Горный Алтай 2017. Часть 2: Через Купол на Джело

Предыдущая часть рассказа: Горный Алтай 2017. Часть 1: заброска и акклиматизация.

27.06.17 Начинался второй день похода и первый под рюкзаком. Нам предстоял подход под перевал Купол (1Б, 3560 н.у.м.). Когда я планировала дома маршрут, этот переход представлялся мне как легкий (всего 4-5 часов ходьбы). Неоднократно я пыталась рассмотреть вариант прохождения Купола сразу за один день, но понимала, что акклиматизации на второй день похода будет недостаточно, чтобы скакать на высоте 3500 под рюкзаком. Тем более, после спуска с Купола нужно еще пройти немалое расстояние до слияния ручья Туроюк и реки Джело, а это было бы тяжело в один день. Так что причин сначала сделать подход под перевал было более чем достаточно.

Мы проснулись не слишком рано — в шесть тридцать утра. Ведь торопиться сегодня не нужно (в те дни когда нужно было спешить мы вставали в пять утра). Неспешно собираем рюкзаки и ждем когда нас хоть немного осветит солнце. Обязательная процедура утром — заклеивание ног во избежание мозолей. Картина довольно забавная: трое сидят босиком и что-то старательно мажут, режут и клеят — кружок по интересам! Около девяти утра выходим в путь сразу надев каски под косые взгляды геологов и тех, кто батонится в домиках на озере Сачки.

Подъем до хижины гляциологов.

Благодаря опыту наших товарищей из Кургана (ходивших этот маршрут в прошлом году) и изученным отчетам, мы точно знаем где находится начало подъема (там где написано «Купол №1»). То, что вчера издали казалось мелкой сыпухой, оказалось курумником солидных размеров. Подъем полностью идет по камням. Здесь я впервые нашла ароматный кустик смородины. Ягода еще зеленая, зато листья в чай мы набрали. Через час двадцать после выхода из лагеря мы подходим к началу скального подъема (здесь сделан металлический трос и скобы на скалах в обход опасного сыпучего кулуара). Идется легко, скобы так и тянут хвататься за них. То ли от недоверия к конструкции, то ли из принципа мы решили стараться не пользоваться ими где возможно и подниматься по скалам.

Начало скального подъема на Купол Начало скального подъема на Купол. Тросы и скобы.

Вокруг нас только камни, камни, камни — очень много камней. Теперь мы идем по открытому участку под палящим солнцем, и пот уже струится по спине. Несмотря на то, что мы поднимаемся выше, становится все жарче (а был таки смысл выходить пораньше!). Наконец делаем привал. Здесь нас догоняет группа бегущая на вершину налегке. Мы еще не знаем, что это будут последние встретившиеся люди за предстоящую неделю. Часть из этих ребят уже были вчера на Актру. Бежать с их скоростью под рюкзаком нам не под силу, да и незачем, у нас времени полно, а им нужно будет спускаться. Поэтому после небольшого диалога они убегают вперед.

Выход к Зеленой гостинице

Дошли до гостиницы в 12.30. Сама Зеленая гостиница — райское место, среди безжизненных скал и камней, как оазис в пустыне.

Зеленая гостиница. Вид сверху.

Здесь есть зеленая трава, ручей и множество цветов. А еще — офигенный вид на все ущелье Актру и ледники. Просто супер отель!

Цветы на Зеленой гостинице Цветы на зеленой гостинице Цветы на зеленой гостинице

Актру с Зеленой гостиницы

Мы обедаем и зависаем на фотосет. Оказаться здесь и пройти мимо не фотографируя просто невозможно.

виды с Зеленой гостиницы Виды с Зеленой гостиницы Виды с Зеленой гостиницы

На всю фотосессию уходит примерно полтора часа, зато мы успели остыть и отдохнуть. Можно было ночевать здесь, но еще вчера мы коллективно решили, что лучше подойти максимально близко к перевалу и вершине, то есть дойти до домика гляциологов под ледником. Судя по найденным отчетам идти от гостиницы до домика еще примерно полтора часа. За небольшое время перехода мы определили свой темп примерно как 50 минут идем, 5-10 отдыхаем. Выходило, что на этот переход приходится еще один привал. Ищем место для отдыха, думаем вон там, на морене посидим, хоть видно будет дальнейший путь. Выходим на морену, а там уже и домик! Дошли! Привал не понадобился (шли около часа), мы уже на высоте 3040 н.у.м. Несмотря на то, что переход был короткий, чувствуется усталость. Думаю, сказывается жара, пока еще тяжелый рюкзак и недостаточная акклиматизация.

Отель с миллионом звезд и видом на горы.

Первый вопрос, который необходимо было решить — ставить ли палатку. Дима подбивает ночевать прямо в домике, в палатке успеем еще. После беглого осмотра домика он кажется нам вполне уютным, тем более там места много и стоять можно во весь рост. Решено — ночуем там.

Хижина гляциологов на Куполе

Второй не менее важный вопрос — где брать воду. Сначала мы поразмыслив логически пошли за водой до ледника, ведь ручьи стекают оттуда. Но расстояние не такое уж маленькое, каждый раз так бегать неудобно. Мы умылись, набрали воды. Вскоре мы обнаруживаем ручей гораздо ближе к нашему месту ночевки, слева (если смотреть на ледник). Трезво оценив погоду и местность я решилась постирать футболку (Здесь очень много хорошо прогретых солнцем камней, по моему опыту на теплых камнях все очень быстро сохнет). По возвращении к домику Паша заметил, что у меня окровавлена пятка. Зря я пошла на ручей в сланцах, камни здесь хоть и плоские, но очень острые, пораниться легко. В последствии эта пятка доставляла неудобство при снятии и надевании ботинок.

При подготовке маршрута я сильно переживала, что на такой высоте будет холодно, а еще если непогода застанет, то совсем печально. Немного будоражит мысли трагедия на Куполе в августе 2015 года (4 альпиниста замерзли насмерть при спуске по 2Б). Но нам везет! Хоть и проносятся облака, светит солнце! Жаркое, палящее, знойное, спрятаться можно только в тени домика. Здесь гораздо теплее, чем было внизу.

У нас есть время и возможность насладиться этими видами и местом по полной. Все морены буквально усыпаны желтыми горными маками!

Горные маки и ледник на Куполе

Хочется остаться здесь жить, но нас ждут новые неизведанные места и приключения.

Цветы на Куполе Цветы на Куполе Цветы на Куполе

Еще оказалось, что здесь ловит связь, но только Билайн. И мы все смогли позвонить домой и поинтересоваться делами родных и близких.

Наконец подходит время ужина. Варится суп довольно долго (то ли баллоны почти пустые дают маленькое давление, то ли высота делает свое дело). Немного навела шороху наша горелка (единственная! вся надежда на нее, без горелки этот маршрут не пройти). Закрываешь газ — а она все равно горит, прибавляешь — почти не прибавляется. Оказалось, из-за того, что баллоны мы положили на бок, у нее полностью перемерз регулятор подачи газа. Такое за все время походов вижу впервые. Выдохнули, отогрели регулятор, и все заработало как надо.

Перед сном вспомнили, что днем мы слышали как скребется мышка. Мне сразу вспомнилась ночевка в избе у Кубинской пещеры, где ночью мыши бегали прямо по нашим спальникам. А еще, когда Леха подвозил нас, он рассказал, что здесь нужно бояться грызунов, потому что они разносят бубонную чуму (один парень съел на Алтае суслика и заразился). Поэтому помимо опасений за погоду нам добавились переживания за мышку с чумой. Дима ласково называет ее бубончик. Перед сном тщательно пакуем продукты и подвешиваем под потолок, чтобы мышка не добралась.  Вечером дует ветер — похоже к перемене погоды, но на какую она будет меняться? Какая она сейчас (хорошая или плохая) мы до сих пор так и не поняли. То внезапно выглядывает солнце и начинает припекать, то за пять минут налетает туча с дождем, то вдруг подкрадывается туман. А мы всегда думали, что погода на Алтае более стабильная, чем в Ергаках. Приходим к общему мнению, что здесь она стабильно нестабильная. На этом успокоившись ложимся спать.

Хижина с видом на Актру

Паша полночи не может уснуть. То ли от высоты, то ли от кашля, то ли ему просто неудобно. Его кашель беспокоит меня все больше. Примерно в час ночи от него проснулись и мы с Димой. Я решила выйти на улицу, Паша идет со мной. Выходим мы из домика, а там… Это не описать словами! Настолько звездное небо за все походы я видела всего пару раз в жизни, а может и никогда не видела! Миллионы звезд, млечный путь — все это очень хорошо видно. Можно было стоять и любоваться вечно, но завтра нам рано вставать, значит нужно попытаться снова уснуть. Рассказываем об увиденном Диме, уговариваем выйти посмотреть, но он отказывается, а зря! Мы с Пашей поменялись местами, его место ему кажется неудобным и, на удивление, он почти сразу засыпает! Зато теперь не могу уснуть я, долго лежу и прокручиваю разные мысли в голове. Какое-то бессонное место.

Заметки от Димы:

Подъем сюда — жопа. Ночевать на гостинице смысла нет, можно там пофотографировать и идти ночевать в домике. Ручей есть ближе, слева от домика. Места под палатку там лучше. Еще вопрос про туалет: где он?!)

Купол трех озер. Вершина.

28.06.17 Подъем в пять утра, погода хорошая, это самое главное!

Актру с хижины на Куполе
Утро под Куполом

Вышли из хижины в восемь. Еще вчера много обсуждали стоит ли подниматься сразу по леднику, или часть пути пройти по морене.

Утренний вид на Купол

В лоб по леднику угол кажется крутым — нужно идти в кошках. Морена сильно сыпучая, в ней ноги вязнут и устают. Тем не менее решаем сначала подняться по морене. В девять утра подходим к началу ледника. Делаем привал, пьем чай, но стоять очень холодно. Хочется скорее надеть рюкзак и бежать (небывалая ситуация!). Короткая проба ходьбы по леднику показала, что можно идти без кошек. На льду есть снег. Там где выходим на открытые участки льда ноги скользят. Если снега бы не было, кошки бы точно пригодились!

Подъем по леднику на Купол

Наконец сверху мы увидели те самые три озера в честь которых Купол носит название «Купол трех озер».

Три озера на склонах Купола

На них можно было радиально сбегать с Зеленой гостиницы, или с хижины, там не очень далеко. В 10 утра выходим на вершину.

Ребята поздравляют друг друга с вершиной

Я сразу объявляю фотопривал. Здесь открываются виды на Курайские степи, ущелье Актру и Южно-Чуйский хребет.

Панорама с вершины Купола трех озер
Панорама с вершины Купол трех озер
на вершине Купол 3560 н.у.м.

Дима предлагает поесть, но Паша хочет скорее идти, потому что он сильно мерзнет. Над головой уже ходят тучи, погода портится. Было действительно холодно. Сошлись на том, что нужно спуститься с вершины на перевал и пообедать где-то ниже. А еще я заприметила голубое озеро прямо на леднике, и мне хочется подойти к нему посмотреть.

Справа на леднике голубое озеро

Ребята подкалывают меня не собираюсь ли я искупаться. Мы спускаемся туда, где, как нам кажется, должен быть перевал, и кидаем рюкзаки на единственную в округе морену среди ледника. Но навигатор показал, что перевал вообще в другом месте. Из интереса без рюкзаков идем искать этот перевал, но это оказалась просто какая-то точка на леднике. Ни перевального тура, ни каких-то еще опознавательных знаков там нет. Дальше мы долго соображаем куда же нам надо спускаться. Обедать, не понимая куда идти дальше, как-то неправильно. Поэтому мы берем рюкзаки и идем туда, где должен быть спуск. Пришлось пройти прям вдоль того самого озера, снег около него мокрый, глубокий и сильно проваливается. Дальше просматривается спуск по сыпухе (сходится со спуском с перевала Кызылташ). Такая вот тренировка ориентирования в реальных условиях.

Спуск в долину Джело

Над вершиной Купола сгущаются грозовые тучи, и нас пытается догнать мелкий дождик. Да и места хорошего посидеть на этой сыпухе нет, поэтому мы, оставшись опять без обеда, скорее спускаемся вниз — к правому ручью Туроюк.

Спуск с перевала Купол ведет туда

На спуске замечаем озеро на котором постоянно появляются круги. Начинаем спорить — это дождь, или пузырьки воздуха выходят на поверхность? Ответа мы так и не знаем. Кажется, что дождь капал не так часто, как появлялись эти круги, но, может, это и был он. На ручье сходятся два спуска с перевалов Кызылташ (красный камень) и Караташ (черный камень), интересна четкая граница черных и красных камней. А еще мы наконец увидели живописную долину реки Джело в которую спускаемся, но до нее еще далеко.

Долина реки Джело

Обходя скалы приходится идти то по правому, то по левому берегу ручья. Проходим водопад и наконец, находим более менее ровную площадку.

Водопад ручья Туроюк водопад Туроюк

Решаем все-таки сделать привал несмотря на мелкий дождь. Я бегу на разведку дальнейшего пути (узнать можно ли пройти по верху по скалам, или по низу вдоль ручья). Мы наконец обедаем и со свежими силами можем продолжить путь. Разведка показала, что по верху скал идти совсем неудобно, поэтому проходим их по низу. Наконец выходим на зеленые луга и просторы в районе слияния левого и правого ручьев Туроюк. Время 15.20. Здесь находим свежий зеленый лук и радостно набираем с собой. В дальнейшем мы добавляли лук во все завтраки и ужины весь поход, он шел на ура. Зеленые поляны сильно загажены то ли лошадями, то ли коровами, то ли всеми сразу. Помета здесь столько, что, кажется, что мы должны здесь целыми днями наблюдать пасущиеся стада, пастухов и туристов, которых забрасывают на лошадях, но здесь нет ни души кроме нас.  Ненадолго выглядывает солнце и мы позволяем себе реально побатониться. Наконец появилось ощущение, что мы в безопасном месте, и даже если пойдет дождь, нам будет уже все равно. На высоте и среди камней непогода гораздо страшнее. Как я уже говорила, солнце выглянуло ненадолго. И вот уже небо со всех сторон затягивается тучами. Мы скорее бежим до слияния ручья Туроюк с Джело.

Слияние ручья Туроюк и Джело
Слияние ручья Туроюк и реки Джело

Здесь произошел первый и единственный конфликт в группе в этом походе (хотя конфликт — слишком громкое слово, просто небольшой спор). Я издалека приметила, что в районе слияния рек пространство открытое, значит может дуть сильный ветер, а еще там почти везде камни. Предлагаю ставить палатку чуть раньше, на зеленой полянке. Но Дима, даже не глядя на предлагаемое место, упрямо тащит нас дальше. Он предлагает свое место для стоянки. Но оно не нравится Паше, потому что она сильно загажена. Они вопросительно смотрят на меня, но я уже говорю решайте сами, мне все равно. Ситуация глупая, вспоминать смешно. Вокруг нас уже вовсю грохочет гром, вот-вот будет гроза. А мы дойдя до места не можем поставить палатку. В итоге Паша побегал в округе и нашел идеальное место (оно было на открытом пространстве и на камнях, но идеально ровное и чистое). Поставили палатку там. В дальнейшем все решения обсуждались, и никаких разногласий в группе не возникало. С командой нам повезло! А вообще по всем наблюдениям такое происходит в походе обычно от усталости, а нам сегодня было от чего устать! Ведь мы побывали в самой высокой точке нашего похода, да и спуск по камням был очень длительным.

Дождь все-таки пошел, но мы успели поставить палатку до него, и сварили внутри ужин. После ужина дождь стих и мы отправились на вечернюю прогулку по реке Джело.

Разведка

Прогулка была не просто так, а с целью разведки брода. В районе нашей палатки течение сильное, да и вода к вечеру высокая. Поэтому идем искать выше.

Долина реки Джело

Нам постоянно приходится переходить втекающие в Джело ручьи. В резиновых сапогах это не доставляет сложностей, а Диме в ботинках куда сложнее. План на завтрашнее утро созревает примерно такой: идем чуть выше впадения ручья в Джело. Раздеваемся до трусов. Мы с Димой идем в сланцах, а Паша в резиновых сапогах (их, конечно, зальет водой, но сохнут они быстро). Переходить лучше в обуви, камни острые. Если течение будет слишком сильным, то попробуем сцепиться под руки и идти всем втроем. Представляя эту картину я сокрушаюсь, что некому будет это сфотать.

-Не надо такое фотать. — испугался Дима. — а то жена увидит, и объясняй ей потом, что это брод, а не сброд.

Почему-то эта шутка меня дико веселит. Вообще с каждым новым днем похода развеселить меня все проще. Я почти постоянно ржу. Дима уже начал подозревать, что я что-то курю. Но на самом деле просто каждый дичает в походе по-своему. Пока возвращались к палатке меня накрывает абстрактными философскими рассуждениями о ценности настоящего живого общения в походе, вдали от благ цивилизации, интернета и прочего.

В эту ночь мы поменялись с Пашей спальниками. Мой гораздо теплее, а он спит с краю и кашляет. С этих пор он спал крепко и все признаки простуды стали проходить. Завтра нам предстоял еще один сложный день: брод реки и два перевала. Выспаться было очень кстати.

Заметки от Паши:

Купол холодный, но красивый.

Продолжение: Горный Алтай 2017. Часть 3: броды, березка, дожди и другие сюрпризы маршрута

Много фотографий с этого похода можно посмотреть здесь.

5 Комментариев к Горный Алтай 2017. Часть 2: Через Купол на Джело

1. Достойные и фотографии, и тексты на вашем сайте! В этой части особо впечатлила фотография «Хижина с видом на Актру».