Таганай. Большой поход для маленькой Ники. Часть 3: Бараньи лбы, Митькины скалы, Откликной и баня

В предыдущих сериях:

После предыдущего холодного дождливого дня мы с опаской утром вылезли из палатки и первым делом посмотрели на небо. Туман ушел, дождя нет, иногда проглядывает солнце! Правда, ветер задувает что надо, но ничего! Идем в радиалку, засиделись уже на месте, пора размять ноги! После завтрака собрались и отправились на Бараньи лбы.

День 4. Бараньи лбы

Тропа немного прошла по лесу, но очень скоро стала из себя представлять сплошной курумник. В лесу на нем было много скользкого мха. А еще он был сырой после вчерашнего дождя, так что идти было скользко. Вообще подъем выдался психологически напряженным. Одно дело просто идти по куруму, и совсем совсем другое идти с маленьким ребенком за спиной! Любое случайное падение может закончиться печально, так что ответственность просто бешенная! Я иду следом за Пашей и слежу за каждым его шагом. Мне было тяжело расслабиться. Когда подъем стал круче, появилось вдобавок много живых камней, которые то и дело норовят уйти из под ног.

Подъем на Бараньи лбы
Подъем на Бараньи лбы

Тропа хоть и маркирована, но не слишком хожена. Короче я не советую повторять такой опыт подъема с дитем, если вы не уверены в себе на 1000 процентов. Кстати, голубые метки на курумнике обычно стараются делать там, где действительно легче подъем по камням. Здесь же мне показалось, что они расставлены от балды. Я видела кучу куда более удобных способов подъема, чем по меткам.

Откликной с подъема на Бараньи лбы. похож на большого ящера или динозавра
Откликной с подъема на Бараньи лбы. Похож на большого ящера или динозавра

Наконец выбрались на вершину. Здесь открываются красивые виды на Откликной и на Перья.

Митькины скалы.
Митькины скалы.
Перья
Перья
Еще один вид на Перья с вершины Бараньи лбы
Еще один вид на Перья с вершины Бараньи лбы
Большая каменная река с Бараньих лбов
Большая каменная река с Бараньих лбов

Светит солнце, но дует очень холодный ветер. Вершина небольшая, мало удобных и широких площадок, чтобы посидеть и поесть.

Мы пытались фотать друг друга, но мне было страшно отойти от Ники даже на шаг, я боялась, что она где-нибудь упадет.

Поэтому фотались в основном вместе с Никой и один раз без, но я каждые 30 секунд повторяла ей: не двигайся, стой где стоишь.

Митькины скалы с вершины Бараньи лбы
Митькины скалы с вершины Бараньи лбы

Странное вот дело, в этот день я проснулась очень сильно опухшей, все лицо отекло.

Ну как-то так
Ну как-то так

Обычно такое просиходит в походе после тяжелого дня под рюкзаком, когда ты хорошо вспотел, получил обезвоживание, вечером напился чаю и организм постарался побольше жидкости задержать. Здесь же в предыдущий день не было совсем никакой нагрузки, мы сидели и ждали погоду! Высота меньше 1000м н.у.м., но я все равно отекла. Это странно.

В общем отдохнув на солнышке на вершине, мы отправились на спуск.

Спуск — не менее ответственное дело, чем подъем. Я снова иду подстраховывая Пашу с Никой. А иногда впереди выбирая и показывая наиболее удобный путь. На спуске встретили еще одну компанию. Среди них была девочка лет 10 с виду. Заметили, что у нее точно такие кроссовки, как у нашей Ники. А еще эти ребята сказали, что у них был такой же рюкзак-переноска для детей как у нас, и они когда то с ним тоже ходили на Таганай с ребенком. Забавное совпадение! Мы пожелали им хорошего пути и отправились дальше. Ника уснула в своем рюкзачке.

Митькины скалы

После спуска вообще не подходя к нашей палатке, Паша повернул в сторону Митькиных скал. Я слегка удивилась, потому что у нас была идея в этот же день собрать вещи и уйти на следующий приют — приют Таганай. Но Паша сказал, что раз уж мы здесь, то надо все захватить и посмотреть по максимуму. Я согласилась. Тем более что Ника все равно пока спит. Тропа к Митькиным скалам оказалась гораздо проще, чем на Бараньи лбы. Большая часть — просто лесная тропинка, и только на самом верху немного курума. На удивление здесь ветра не было совсем! Наконец-то стало действительно тепло (последний раз в этом походе, но мы об этом еще не знали).

Митькины скалы
Митькины скалы
Откликной с Митькиный скал
Откликной с Митькиных скал

Митькины скалы нам очень понравились. Было здесь что-то такое умиротворительное. Солнце, теплые камни, тишина, никого кроме нас. Мы удобно расположились на курумнике.

Сначала Паша сходил на вершину один.

Вершина с флагом
Вершина с флагом

Потом он спустился и отпустил меня полазить по скалкам. А сам снова тренировал Нику в лазании. При чем она уже многое делала сама, и только все время спрашивала: а что теперь делать? А куда дальше ногу поставить?

Ника лазит по куруму
Ника лазит по куруму

Таким образом мы провели здесь довольно много времени, очень уж было хорошо.

А потом в отправились вниз, продолжая думать: то ли срочно собираться и делать переход на приют Таганай пока есть погода, то ли никуда не спешить и сходить в баню. Решение пришло только после спуска к палатке. Стало лень собираться и куда-то идти. И в баню мне очень хотелось. Поэтому мы заказали баню и принялись ждать и готовить ужин.

Лирическое отступление. Тоска по дому

Пока мы ждали баню, к нам подошли ребята которых мы видели на Бараньих лбах с вопросом:

— Вывихи вправлять умеете?

— Нет, — развели руками мы.

— Ну тогда мы срочно уходим в Центральную усадьбу, — сказали ребята.

Оказалось, один из них поскользнулся на куруме и сильно вывихнул палец, вся рука неслабо распухла. Вот так бывает. Ну хотя бы только палец, и цивилизация и медпомощь относительно недалеко.

Еще на приюте Гремучий ключ был вырезан стульчик из пенька. Написано: стул желаний. Я наблюдала, как к нему периодически подходят люди и садятся загадывать желания. По приколу посадила Нику и сказала, что если она загадает желание, то оно исполнится.

— Что ты хочешь? — спросила я.

— Мультики! — ответил ребенок.

И это было так трогательно. Ребенок сокучился по дому и мультикам.

— Я еще буду смотреть мультики? — спросила меня Ника. — Желание исполнится?

— Конечно исполнится, вернемся домой и исполнится. — ответила я. Вот такое бесхитростное детское желание в походе. Помимо этого ее тоска по дому проскальзывало и в другие моменты. Я стала называть домом нашу палатку.

— Когда мы пойдем домой? — спросила Ника, когда мы шли на ручей за водой.

— Сейчас водички наберем и пойдем в наш домик — в палатку .- ответила я.

— Нет, когда мы пойдем в наш ДОМ, туда откуда НЕ НАДО БУДЕТ УХОДИТЬ, где мы ВСЕГДА? — уточнила Ника. И я задумалась над точностью определения дома ребенком. Ведь она смогла объяснить. Дом — это где мы всегда, откуда не надо уходить. Про себя я даже тогда подумала, что, возможно, маленькому ребенку лучше бы подошел более короткий формат походов. Но потом я сама же эту свою мысль опровергла. Были бы здесь с ней другие дети, друзья — она бы о доме и не вспомнила. Но тут у нас вышел эдакий семейный психотренинг)

Баня

К вечеру погода стала портиться. И даже пошел небольшой дождик. А мы пошли в баню.

Поскольку мы были первыми, кто ее посетил в этот день, она была очень горячей, даже слишком. Я очень надеялась, что Ника оценит баню, но нет… В парилке ей было слишком горячо, носик щипало и щечки. И душно. А в воде ей было слишком холодно, поэтому она устроила такой ор, что как мы ходили в баню слышал весь приют Гремучий ключ. Больше мы не стали ее заставлять заходить туда, но все же пытались уговорить — не выходило. В итоге пришлось ходить в парилку по очереди, а второй человек сидел с Никой в предбаннике. Зато под конец я смогла ее там помыть ковшиками, что тоже полезно. Банный час пролетел слишком быстро и пришлось выходить на улицу под слабо капающий дождик и уступать место другим. А сами пошли в палатку сушиться, греться, одеваться. Я все равно не пожалела, что сходили в баню, очень уж ее люблю. А ощущение чистоты в походе — вообще бесценно. Посушившись и поужинав, ложимся спать.

День 5. Откликной гребень

На следующее утро погода еще хлеще, чем парой дней ранее, когда весь день шел дождь. Все затянуто, сплошная стена тумана и дождя, стало очень холодно. Темно. Ощущение, что небо в буквальном смысле опустилось на нас и давит сверху. Куковать здесь на Гремучем ключе смысла нет уже, поэтому собираемся идти на приют Таганай. До него примерно 7 км.

Идти можно нормально по любой погоде. Единственное, что меня смущало — это чтобы Ника не замерзла. С ее скоростью идти не хотелось, а сидеть без движения ей могло быть холодно. Но тут вспомним вес наших рюкзаков и все, что мы взяли с собой. Да, у нас было мало одежды для нас самих, но очень много для Ники. В этот день ее одели по максимуму: термобелье, тонкие носки плюс шерсятые, флисовые кофта и штаны, осенняя курточка, мембранные непромокаемые куртка и штаны, эва сапоги, дождевик, бафф, шапка, вместо варежек на руки носки — и это было совсем не жарко для той погоды. Сами мерзли, но знали, что согреемся когда пойдем. Собрали вещи в беседке под крышей. Ника в это время бегала по поляне и пыталась нам помогать. Наконец встали под рюкзаки, попрощались со смотрителем приюта и погнали. У Ники помимо всего еще была специальная крыша от дождя на рюкзаке.  С ней тоже теплее. А сам рюкзак защищает от ветра почти со всех сторон. В общем можно было не переживать.

Мы уже съели часть продуктов, и Паша забрал у меня немного вещей. Поэтому идти стало в разы легче. Мы довольно быстро добрались до Откликного и, конечно же, решили зайти на него поглядеть. На подходах был такой туманище, что мы Откликной не видели вообще и даже не подозревали, что он совсем рядом с нами. Навстречу нам шли какие-то ребята, пришедшие сюда погулять. Вида на него они так и не дождались.

Мы вышли на курумник, и вдруг подул сильный ветер. Туман стал рассеиваться на глазах, обнажая перед нами огромную скалу, которой только что просто не было! Вот это да!

Откликной гребень
Откликной гребень

Более того, справа от нас проносились клубы тумана, и вдруг сквозь него стал открываться вид на еще одну гору — гору Круглица! Ее мы вообще в этом походе пока увидели впервые! Нам повезло!

Видите Круглицу? А она там есть!
Видите Круглицу? А она там есть!
Ну вот же она!
Ну вот же она!

А это я. Заметили?
А это я. Заметили?

Потом Паша пошел один лазить по Откликному, а мы с Никой ждали внизу, гонять ее по мокрым скалам и курумнику в мои планы не входило.

Ветер дул непрерывно и очень сильно! Становилось все холоднее и холоднее, а Паша долго не возвращался.

Мы с Никой поели и стали бегать по дорожкам, чтобы согреться. Хотелось скорее свалить с этого ветренного и холодного места. У меня была идея, что когда мы спустимся с гребня пониже, там ветра не будет, или будет гораздо меньше.

Поляна под Откликным
Поляна под Откликным
Круглица
Круглица
Средний Таганай
Средний Таганай

Паша вернулся, и мы сфотались на поляне на фоне Откликного, ведь когда шли туда с этой поляны его не видели, а он здесь виден почти что весь. А потом бегом побежали дальше. Дождя больше не было, был только ветер. Но это оказалось гораздо большей проблемой, чем дождь.

Совсем рядом с нами была долина Сказок. По хорошей погоде наверное зашли бы, но не сейчас. Сейчас надо вниз. Оставили долину Сказок на потом. Внизу на какое-то время ветра стало действительно меньше, но совсем ненадолго. На подходах к приюту Таганай снова появился ОН.

Приют Таганай. Ветер.

Здесь на приюте стояли палатки уже знакомых нам школьников, которые ушли сюда днем ранее. Они очень удивились, что мы до сюда дошли. С детьми здесь, конечно, ходят часто, но чем дальше, тем меньше можно встретить детей и гуляющих бабушек.

Так вот, появился ОН — ветер. И, может быть, впервые в жизни он был для меня совершенно невыносим. Представьте, что вы стоите под огромным непрерывно сильно дующим вентиллятором. Он не стихает ни на минуту, он как заведенный дует, дует, дует… На поляне на приюте Таганай не было ни одного места, где ветра меньше. Ни одного! Он дул везде! Он стремился выдуть из нас всю душу и все тепло! Мы кое-как впихнули нашу палатку в какое-то крохотное местечко среди деревьев, в надежде, что там дуть будет меньше. А фиг! Все равно дуло. Только при этом еще место было ужасно неровное, в каких то кочках и вообще. Неудобно и холодно. Костер не имел никакого смысла, пламя сдувается в одну сторону. С других сторон тепла от костра вообще нет, а там куда он дует сумасшедший жар и искры. Мы решили спасаться от холода в палатке. Надо ли говорить, что даже в палатке мы сидели под спальниками, надев на себя все, что только можно? И очень переживали за Нику. Хоть она и сидела в теплой шапке и куче курток. Готовили ужин тоже на горелке в палатке. От горелки конечно было немного тепло. Но непрерывно дующий ветер очень быстро это тепло выдувал, ведь палатка без юбки. На ум постоянно приходила одна картинка, которая скорее про зимние горы, но вот сейчас прям тоже подходила.

А Нике было скучно сидеть в палатке, и это было самым страшным. Она порой становилась просто неуправляемой, у нее было полно энергии которую надо куда то деть. Куда деть детскую энергию сидя в палатке втроем, да еще и с горелкой? Отвлекали как могли, но мои моральные силы постепенно заканчивались. Мои родительские способности подвергались серьезной проверке, и я ее не выдерживала, я не могла заставить своего ребенка сидеть смирно, засунуть ноги под спальник, не кувыркаться на мне, особенно когда я мешаю суп, который варится на горелке. Я сердилась и ощущала собственную беспомощность.

Тут еще хочется отметить один плюс горшка: когда ребенок хочет в туалет не обязательно вытаскивать его из палатки, полностью одевать, обувать и тащить в не очень чистый туалет, или мокрые кусты. Можно делать все дела в тамбуре палатки, а потом просто самому выйти помыть этот горшок, это было куда удобнее.

Еще в палатке нас очень выручала игра, которую мы взяли с собой. Это карточки на запоминание, нужно переворачивать их и искать пары. Мы купили ее когда-то на столбах, места много не занимает, но увлекает вполне надолго. А на картинках были животные и растения с нашего красноярского заповедника Столбы.

К вечеру у нас появились соседи. Тоже интересные ребята. Мама, дочка (взрослая девушка, не ребенок) и парень. Они дошли сюда за день с Центральной усадьбы и планировали завтра радиалку на Дальний Таганай. У них, как и у многих, кого мы тут видели, была насквозь мокрая обувь. Они шли сюда по нижней тропе, а та оказалась довольно болотистой. И еще у них не было горелки. Поэтому им пришлось делать костер, кушать то хочется. Я смотрела как они справляются с сырыми дровами. А потом с нежеланием костра гореть при таком сильном ветре именно там где висит котелок (пламя сразу же сдувалось). И я понимала какая радость, что мы ходим полностью рассчитывая на газ. Готовили они очень долго. А мы вылезли из палатки пообщаться и посидеть с ними у огня, правда я у него быстро замерзла. Да, оказывается у костра мерзнуть можно, если речь идет о таком ветре. Потом появился еще сосед мужчина. Он угощал нас очень вкусным медом и орешками. Особенно прониклась этим Ника, ведь мы который день заставляли ее есть суп, который она не любит. Ела она его исключительно под угрозой: не съешь суп — конфетку не получишь. А в походе за конфетку ребенок способен практически на все, так что это оказалось чуть ли не единственным рычагом влияния. В общем в этих условиях халявное сладкое было для нее подарком судьбы:-) Хотя суп она уже поела.

Ночь — это отдельная история. Во-первых мы несколько подмерзли в предыдущую ночь. А мне было боязно за Нику, что она заболеет. Потому что в такой холод ночью она постоянно вытаскивала из спальника руки, и они были очень холодными. В этот раз мы решили с Пашей провести эксперимент: состегнули свои спальники, а ее положили в этот состегнутый большой спальник между нами по центру, при этом она была еще и в своем спальнике. Надеялись, что и самим будет спать потеплее. Вопреки ожиданиям получилось вот что: самим нам все равно было прохладно, но кочках спать было невыносимо и неудобно, а Нике стало жарко между нами, поэтому она проснулась среди ночи и долго плакала. А я экстренно пыталась ее успокоить, чтобы не мешать спать соседям, ведь их палатка стояла совсем рядом. Я все время скатывалась на край палатки, а Ника скатывалась на меня. Выспаться не удалось.

На следующий день у нас запланирована радиалка на высшую точку Таганайского  хребта — гору Круглица. Но об этом в следующей части.

Продолжение следует:

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *