Подземные лабиринты пещеры Большая Орешная

Как мог заметить мой читатель, в пещерах я бываю нынче редко: куда реже, чем, скажем, бегаю рогейны. Посему считаю нужным написать хоть что-то о прошедшем выходе.

Больша́я Оре́шная пеще́ра[1] — пещера в Манском районеКрасноярского края (Восточный Саян), в 4 км восточнее села Орешное, в левом борту долины Таёжного Баджея. Пещера образовалась в конгломератах нижнего ордовика, нарвской свиты и является крупнейшей известной конгломератовой пещерой мира. Общая длина ходов по состоянию на 1 декабря2001 года составляет около 47 км, амплитуда 247 м, глубина −195 м. Пещера имеет лабиринтовое строение, преобладают наклонные и горизонтальные ходы на разных уровнях. Большинство ходов и гротов объединены в крупные системы, прохождение которых возможно без веревок и СРТ снаряжения.

Википедия

Карта

Если поизучать карту, названия гротов там встречаются довольно интригующие. Чего только стоит система «Мазодром» с гротами «Зомби», «Вперед-кругом в глину лбом» и галереей «Фредди Крюгера»!

Я никогда слишком не интересовалась этой пещерой. Почему? Ну во-первых фотографии, которые я видела оттуда в основном изображали разные фигуры вылепленные из глины людьми. А мне же куда больше интересны красоты, созданные самой природой: натеки, сталактиты и др. Один раз мы уже были в пещере «Большая Орешная». Передвигались преимущественно бегом за теми, кто все знает. Все проходы мне казались абсолютно одинаковыми, и я вообще пути не запомнила, но поняла, что пещера запутанная, и без проводника туда ходить — есть риск ничего не найти. С того выхода 2012 года мне запомнились озера, которые переплывали на камере, и длинный извилистый и очень узкий ход  «Дуло», расположенный перед вторым выходом из пещеры. Этот ход может впечатлить кого угодно, как мне кажется! Порой, казалось, застревала даже каска, а ползти приходилось носом в землю, без возможности поднять голову и посмотреть вперед.

Сейчас я хожу в пещеры настолько редко, что захотелось ухватиться за любую возможность побывать под землей. Женя Кислицын предложил пещеру «Орешную», Роман согласился всех везти на машине и я согласилась. Ведь группа есть, транспорт есть, снаряжение и веревок не нужно и поездку легко можно уложить в один день. В общем это оказалось удобной идеей разнообразить выходные. И я даже не огорчилась бы, если бы мы там ничего не нашли. Хотя Женя там уже был несколько раз.

Выходить через «Дуло» отмели сразу, ребята такие узости не любят. Перед разломом «Озерным» по моей памяти мы использовали веревку, и идею туда идти тоже никто не поддержал. Поэтому я мало чего ждала от этой поездки. Однако получила куда больше, чем хотела в итоге.

Собрались в восемь утра и поехали. Дорога пролетела быстро и без приключений. Машину оставили на местной базе в селе «Орешное». Дальше началась пешая часть путешествия: 3.5 км по заснеженной лесной дороге. Перед подъемом к Орешке даже туалет для туристов выстроили. Все говорит о том, что пещера очень часто посещаема, однако, в один день с нами там никого не было.

Перед подъемом к пещере

Подъем к Орешке — просто огонь! Я хорошо помню, к примеру, подъемы к пещерам «Женевская», или «Кубинская». И мне казалось, что здесь что-то подобное. Там ведь как бывает? Начинаешь пыхтеть, и вот уже видишь окончание подъема, немного терпишь — и ты у входа. А тут не так: сначала берешь очень бодрый темп. Потом понимаешь, что там даже не видно еще верха, так что темп лучше сбавить. И хорошо, что куртку снял заранее! В общем пыхтишь, пыхтишь, а верха все нет и нет. Этот подъем оказался куда длиньше, чем обычно.

Подъем. Начало

Вход в пещеру обрамляют красивые снежные кристаллы. Вот здесь пожалела первый раз, что зеркалку брать не стала. Спускаемся в грот «Спальный», спуск очень скользкий со льдом и сосульками. Чуть ниже падающий снег в пещеру тает от теплого воздуха и начинается грязь и глина. Переоделись в гроте «Спальный» в тепле, поели. Приключения начинаются!

Добро пожаловать в огромный подземный лабиринт
Кристаллы, не очень получились на фото

Описание маршрута начинается с репера 1, а он не совсем у входа. Поясню, что реперные знаки — это такие таблички в пещере с номерами, служат для определения точного местоположения на карте.

Стены измазаны белой глиной - первая интересность и совсем недалеко от входа!
Стены измазаны белой глиной — первая интересность и совсем недалеко от входа!
Этого крокодильчика помню еще с нашего первого выхода. С ним надо обязательно здороваться.

В общем первые ходы мы шли по интуиции, все время вниз. От 1 репера требовалось идти все время левыми ходами, однако буквально это понимать не стоит. Мы выбирали наиболее нахоженные ходы из левых. Таким образом довольно легко вышли в грот «Обвальный», а оттуда в «Грандиозный» и порадовались, что ориентирование идет так хорошо.

Этот чудный персонаж встречает туристов в гроте «Грандиозный». Он там был не один, а с компанией!
Этот чудный персонаж встречает туристов в гроте Грандиозный. Он там был не один, а с компанией!

Это тоже творчество из грота Грандиозный
Это тоже творчество из грота «Грандиозный»
Катя танцует

Но не тут то было!

Следующий проход в грот «Акрополь» начинался от репера 12. Дальше следовал разлом «Колокольный», где Юджин с уверенным видом без карты и описания куда-то повел нас. Там мы долго ходили, смотрели и пытались понять где находимся. Оказалось, это был грот «Блин» и разлом «Проходной». Там повсюду были нарисованы желтые и красные стрелки на стенах. Забегая вперед скажу, что эти стрелки совершенно непонятно куда ведут, но точно не к выходу. В общем они только сбивали нас. Подумав над картой, вернулись туда, откуда свернули не туда и пошли в нужном направлении. Здесь карта и компас нас выручили и мы вышли в грот «Акрополь».

в Акрополе. Фото: Евгений Кислицын
в «Акрополе». Фото: Евгений Кислицын

Дальше описание было не слишком понятным.

Нашли тетрадку куда записаться
Фото: Евгений Кислицын

Оно было только от грота «Тур» (репер 13), но в нем было написано что-то вроде: по извилистым ходам доходим до репера 27 и далее.. Этих извилистых ходов там оказалась целая куча! Куда идти? Мы вышли из грота ‘Тур» и петляя по этим ходам сделали круг и вернулись в грот «Акрополь», что нас, конечно, слегка расстроило.

Вроде Пятиград. Фото: Евгений Кислицын
Вроде «Пятиград». Фото: Евгений Кислицын

На этой ноте мы решили, что надо поесть, а потом чего-нибудь будет видно. Короче: в любой непонятной ситуации сядь и поешь. Надо сказать, это правило сработало просто блестяще! Мы собрались с силами, настроились и снова рванули в извилистый лабиринт, и надо же! Вышли как раз к реперу 27, а от него нашли и грот «Камертон» и очень быстро вышли из него в грот «Нина»! Здесь ориентирование снова пошло веселее. Без труда нашли грот «Ветерок» и отправились дальше.

Прохода нет, наверху ремонт. Фото: Евгений Кислицын
«хода нет, наверху ремонт». Фото: Евгений Кислицын
Нашли какую-то не ту кринницу

Слегка затупили непосредственно перед «Голубой кринницей» и гротом «Сказка» — конечной целью нашего путешествия.

А это уже голубая кринница. Точно:-)
А это уже «голубая кринница». Точно:-)

Здесь стало довольно влажно. Кринницы — это такие лужицы, обрамленные всякими натеками. Правда, они полностью залапаны глиной, а ведь могли бы быть белыми и красивыми.

В гроте Сказка
В гроте «Сказка»

В гроте «Сказка» оказалось реально есть что пофотать! Вот сюда можно и зеркалку притащить. Сходили до «Розовой Кринницы».

у Розовой кринницы
у «Розовой кринницы»

В гроте Сказка
В гроте «Сказка»

Дальше Юджин хотел нас сводить куда-то еще, но, поскольку он не знал точно даже название нужного нам грота, искать непонятно что было не очень-то просто. Таким образом мы нашли спуск в грот «Грохот» и слегка пошарились по гроту «Плоский».

В одном из мест было обнаружено огромное количество кальцитовых кристалликов на стенах. Это довольно интересное и красивое явление. И ведь надо же: никем не испорчено (ну то есть слава богу).

А вот огромные глиняные скульптуры, которые хотел посмотреть Юджин, мы так и не нашли и решили возвращаться. Когда мы шли в грот «Сказка», то раскладывали бумажные треугольнички острым углом к выходу, чтобы вернуться обратно по ним. И поначалу все шло очень легко, но я уже знала, что когда все идет слишком быстро и хорошо, то это значит, что вот-вот случится что-нибудь непредвиденное — и оно случилось. Это случилось при выходе из грота «Акрополь» в грот «Грандиозный». Мы сильно заплутали в районе разлома «Колокольный». Когда проходили его в прямом направлении, все казалось понятным и очевидным, а здесь же все выглядело совсем иначе, да и бумажку со стрелочкой мы на нужном повороте не положили. Сначала мы внезапно вышли обратно в грот «Тур».

Алло! Это МЧС? Фото: Евгений Кислицын

Сначала хотели попробовать пройти в «Грандиозный» из «Тура» другим путем. Пошли по карте, но ребята вдруг решили идти по желтым и красным стрелкам. Логика была: ведь куда-то они точно ведут. Ведут конечно, но…

В общем сначала был очень узкий проход, ползти по которому приходилось наверх. Если честно мне он уже не понравился, дальше я вышла (то есть выползла) к колодцу метров шесть высотой. По нему в теории можно было спуститься в распоре. Однако Кате эта идея не понравилась. А ребята, которые еще не проползли через узость сказали, что тоже не хотят туда спускаться. Им, похоже, вообще не хотелось лезть через это узкое место с трансами и рюкзаками. Поэтому возвращаемся. Это было куда легче, ведь теперь мы ползли вниз, а не вверх. Так и осталось загадкой куда ведут эти стрелки, которыми утыкана вся пещера. Предположили, что ко второму выходу. Ну что ж, возвращаемся из грота «Тур» в разлом «Колокольный» и снова ищем нужный нам проход.

Фото: Евгений Кислицын

Видимо, от усталости мы все время бегали мимо, но игнорировали тот самый единственный нужный нам ход. Зато мы пробежали весь этот разлом туда-сюда раз пять или семь. Мы даже случайно бегая там нашли репер 37, который находится в гроте «Юрта».

Забрели, так забрели...) Фото: Евгений Кислицын
Забрели, так забрели…) Фото: Евгений Кислицын
Грот «Юрта». Фото: Евгений Кислицын
Грот Юрта. Фото: Евгений Кислицын

Потом мы воспользовались предыдущим правилом. Вернулись в «Акрополь». Собрались, передохнули, настроились, поймали концентрацию и… одним махом легко вышли в грот «Грандиозный»!!! Ну чудеса! В «Грандиозном» я слегка тупанула, схватив на автомате нашу стрелку и не посмотрев, куда он вела. Юджин с Романом своим путем, а мы с Катей своим — мы все же вышли в грот «Обвальный».

Уф, осталось совсем немного. На самом деле физнагрузка в Орешке ничуть не меньше, а то и больше, чем в других более сложных пещерах. Ведь здесь надо проходить и проползать гораздо бОльшие расстояния. Набегались мы там что надо. Но, мы же еще не вернулись. Более менее легко нашли репер 1, снова по интуиции. Стрелки мы здесь не раскладывали. Главный ориентир при приближении выхода — ветер и холодный воздух.

После репера 1 нас смутил один из проходов. В какой-то подобной узости мы фотали в начале пути торчащие ноги. Может, здесь? Залезла я этот проход иии.. вышла обратно к реперу 1!!! Да как так?! Пытаюсь включить логику. Смотрю в карту. По карте есть один похожий проход, и тогда нам теперь идти налево, но мы только что оттуда пришли! Там снова репер 1! Значит это не то место и нам направо! Уф, стали попадаться знакомые места! Значит того прохода просто на карте нет. Еще немного и мы снова в гроте «Спальном» у наших рюкзаков!

Набегались — будь здоров! Но больше всего я устала думать. Также и на рогейнах, начинаешь уставать — и сразу начинаешь плутать. Поели и вышли на поверхность. Темно, звезды, тепло, красиво! Дальше был вечерний зимний лес в свете фонарей — одна из любимейших частей походов в пещеры. А перед этим длинный спуск от пещеры на дорогу, который некоторые преодлели на попе, а некоторые ногами. Ну и вечерняя дорога домой. Дома были к 11 вечера. В пещере провели примерно 8 часов.

В итоге что? Орешка совсем не разочаровала! Хоть мы и прошли не очень большой и очень популярный маршрут по ней. Но она стала более знакомой, я запомнила многие ходы и гроты. Порадовало, что как-никак, но получилось в ней ориентироваться. Было что пофотать интересного. Да и по физнагрузке прогулка получилась бодрой! Теперь нужно идти и исследовать дальше:-) А 47 подземных км можно исследовать долго, как вы понимаете:-)