последствия ночного урагана. Поваленными деревьями поломало много перил, хотя сами деревья за день успели распилить и освободить тропу. Обгоняем еще команду на 55 км, они чуть не ушли на сворот к Такмаку. Убеждаем их, что это не та тропа, они пытаются спорить, но в конце концов соглашаются и благодарят за истинный путь. Дальше обгоняем еще одну команду. Они идут очень медленно и слушают музыку. Видно, что нервы и силы уже на исходе, но на 55 км до финиша осталось совсем немного, однозначно дойдут.

Берем КП на свороте к Малому Беркуту и по традиции внимательно читаем легенду, прежде, чем идти дальше. Нам предстоит двигаться к Аллее любви, вероятно по тропе вдоль ручья Моховой. Есть вариант вывалиться на Каштаковскую тропу через Малый Беркут, там тропа однозначно хорошая, можно даже бежать. А по Моховому короче, но мы ни разу там не ходили. Что делать если она сильно завалена, или будет теряться? Все же выбираем вариант по Моховому, как предполагалось организаторами. Завалы есть, но не такие как могли бы быть. Я ожидала тропу гораздо хуже. Ночь, тишина и падает хлопьями снег. Все стало белым, саму тропу не различить. Постоянно приходится находить ее заново после каждого завала. На кроссовки налипают комья снега. Паша посмотрел в навигаторе и сказал, что до Аллеи Любви нам идти еще 5.8 км по этой тропе! Нехило так! Я удивляюсь и на всякий случай ускоряюсь, желая скорее выбраться на хорошую Кашатаковскую тропу. Откуда-то из ночной тишины в моей голове вдруг снова звучит: «Мама, не плачь». Где-то спит наша маленькая Ника, а мы крадемся здесь по сказочно красивому ночному лесу…

На очередной остановке Паша вновь смотрит в навигатор и он снова показывает, что идти еще 5.8 км! Да он же гонит! Через некоторое время он отвисает и показывает правильное расстояние — всего лишь 1.4 км! Красота!

Горный поход за сутки

Дальше фотаемся у 4го столба на лавочке и быстро, очень быстро мчим до Манской стенки, хоть иногда и приходится преодолевать свежие завалы.

— Да ладно, — говорит Паша, — хорошо, что этот ураган не сейчас, и что поход был не день назад, когда здесь все падало.

И правда хорошо, был бы очень страшно. На самом деле увиденное меня шокирует, я же много раз ходила по этим тропам, таких завалов здесь не видела никогда. Конечно, через несколько дней их распилят, освободив тропы.

По пути на Манскую стенку постоянно замечаем на снегу свежие следы. Это значило только одно — мы кого-то догоняем. При чем сразу несколько команд. Ждем когда они покажутся нам навстречу и встречаем уже у самой Манской стенки! На подходах нам навстречу проходит одна мужская и одна смешанная команды, но команды, которая забрала у нас собаку среди них нет. Их мы догнали когда они фотались на лавочке у скалы.

Горный поход за сутки

Казалось бы.. здесь следовало максимально быстро сделать нужные фотки (кстати, мы все же делали фотки двух участников на каждом КП, хоть это и не обязательно) и кинуться в погоню. Был реальный шанс догнать или обогнать аж три команды! Но мы этого делать не стали, просто не увидели смысла. Ну побежим сейчас мы, побегут и они. Всю дорогу вниз до Лалетино мы будем соревноваться кто прибежит быстрее на две-три, пять минут. Так ли это существенно, если не борешься за призовые места? Нам показалось вообще не существенно. Поэтому отпускаем всех вперед, съедаем по бутерброду на такой удобной лавочке, в красивом ночном лесу. Ну не зря ж мы их всю дорогу тащили?!) И только после этого пускаемся догонять.

Следующим КП была изба Мухоморы у скалы Олимп. В избе горел свет и слышалось тихое женское пение. Кажется, там происходит что-то странное.

КП у избы Мухоморы

Сделав нужное фото рассуждаем о правильном пути дальше. Есть аж три варианта: 1) спуститься обратно и идти через Ферму, 2) подняться к скале Олимп и далее мимо скал Рукавички, Митра, Второй столб выходить на перевал и 3) от скал Капелла и Очаг просто спускаться вниз через Королевскую калитку на дорогу. Тропа через Королевскую калитку кажется короче и по ней не требуется больше набирать высоты, только спуск, так что выбираем ее. Пока проходили Олимп со стороны избы стали доносится чьи-то вопли. Ну правда, чем заняты эти обитатели изб?!

На этой тропе тоже встречаются свежие завалы, но все равно она очень быстро вывела нас на дорогу, а дальше можно практически расслабиться. Вот только под снегом на дороге оказался настоящий лед! Гладкий такой, твердый.. так бы катки у нас городе заливали! Очень скользко! На подходах к финишу я посмотрела на часы и увидела, что успеваем пройти быстрее чем за 18 часов. Для себя и для красивой цифры на всякий случай пробежались и финишировали в 2:54 ночи, то есть дистанция была пройдена за 17:54.

Финишное фото!

Финиш

Финиш — это всегда очень приятная часть любой гонки, а здесь он был особенно уютным и дружелюбным. Тепло, весело, много еды на любой вкус (такого богатого финишного стола я не видела еще ни на одном мероприятии). Узнали новости о других командах. Обсудили впечатления. Организаторы смеялись, что у участников была потеряна лишь одна собака, а нашли целых две!

К слову, найденная нами собака оказалась не участников, она потерялась на день раньше на Черной сопке. Спасибо Ире Толстихиной, которая забрала ее и нашла хозяев, хотя мы морально были готовы ей в этом помочь.

Отдельная история получилась когда мы пытались оттуда уехать. По ходу не только Омск сложно покинуть, но и столбы ночью! (Или это просто наша карма?:-)) Двое таксистов психанули и уехали не найдя въезд на столбы (мы находились на кордоне Лалетино, ворота для въезда были открыты). Одного из них, наверное, напугала девушка, которая объясняла водителю как к нам проехать: «Видите слева тайгу? Вот вам надо ехать в тайгу!»:-) Тогда мы уже впятером прождав их на улице решили пойти до остановки Турбаза и вызвать такси там. Но в ожиданиях и непонятках прошло столько времени, что на Турбазе мы были лишь в пять утра, а  все таксисты, видимо, в это время уже просто спят. Так что ехать к нам никто не хотел, ни по одному номеру. В итоге мы смогли вызвать лишь одну машину, и только когда отменили вызов второй до нас дошло, что впятером мы в одну не влезем. Приехавший за нами водитель сначала категорически отказался везти пятерых, еще и по большему количеству адресов, чем было в заказе. Но мы сделали очень жалобные лица, рассказали сколько часов и километров мы ходили по лесу, и как мы замерзли и никак не можем уехать. Так что он сжалился и развез всех по домам! Спасибо этому водителю огромное!!! Ну и спасибо тем, с кем мы уезжали, и нашли много общих тем, пытаясь дождаться хоть одну машину!

Когда мы уже были дома нам удалось связаться с Димой Кузюковым, который сошел с соревнований, и ушел один куда-то в сторону Базайхи. Он сказал, что подходит к автобусной остановке! Услышать историю о его приключениях было дико интересно, но не меньше хотелось спать, ведь уже было утро. Так что мы успокоились на том, что с нашим товарищем все в порядке. Так же мы получили смс от Пашиной сестры Иры, которая финишировала гораздо раньше нас на короткой дистанции. Она тоже участвовала впервые, поэтому Паша переживал и за нее. В общем теперь можно было наконец успокоиться и просто поспать! И в этом и было самое настоящее счастье!

Итоги

Мы оказались восьмые в финишном протоколе в категории смешанные команды, спортсмены из 13ти. Финишный протокол можно посмотреть здесь. Трек не записали, но по разным данным преодолели дистанцию 72-75км, с набором высот 3200-3500 (у разных команд данные разнятся) за 17:54. Это, конечно же не быстро. Но с учетом, что мы не планировали бежать на скорость, а ускорялись лишь для того, чтобы не идти ее слишком долго, вполне нормально. Теперь нам будет от чего оттолкнуться, ведь я почти уверена, что в следующем году будем участвовать снова!

Для себя отмечу главные наши ошибки. На старте нужно было сразу максимально раздеться, учитывая, что сразу будет подъем. В целом, как мне кажется, я одета была слишком жарко для такой погоды и богатой на горки дистанции. Да и вещей с собой можно было смело брать меньше. Так же стоило взять меньше колы и больше просто воды или изотоника. Урок с колой на подъеме запомню надолго, экспериментировать над собой больше не буду. Если бы знали, что на пути будет родник или что на пункте питания можно пополнить с собой запас воды, то можно было бы брать ее меньше, но мы этого заранее не знали. Моя секретная разработка в виде скотча на кроссовках отвалилась окончательно часов через 4-5 пути. На крайняк на ноги лучше уж надеть пакетики (ну это если речь о длинной гонке в холодную погоду, когда мокрые ноги представляют из себя реальную проблему).

Этот старт сильно отличался от всего, где я участвовала раньше. С одной стороны длинная жесткая трасса, с другой куча знакомых и незнакомых, с которыми мы познакомились в пути — это создавало ощущение какой-то клевой тусовки. Моя потребность в общении была полностью удовлетворена! Понравилась сама трасса, столько красот за один день я еще не посещала! Наконец понятнее и ближе стал для меня Торгашинский хребет! Очень душевными были и финиш и промежуточный пункт питания. Но самым впечатляющим был ночной заснеженный лес на столбах. Вот какие картинки будут все время всплывать перед глазами при любом упоминании Горного похода за сутки. Спасибо организаторам за прекрасную возможность для многих людей испытать себя! Все было на высшем уровне! Все понравилось!