Таганай. Большой поход для маленькой Ники. Заключение

В предыдущих сериях:

Ну вот и настал последний день нашего похода. Прикинув, как мало времени занимают радиальные выходы здесь, у меня была еще вчера шальная мысль кому-то одному из нас (мне или Паше) без ребенка сбегать на гору Монблан в радиалку с утра, пока другой будет собирать вещи. Но утреннее состояние все решило. За день до того мы проснулись с Пашей на метеостанции с больным горлом. А сейчас мы оба окончательно заболели. Мы оба проснулись отекшими. Голова гудит, слабость. У Паши вообще похоже, что была повышена температура. Так что даже думать было нечего — идем домой! Нам нужно было подгадать свое время прибытия в Златоуст под расписание электрички, которая уезжает в Челябинск в районе шести вечера. Таким образом решили, что нам необходимо выйти к Центральной усадьбе не позже четырех.

Собрались домой

Сборы

Как назло погода стала значительно лучше! Светит солнце, не жаркое конечно, но и ветра сильного нет. Зато собираться приятно.

Прощальные кадры приюта Таганай
Наша стоянка на приюте

Мы собрали вещи, посадили Нику на плечи и бодро потопали. Ну то есть как бодро? Первая часть тропы — это было сплошное болото, постоянно приходилось лезть в кусты и обходить лужи. Так что скорость была не очень высокой. А ведь нам надо успеть пройти 14 км и успеть на электричку! Поясню, что от Златоуста в Челябинск также ходят и автобусы, но расстояние там довольно большое, а Нику укачивает в машинах и автобусах, поэтому мне очень не хотелось использовать этот вариант.

Приют Таганай — Центральная усадьба

Вскоре тропа стала получше и скорость возросла значительно. Стали появляться отроги Большой каменной реки — еще одна достопримечательность Таганая. На одной из каменных полян мы решили сделать привал, с целью перекусить и пофотографировать. Но мы спешили, поэтому договорились, что больше остановки делать не будем. Светило солнышко, Ника мирно играла с шишками на камнях, мы фотались. Надо сказать, подобного умиротворения нам часто не хватало в этом походе.

Ника играет с шишками
Больная, отекшая, зато наконец не холодно сфотаться в летней одежде
Каменная река

Потом мы отправились дальше и только тогда поняли, что дальше Большая каменная река становится действительно большой, но здесь уже пришлось фотать на ходу.

Где-то обогнали ребят, которые уходили с Таганая куда раньше нас. И ребят с велосипедами (думаете велик в болоте ускоряет движение? Скорее наоборот). Нас было не остановить.

Под это дело даже Ника вылезла из рюкзака и побежала ногами. Именно не пошла, а побежала бегом. Больше километра до Центральной усадьбы ребенок ломил вперед взрослых мамы и папы. 14 км мы преодолели меньше чем за 4 часа и успели к назначенному нами же сроку.

Златоуст — Челябинск

Потом мы долго переодевались в чистое, умывались, выбирали сувениры. И опомнились только когда до нашей электрички осталось минут 50. Помня, что автобусы здесь все маленькие, а рюкзаки наши большие, попытались вызвать такси. Но не тут то было! Ни один водитель к нам не ехал, а время шло. И тут мы увидели пустой автобус, стоящий прямо у Центральной усадьбы. Мы бегом ринулись к нему.

Водитель сказал, что едет прямо на озеро Тургояк! И что может нас подбросить до жд вокзала в Златоусте, ведь у него там по плану остановка. Мы загрузились в автобус. Водитель даже сказал, что можем с ним уехать на Тургояк. Как же это было заманчиво! Но ведь уже вечер, мы не знаем где там ночевать. А завтра нам в любом случае придется выбираться в Челябинск на свой поезд. Видимо, усталость от этого похода и совсем нездоровое состояние организмов решили все. Не хотелось уже никаких лишний телодвижений, и мы спокойно отказались от этого соблазна.

У вокзала г. Златоуст. Снова здесь!

Водитель довез нас до жд вокзала совершенно бесплатно, и мы без проблем успели на свою электричку. Из окна электрички мы мирно любовались уральским лесом и болотами, прикидывая какой здесь может быть на следующий год чемпионат России по рогейну.

А Ника познакомилась в электричке с какой-то девочкой. Соскучившийся по детям ребенок с радостью играл, и не трогал нас на протяжении всех трех часов поездки.

Ника примеряет папин рюкзак

Мы прибыли в Челябинск к девяти с лишним вечера. Челябинск снова встретил нас огнями и теплым ветром в лицо. Будто здесь ничего и не изменилось с тех пор, как мы ехали туда. Мы будто побывали в неком другом холодном мире, а здесь все было по-прежнему. Снова было не до того, чтобы искать гостиницы. Честно говоря, единственное, чего мне хотелось — это спать. Поэтому мы снова устроились в комнате отдыха ржд на целые сутки. Да, это дорогой вариант. Но мои лично моральные силы и здоровье мне были куда важнее. Без ребенка можно было потратить время и что-то поискать, но не сейчас. Мы закупились едой, поужинали, сходили в душ и легли спать на большой и уютной кровати. И вот в этом и заключается настоящий походный кайф — начать так остро ценить привычные вещи.

Немного о Челябинске

Утром мы позавтракали, помылись как следует.

Утренний вид из нашего окна!
Тоже из окна

Ввиду нездорового состояния мне хотелось просто весь день пролежать на кровати. Но Пашино шило не дало мне этого сделать. Мы же еще не были в Челябинске! Мы должны непременно погулять и посмотреть город! Я примерно представляла, чем это для нас обернется. Ника вскоре устанет и откажется ходить ногами, придется таскать ее на ручках, а потом она и вовсе захочет спать. Но что уж? Нас же двое взрослых. Идем смотреть Челябинск.

Сначала мы вышли на некую площадь с фонтаном и памятником. Прошли небольшой парк с кучей статуй и детскими аттракционами, а потом оказались на пешеходной улице Кирова. Кировка — так ее называют в народе.

Кировка — начало

В целом эта улица была интересна. Помимо всяких там ларьков и кафешек здесь было множество интересных скульптурных композиций.

Некоторые символизировали какие-то профессии.

А еще обнаружили там памятник Розенбауму.

Еще здесь активно рекламировали какую-то хрень называемую Дыхание дракона. Стоит она не очень дешево, при этом к ларьку выстраивались очереди. В жизни надо пробовать все, и мы купили Дыхание дракона. Это оказался стаканчик с кукурузными палочками и безе, которые обработаны жидким азотом вроде бы. Поэтому, когда их съедаешь у тебя изо рта идет дым. Это было очень забавно и даже смешно.

Потом долго искали где и что поесть. В Красноярске с вегетерианским питанием в кафе более менее. А здесь выбор заведений был не очень большой. В итоге мы зашли в какую-то чебуречную. Чебуреки там были огромные и с начинками на любой вкус, даже на наш нашлось что-то с брынзой, зеленью и овощами. А потом я ощутила, что уже устала ходить, и мы пошли обратно к себе в номер. По пути Ника попросилась на ручки и уснула. Дневной ребенкин сон никто не отменял. Пришлось тащить ее на себе. По пути, проходя парк, мы увидели там на импровизированной сцене концерт какого-то оркестра. Оказалось, что здесь музыканты таким образом проводят репетиции, что любой желающий может посидеть и бесплатно послушать. Именно это мы и сделали.

Открытая репетиция оркестра

А потом пошли к вокзалу.

В парке

Паша был немного расстроен, что не нашел нигде открытки с Челябинском. Он их коллекционирует. В общем он загулил магазин открыток, куда надо было ехать на автобусе. Но я выразила желание прекратить беготню и наконец-то просто посидеть в комнате. Как только Паша ушел — началась гроза, настоящий ливень! Так что и хорошо, что мы с Никой остались. А мы пошли исследовать детскую комнату ржд. Там оказался телевизор с мультиками и детские столики со стульчиками. Еще был какой-то лабиринт где полазить, но вроде он был платным, надо было отдельно платить, что меня уже не устраивало.

На вокзале Челябинска встречались еще и такие композиции

Тем временем вернулся Паш и принес Нике много подарков, ведь у нее недавно был день рождения! Игрушками на обратные два дня в поезде мы теперь были обеспечны! А ехать нам пришлось с Пашей в отдельных вагонах, ведь билеты мы брали в последний момент. Поздно вечером я сбегала пофотать огни Челябинска и мы загрузились в поезд.

Дорога домой

Эти билеты стоили значительно дороже, чем когда ехали туда. При этом вагон был куда более старый и грязный. Не было биотуалета (еще раз слава детскому горшку!). Не было розеток в купе (ну это меня не сильно беспокоило). По ощущениям полка была уже. Или Ника сильно подросла. Но спать с ней на одной полке у меня почти не получалось, я не влазила и вечно падала, не знала куда уложить ноги. А еще интересно, что у нас было женское купе. Так что Паша при всем желании не смог бы с нами здесь поселиться.

Ника снова нашла друзей детей в вагоне и постоянно бегала с ними играть. Потом мы ходили в гости в папин вагон. Там тоже была маленькая девочка. Пока они играли я успела поспать на верхней Пашиной полке. Ведь ночью поспать мне почти не удалось.

Самое важное — итоги!

Самое важное подвести какие-то итоги сего мероприятия.

Пройденный маршрут, разные цвета по дням похода

С детьми в поход ходить можно, хотя околотрехлетний возраст довольно сложный. Очень советую ходить компанией, чтобы было несколько детей примерно одного одного возраста. Это ЗНАЧИТЕЛЬНО облегчит любой поход совершенно точно. Не экономим на детской одежде. Да, мы сами мерзли. Конечно в идеале и о себе как следует позаботиться в таком походе. Но если бы я еще и переживала за Нику, то было бы в целом напряженнее. А самому можно потерпеть.

Конечно мы думали, что Ника больше будет ходить сама. Но она не могла сама нормально идти по курумнику, а также в слишком крутые подъемы. Приходилось ее нести в плохую погоду, поскольку растягивать удовольствие на холоде тоже не хотелось. Либо если хотели пройти большое расстояние могли не успеть ее темпом. А еще частенько наши переходы выпадали на ее дневной сон. И это самое важное. Если ребенок в таком возрасте должен делать переходы своими ногами, то необходимо очень четко подстроить раписание и каким-то образом останавливаться на сон. Хотя это не всегда возможно.

Зато с ней оказалось очень легко в поезде и электричке. С заброской у нас не возникло никаких проблем.

В следующий совместный поход я абсолютно точно не буду брать с собой рюкзак-переноску и носить Нику на себе. Я знаю, что она уже может сама пройти достаточно много. Зато я также знаю, что в этот поход нужно будет найти для нее компанию ее возраста, и отдых удастся для всех.

Из взятых вещей очень порадовали: горшок, новый купленный детский спальник, непромокаемый детский костюмчик из декатлона (реально не промокал!), хотя помимо него был еще и детский дождевик из плотного полиэтилена. Не буду перечислять все, что мы брали Нике из одежды, но было и термобелье, и флисовый костюм, и эва сапоги, и теплые куртка, шапка, и куча трусов, носков, колготок и много запасных вещей, в том числе у нас много чистого осталось на Челябинск и обратную дорогу. Еще не зря брали детские игрушки, пусть и маленькие, а еще выручала игра в карточки, где нужно искать пары (занимает места не больше, чем игральные карты). Хотя  в целом Нику было проще увлечь костром, лисой, кошками и т п. Кстати также советую для детского похода палатку брать побольше, если придется там сидеть в плохую погоду.

С едой у Ники до сих пор все очень сложно. Но в походе мы заставляли ее есть все, что готовили. Правда иногда она съедала всего пару ложек и то под угрозой: не съешь суп — конфету не получишь.

Сама Ника до сих пор с интересом вспоминает и поход, и баню, и поездку на поезде. При чем у нее нет никаких с этим негативных воспоминаний или ассоциаций. Думаю, что для ребенка это все было интересное приключение, которое осталось в ее памяти надолго, как что-то необычное и яркое. А мы посмотрели Таганай и немного познакомились с Уралом. И нам это понравилось!

Ну и национальный парк Таганай по всем параметрам хорошо подходит для походов с детьми. Одновременная легкость и доступность района в сочетании с простыми маршрутами, близостью цивилизации и красивыми видами делают его идеальным вариантом для подобного похода.

Благодарю всех, кто дочитал до конца. Если будут вопросы по маршруту, району, заброске, или просто о каких-либо организационных моментах — с радостью отвечу на все. Пишите!