Эльбрус с востока 2023. Начало.

Я очень долго не могла начать этот рассказ. В голове много мыслей, но оформить их не очень то просто. Поэтому я решила начать не совсем с начала. Как вообще вышло, что две девочки одни  самостоятельно взяли огромные рюкзаки, купили билеты и поперли на гору, я расскажу вам в самом конце. А сейчас сразу перейдем к активной части похода.

Как мы ехали на Казбек

Да, вам не кажется, мы действительно планировали поездку на Казбек с севера. И не только планировали, но и в общем то туда и поехали. Сначала закупились едой, газом и осетинскими пирогами во Владикавказе. Владикавказ очень понравился, такой южный цветущий город со своей атмосферой. Могу смело рекомендовать магазин «Три пирога» для покупки лучших осетинских пирогов. И непременно советую попробовать пирог со свекольной ботвой.

После того, как были сделаны все покупки (раскладку еды мы заранее расписали в самолете и поезде), мы отправились за нашими огромными рюкзаками в транспортную компанию. Да, мы решили отправить рюкзаки транспортной компанией Деловые линии. По стоимости вышло сравнимо с багажом в самолете, из плюсов такого подхода: у тебя нет ограничений по весу и размеру как в самолете, и также, так как мы сначала летели в Минеральные воды и там ночевали, а только потом отправились во Владикавказ на поезде, было очень удобно не таскать весь путь рюкзаки с собой. А ведь они были очень тяжелые.

Честно говоря, мы оттягивали тот момент, когда нужно будет их надеть и нести, как могли. Забрав рюкзаки из транспортной, мы тут же вызвали такси до Кармадона (кстати Яндекс пришел без проблем и очень быстро, поездка стоила в районе тысячи рублей), и вот приятная женщина Олеся везет нас навстречу горным ущельям! Само Кармадонское ущелье стоит того, чтобы хотя бы по нему проехать и посмотреть.

Кармадонское ущелье

Очень много разговаривали в пути о сошедшем здесь леднике Колка, который на несколько лет полностью заблокировал ущелье, перекрыл дороги и тоннели (многие из которых так и остались засыпанными), похоронил некоторые деревни и смел без следа съемочную группу Сергея Бодрова и местных актеров из театра Нарты, занятых в съемках фильма.

Сход ледника Колка — катастрофа, произошедшая 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. В результате неё погибли и пропали без вести 125 человек, в их числе съёмочная группа фильма «Связной» и в её составе актёр и режиссёр Сергей Бодров-младший.

20 сентября2002 года в 20 часов 8 минут 30 секунд глыба висячего ледника объёмом около 8 миллионов кубометров, сорвавшаяся с восточного отрога горы Джимарайхох с высоты 4350 метров, упала на тыловую часть ледника Колка, создав смертоносный ледовый обвал и селевой поток. Общий объём пришедшей в движение ледово-каменной массы достигал 125—130 млн кубометров. Основная её часть остановилась у скалистой расщелины «Кармадонских ворот», через которую было выброшено более 10 млн кубометров воды, крупных и мелких обломков скальных пород и льда. Вся эта масса в виде гляциального селевого потока устремилась вниз по долине реки, сокрушая все на своём пути. Этот поток накрыл Кармадонское ущелье, в котором находился Сергей Бодров и его съёмочная группа, включая семерых участников конного театра «Нарты». «Трасса Ростов—Баку», которая указана в сценарии, была той самой дорогой в тридцать километров, ведущей от посёлка Гизель до Кармадонского ущелья.

Википедия

Когда я смотрела на это ущелье, и представляла как все произошло, буквально в считанные секунды, по телу пробегали мурашки. Стихия — страшная вещь. На месте гибели Сергея Бодрова останавливаются все проезжающие по этому ущелью. И нам довелось увидеть это место. Природа здесь красивая, но какая то немая тишина висит в воздухе, создавая грусть или напряжение…

предположительно здесь осталась съемочная группа Сергея Бодрова

Когда мы подъехали к погранзаставе в Кармадоне, то рядом стояла пара микроавтобусов, и вокруг было много людей. Ребята сказали нам, что пропуск в погранзону не дают, и нам можно сразу разворачиваться и ехать обратно. Все это привело в замешательство, но не уменьшило нашей решимости и желания разобраться, что здесь происходит. Поэтому мы попросили Олесю отвезти нас поближе к ближайшему лесочку, скинули там рюкзаки и отпустили ее восвояси. Кстати, связи здесь особо не было. Можно было поймать связь только поднявшись повыше на гору.

В ожидании

В погранзаставе без проблем приняли наше заявление на выдачу пропуска в погранзону, но сказали подойти через два часа за ответом. Так как дело близилось к вечеру, мы решили, что все равно в этот же день уже начинать пешую часть не стоит, поэтому мы перекусили пирогами и поставили палатку. Рядом с нами стояла очень многочисленная коммерческая группа, которая также планировали восхождение на Казбек и они ждали пропуска. Ребята рассказали, что ждут здесь уже двое суток, и им просто каждый раз говорят подойти еще через два часа. Дадут ли пропуск и когда дадут не ясно, но ребята уже собрали палатки и собрались уезжать ни с чем. Все это звучало как-то грустно. Мы столько планировали эту поездку, столько сомневались, настраивались, надеялись, неужели просто теперь ничего не выйдет и все? Мы прикинули, что мы можем себе позволить подождать до обеда следующего дня, и, если результата не будет, то должны будем придумать иной вариант.

На всякий случай поясню, что через гору Казбек проходит граница с Грузией. При этом правила Грузии разрешают восхождения на гору Казбек с их стороны без всяких пропусков, а со стороны России действуют жесткие правила и пропускная система. Подать заявку на пропуск можно заранее через госуслуги. Ее рассматривают 15 рабочих дней. Но я однажды уже обожглась на заявках через госуслуги, и было известно что именно на этой погранзаставе без проблем всегда выдаются пропуска на месте, поэтому мы решили госуслугами не заморачиваться.

У пограничников мы получили лишь просьбу зайти завтра утром, и окончательно смирились с тем, что нужно просто ждать. Сходили за водой, и пошли прогуляться по разрешенной части ущелья. Заодно начали свою активную акклиматизацию, ведь уже здесь мы оказались на высоте 1600 н. у. м.

Ущелье оказалось шикарным местом для прогулок. Бескрайние просторы вокруг, горы, потрясающие виды. В какой-то момент мы увидели фигуру человека с автоматом. Момент был крайне напряженным. Ведь где-то здесь начнется пограничная зона, а вдруг мы уже ее нарушили? А если он решит стрелять? Мы тихонько подбирались к человеку по склону и, лишь подойдя достаточно близко, мы поняли, что это просто манекен! Но как же реалистично смотрится! Рядом была небольшая будка с зеленый крышей. Такие домики здесь имеют пограничники для дежурств, но этот домик был старым и давно заброшенным. Когда-то пограничная зона начиналась уже здесь, но потом ее сместили на несколько километров дальше, в район поселка Тменикау.

Пройдя по ущелью дальше мы увидели разные старинные постройки. Одной из них оказалась башня, а другой фамильный склеп какой-то семьи. Я заглянула в окошко. Я уже видела похожие постройки, но поменьше, в городе мертвых Эльтюбю. Там все домики были пусты, в этом же мне пришлось резко отпрянуть от окошка назад. Внутри было полно скелетов и останков… Начинало темнеть, и пора было вернуться в лагерь.

Когда мы пришли, то увидели, что у нас появились соседи. Еще одна небольшая коммерческая группа с гидом по имени Давид, устраивалась на ночевку. Давид выглядел очень позитивным и уверенным человеком, и, казалось, ситуация с пропусками никак его не беспокоила. Он сказал, что все будет хорошо, просто у них там свои заморочки, они все решат и пропуска нам выдадут, а пока надо просто отдыхать и радоваться жизни. Ребята угощали нас осетинскими пирогами и домашним вином, которое купили где-то в деревне у местных. В целом первый походный вечер нашей поездки, прямо скажем удался. Долго сидели у костра и болтали с ребятами.

На все наши вопросы и сомнения Давид лишь улыбался и говорил, что все будет хорошо, главное помолиться. Он так часто это повторял, что мы себе вбили это в голову как мантру, и потом вспоминали весь оставшийся поход. Что бы ни случалось: главное помолиться))))) Так вот мы и узнали важный секрет альпинизма.

На следующее утро, мы позавтракали и сразу полностью собрали все вещи. Оставаться здесь на вторую ночь в наши планы не входило, даже если бы нам и не выдали пропуска. Хотя и шевелиться было лень. Часам к 11 мы вновь подошли в погранцам с вопросом про пропуска. Удалось побеседовать с ними побольше и даже выяснить в чем дело. Они мялись, говорили, что ждут распоряжение от начальства, когда им разрешат выдавать пропуска. Говорили, что когда-нибудь точно дадут, но они даже примерно не знают когда. Удалось узнать, что вся заваруха началась из-за туриста, который при подъеме на Казбек заблудился, отбился от группы и ушел на территорию Грузии. И пока они между собой там разбираются дано распоряжение никого в пограничную зону не пускать. Потом сказали, что срок рассмотрения наших заявлений будет составлять 8 дней. В общем стало ясно, что делать здесь нам больше нечего. Нам срочно нужен был какой-то план действий!!!

Ребята с гидом не хотели сдаваться, поэтому один из них попробовал задействовать связи и позвонил знакомому заместителю начальника погран управления. Мы на всякий случай подождали еще, вдруг и нам что перепадет, но результата все это не дало. Давид сказал, что у него в машине есть места и он может нас с Катей подкинуть обратно до Владикавказа. Он был слегка расстроен, так как у него сорвался заработок. Но он не захотел вести свою группу на другую гору, поэтому их группа в дальнейшем рассредоточилась кто куда.

Очень забавным моментом было, когда мы попытались надеть свои огромные рюкзаки, чтобы просто донести их до машины. Никто из нас двоих не мог с этим рюкзаком просто встать на ноги, мы падали, ржали, хотя это была скорее истерика, от мысли, что надо же будет их как-то тащить потом! Но пока вообще не ясно как. Давид лишь качал головой и говорил, что мы взяли что-то лишнее. Действительно, у ребят рюкзаки выглядели поменьше нашего, однако, когда мы зашли в машину, то поняли что в машине у них лежат и альпинистские ботинки, и каски, ледорубы, коврики и прочая снаряга, которая у нас была внутри. И если представить, что они тоже все это себе запихают, то выйдут рюкзаки ровно такие как у нас. Давид еще пытался отдать нам бутылку шампанского, которую они хотели взять с собой и распить после восхождения, а так же домашнее вино, но нам было совершенно некуда это впихнуть. Да и выпивать надо было сразу же, а нам нужно было на следующий день уже точно выдвинуться на пешую часть маршрута.

На обратном пути снова остановились в месте гибели группы Сергея Бодрова. Сделали на память общее фото. За те минут сорок, что ехали во Владикавказ, нам предстоял нелегкий выбор, решить куда нам нужно ехать дальше.

С Давидом и ребятами

«Никак не ожидал он такого вот конца», или Как мы попали на Эльбрус

Рассуждения были такие: из интересного есть Эльбрус. Но с юга идти на него не очень хочется. Почему? Потому что мы очень серьезно готовились и притащили с собой кучу снаряжения, например 50 метров веревки, палатку, ледобуры, а на маршруте с юга все это по сути не нужно. Мы готовились к маршруту 2б, достаточно дикому в плане цивилизации. Также был вариант пойти с юга не используя канатку, через Ледовую базу. Это вариант чуть более интересный. Еще интереснее виделся маршрут на Эльбрус с севера. Мы расспросили о нем Давида, он показал нам фотки, и созвонился со знакомым таксистом, спросил за какую цену тот может нас довезти до Джилы-су. Оказалось, что стоимость поездки была в районе 10 тысяч, что показалось нам крайне дорого. И тут Катя вспомнила, что ее подруга собиралась сходить маршрут с востока. Бегло пробежавшись по маршруту в интернете, я поняла, что этот маршрут будто создан был именно для нас двоих вместо Казбека: начальная точка маршрута — поселок Эльбрус, что около Терскола, туда же в Терскол собирался ехать один из наших попутчиков, значит мы могли скинуться на такси, а стоимость поездки нам назвали всего лишь 3000р. Более того, маршрут с востока начинался с ущелья Ирик-чат, в котором я уже была в прошлом году! Я знала, что там очень живописно, и мне очень хотелось пройти по нему до самого конца и узнать что там дальше! А еще маршрут с востока имеет категорию сложности 2б, и считается самым красивым маршрутом восхождения на Эльбрус!!! Таким образом все было решено очень быстро и внезапно. Мы едем на восхождение на неизвестный нам ранее маршрут на Эльбрус с востока!

Наш попутчик очень хотел присоединиться к нашей дерзкой идее, но у него было достаточно мало дней в запасе до самолета и он рисковал не успеть, отправившись с нами. Поэтому ему пришлось совершать попытку восхождения с юга. Интересно, кстати, все ли ему удалось.

По пути в Терскол мы частенько видели дождь. Наш попутчик в дороге искал себе недорогое жилье в Терсколе. А мы решили вообще не привыкать к роскоши, а сразу переночевать в палатке, в палаточном кемпинге, о котором я тоже немного знала.

Таким образом мы ехали с твердым решением подняться на Казбек, а оказались на Эльбрусе. И все интересное только начиналось.

Благодарю всех кто читает мои рассказы, и оставляет отзывы и обратную связь. Во многом благодаря вам, я решила сейчас продолжать писать. И буду стараться делать это как можно чаще. Продолжение следует.