Борус. Январь 2013. Зимняя романтика. Часть 1

Воскресила из черновиков жж…

Подготовка
Данный выход на Борус я по-прежнему считаю своим первым и единственным (пока!) зимним походом. Отмечу, что однодневные выходы я за походы не считаю. А с ночевками могу вспомнить Пещерный лог в начале марта (но там никуда идти с рюкзаком не приходилось, и всю ночь я провела у костра), а так же ночевку на Черной сопке в феврале в зимней палатке (палатка с печкой на дровах, для заготовки дров использовалась бензопила. Тепло было даже в летнем спальнике). А этот выход на Борус вышел зимним по-честному, со всеми сложностями зимних походов. Эта поездка была мне интересна с точки зрения проверки себя, одежды и снаряжения в условиях холода.

Идея пришла внезапно в один из первых дней Нового года за чашкой чая и доеданием новогодних салатов.

Изначально она не выглядела как желание поутопать в снегу, померзнуть и повыживать в палатке зимой в лесу. Никакого особого экстрима мы не планировали. Хотели поехать на Борус и переночевать где-нибудь там в домике. Но, как оказалось, домики все были заняты на новогодние праздники. Свободны были домики только неотапливаемые, а по мне это не особо теплее, чем на улице. В итоге мы решили не мелочиться и ночевать сразу в палатке. Прогноз погоды обещал нам минус двенадцать градусов днем и минус девятнадцать ночью. В температуру комфорта наших спальников такая погода укладывалась и нас вполне устраивала. Поскольку в машине было место для еще одного человека, то решили найти четвертого отморозка для компании. К сожалению таковых больше не нашлось.. Все желали нам удачной поездки, но благоразумно отказывались принимать в этом участие.

Конечно мы предполагали, что померзнуть придется и старались к этому как-то подготовиться. Взяли на каждого по два каремата, два дополнительных летних спальника на троих, бензиновую горелку (ее нам предстояло испытать впервые) и два литра бензина, газовую горелку с двумя баллонами газа (ну вдруг будет гореть, чем черт не шутит?) для обогрева палатки, топор (греться костром, или хотя бы самой рубкой дров). Взяли по две пары обуви, я взяла утепленные бахилы баск подаренные мне братом (вот и выпал шанс испытать в настоящих боевых условиях!), стельки самогревы из спортмастера и такие же химические грелки для рук (смысл в том, что они начинают нагреваться при контакте с кислородом, достаточно вскрыть упаковку). С таким арсеналом средств согревания нам предстояло пережить две ночи в долине под Борусом.

В последний момент перед выходом Паша еще сомневался, какие надевать ботинки — трекинговые горные однослойные или зимние саломоны. Выбор был сделан в пользу трекинговых (в последствии оказалось, что зря, но об этом потом). Я в последний момент тоже сомневалась, не надеть ли мне альпботинки и не захватить ли кошки. В итоге надела ботинки саломоны, кошки не брала.

Дорога. Романтика
Настроение в дороге было хорошим, боевым. Каждый думал о том, что нам предстоит, с чем придется столкнуться… Было ощущение, что мы идиоты, а все умные сйчас сидят дома в тепле. На трассе на стеклах машины стали появляться замерзшие узоры. По словам Кости так обычно бывает при минус тридцати. Остановились на трассе отдохнуть, выпить чаю и прогуляться. Воздух с улицы тут же взбодрил. Было очень холодно, морозно, но небо было такое удивительное, бесконечное, звездное, что хотелось смотреть и смотреть даже на таком морозе. Чувствовался лютый холод.

Когда подъезжали к Абакану периодически стал появляться туман, чем дальше тем больше. Какой-то участок пути ехали с очень плохой видимостью. Туман стелился сверху на машину, было видно только небольшой кусочек дороги около машины, а дальше клубы дыма. В ночи все это казалось чем-то мистическим и пугающим. Небольшой апокалипсис в ночи на трассе. В Саяногорске какой-то уличный термометр сообщил нам, что сейчас на улице минус тридцать. Стал появляться вопрос, а насколько был прав прогноз погоды, и выживем ли мы вообще. Ощущение неизвестности немного страшило. Однако чуть позже мы увидели другой термометр — было уже минус двадцать шесть — это немного согрело душу. В Черемушках около реки очередной термометр на заправке показал минус девятнадцать, и это было небольшим облегчением. Доехали до кордона мы за семь часов. Было четыре утра. Вышли из машины, поздоровались с местным сторожем.
— Вот — говорим, — мы приехали.
— Зачем? — удивился тот.
— Ну как.. На Борус! — весело ответили мы.
— Аа, романтики. — покачал головой сторож.
Вот оно как оказывается называется! Мы не отморозки, мы романтики!:-) Мне понравился этот ответ, хоть он и звучал как диагноз. На улице сияла луна и звезды, было холодно и темно. Мы решили немного поспать в тепле перед дорогой хотя бы часов до семи. Мне долго не спалось в машине, потому что было жарко и я вспотела. В семь на улице было так же темно и холодно, мы продолжали спать. Расставаться с теплом не очень хотелось. В итоге встали примерно в половине десятого. В девять рассвело и наконец вступил в силу день. Мы стали собираться.

Термометр на кордоне показывал минус двадцать, воздух был немного влажный и морозный. Встретили Месяцева Андрея. Андрей стал нам рисовать как удобнее дойти до долины, посоветовал по пути зайти на водопады. Вообще мы все это знали, так как бывали здесь летом.

День 1. Первая встреча с холодом
И вот последнее тепло, домики и машина остались в прошлом, а мы шли навстречу приключениям в гору. Паша тут же предложил сфотографироваться возле таблички «Осторожно, клещи!», так как всегда мечтал ее сфотать зимой.

Шлось довольно легко, палки помогали набирать темп, дорога была на удивление хорошо накатана, ноги не поваливались в снег. Я думала, что придется много тропить по пояс в снегу, однако эта участь нас миновала.

Первое время мерзло лицо, однако чуть выше воздух стал мягче, и стало тепло. Шли не спеша, чтобы сильно не вспотеть. В какой-то момент остановились на дороге на небольшую передышку, казалось, что прошли еще совсем немного, однако, оказалось, что за ближайшим же поворотом через метров 50 уже была поляна с которой идет сворот на пешую тропу.

Здесь мы  немного отдохнули.

Долго стоять не хотелось, потому что все равно мы немного потели и быстро замерзали без движения. Еще на кордоне мимо нас в сторону Боруса бодро прошагал дяденька с лыжами на плечах и две тетеньки с маленькими рюкзачками. Местные жители ходят сюда просто погулять и натоптали за первые дни праздников хорошую тропу. Мы довольно быстро дошли до первого стола, а там и до второго было недалеко.

Отсюда решили сходить на водопады без рюкзаков. Что они представляют из себя зимой я не знала, но отдохнуть от рюкзака было очень кстати.
Погода стояла ясная и безветренная. Зимний лес был удивительно красив, как в сказке. До водопадов тоже была натоптана тропа, поэтому сбегали мы туда без особых проблем, посмотрели снизу на желтые и зеленые куски льда на скалах. Вот такой он ледопад, наверное по нему было бы здорово полазить в кошках, которые мы не брали. Сфотали окрестные таблички и побежали обратно.
На столике около наших рюкзаков встретили двух пареньков со сноубордами. Они быстро пошли дальше, а мы еще немного отдохнули и выпили чаю. До перевала было идти относительно легко, везде отличная тропа. На подходе к перевалу догнали пареньков с бордами. Перевал представлял из себя гору курумника посыпанную снегом. Где они собирались кататься я понимала смутно. А главное, зачем им для этого полдня идти в гору и нести борд на себе. Видать тоже романтики типа нас. На подъеме в перевал встретили бодрого дяденьку с лыжами. Он шел уже обратно, сказал что просто ходил по долине покататься на лыжах. Вот ведь тоже романтик — полпути лыжи на себе нести.

На перевале «Бабьи слезы» пареньки сидя на снегу надевали ботинки для борда. Мы разговорились с ними. Они были местные из Черемушек. Один из них сказал, что учится в Дивногорске. Спрашивали откуда мы и узнав, что из Красноярска, очень удивились. Они приехали погулять, потому что рядом живут, а мы ехали сюда 600 километров. Видимо в нас романтики таки побольше будет. Скатываться ребята собирались с первала до кордона по пути подъема. Отдохнув на перевале, мы пошли дальше, было примерно половина четвертого.

На спуске в долину встретили обратно идущих тетенек с рюкзачками. Нет, они тоже не ходили на Борус. Они рассказали нам, что кормили птичек, которые ничего не боятся. Птички были действительно наглые. Они бесцеремонно садились на нас, на наши руки, на рюкзаки. Требовали еды. Еще немного пути по долине и мы вышли на место стоянки. Было приятно встречать людей и знать, что мы здесь не одни. Но к вечеру в долине никого не осталось кроме нас и местных обитателей — зверушек. С кордона же мы вышли примерно в десять. Прогноз Андрея что придем в долину к четырем оправдался.
Стоянка была немного обустроена, снег примят, места под пару палаток расчищены — и все-таки не одни мы такие романтики. Было напилено много чурок, которые удобно использовать под сидения и под стол, правда их периодически рубили на дрова. Мальчики сразу занялись костром, а я местом под палатку. Над уже расчищенным местом нависало огромное наклоненное дерево и казалось, что оно скоро упадет. Ставить под него палатку мы не рискнули. Я приминала снег как могла, самым эффективным оказалось катание по сугорбу вперед назад в положении лежа. Кататься было довольно весело и занятно, и в общем-то даже не холодно. Когда я поняла, что для расчистки места сделала все, что было в моих силах, то стала ставить палатку. Когда разворачивали палатку, прозрачные окна тамбура лопнули сразу же, и ничего с этим уже нельзя было сделать.
Ветра пока не было, но мы очень постарались укрепить ее как можно лучше. Когда с обустройством жилья и разведением костра было покончено — стали разводить горелку и готовить ужин. С горелкой пришлось поразбираться, поскольку пользовались ею впервые, хорошо была инструкция приложена.  На костер поставили таять снег для чая. Готовили нечто вроде борща. В качестве свекольной составляющей я взяла некую заправку, хотя она больше напоминала кетчуп. Она замерзла и сильно загустела, ее надо было хорошо отаивать и размешивать. В итоге суп конечно вышел странный, но на удивление вкусный. Заедали все это свежемороженым хлебом со свежемороженым майонезом. Замерзший майонез напоминал строительную пену. Тем временем стемнело и похолодало. Костер ужасно дымил во все стороны и подойти к нему было совершенно нереально. От продолжительного стояния на месте у всех стали замерзать ноги. Вообще главное правило поведения на стоянке — не сидеть без дела. Когда что-то делаешь, то согреваешься и отвлекаешься от холода. К сожалению не было у нас столько дел, чтобы все время себя чем-то занимать. Чай решили пить в палатке и греться у горелки. Рачистили по центру место, поставили горелку на карематы сели вокруг и стали пить чай.
Было всего лишь восемь вечера. В палатке было холодно как на улице. Сидели в куртках, шапках.. ну в общем как на улице. Мерзли ноги. Тут я поняла, что бахилы — офигенская вещь. В них ноги быстро начинали приходить в себя. Паша свои ноги никак не мог отогреть, его трекинговые ботинки совсем не рассчитаны на такие температуры, пальцы ног замерзли, терялась чувствительность, и я отдала бахилы ему. Горелка горела очень слабо. Зимний газ замерз и даже на максимуме выдал слабенький огонек. Что примечательно, если потереть баллон и погреть в руках, то пламя увеличивалось. Было не совсем понятно греет ли нас горелка, или же мы ее. Над горелкой на потолок палатки вешали мокрые вещи, как ни странно это помогало их сушить. Без варежек руки быстро отмерзали, поэтому снимать их можно было лишь совсем ненадолго. Много смеялись и несли бред. На следующий день запланировали подъем на пять утра, выход на вершину в шесть-семь утра. Есть решили утром не варить, чтобы не терять время. Если вернуться успели бы рано, то могли еще собрать рюкзаки и в тот же день уйти на кордон, не ночуя второй раз. На деле все сложилось иначе. Спать легли в десять вечера.Больше фотографий с этого похода здесь.