Pro Сахалин 2. Клоковский водопад, бухта Тихая, и приключения на грязевом вулкане

Первая часть рассказа про Сахалин здесь.

На следующий день мы выехали очень рано утром. В семь тридцать утра. Ехать далеко. Погода пасмурная, но без дождя. На этот раз едем в другую сторону. Вообще на Сахалине, куда-бы ты ни ехал — все равно в конечном итоге приедешь к морю. Вот мы постарались посмотреть его со всех сторон. Вчера ездили на запад, а сейчас едем на север или северо-восток. Проехали Стародубское. Оно знаменито янтарным побережьем, на котором можно найти янтарь на пляже. Хотели заехать на него на обратном пути, но потом уже об этом забыли. От Стародубского и далее можно много километров ехать по берегу Охотского моря, любуясь морем и чайками. А если повезет, то можно даже увидеть нерп из окна автомобиля. Ну и рыбаков. По пути еще проезжали небольшой рынок с крабами. Крабов здесь продают огромных. Все они только что выловлены из моря и сварены. Я предложила на обратном пути купить краба домой. Для меня это экзотика.

Дальше проезжали еще горный хребет Жданко. Саша много рассказывал о нем. Сюда можно просто поднятьcя на вершину, а можно пройти траверсом весь хребет до бухты Тихой. Саша ходил этот траверс и, говорит, было сложно, много кустов, травы, крутые склоны, сыпучие камни, разваливающиеся скалы и обрывы. Зато оттуда открывается прекрасный вид на море. Ну а мы едем дальше, на Клоковский водопад.

Вероника сильно не выспалась, поэтому не горит желанием выходить из машины и вообще куда-то идти. Но мы, конечно же, ее заставили. Перешли рельсы, дальше начинается гравийная дорога, размытая дождем и 600 метров пути до водопада. Ребенок потихоньку ноет, но я уверено тащу ее с собой. Саша высказывает сомнение, как пойдем до грязевого вулкана, до него идти несколько км. Но я еще верю в своего ребенка. Подумаешь ноет? Идет же)

Водопад оказался довольно большой и красивый. Рядом даже есть небольшая беседка. Пофотались с водопадом, начался дождь. Мы решили посидеть в беседке, вдруг он утихнет. У меня с собой была еда и чай. Посидели, но дождь не утихал, так и пошли мокрыми вниз до машины. Вероника повеселела, сказала, что просто не знала, что тут так мало надо идти. Поэтому ныла на всякий случай.

Мы отправляемся дальше, на грязевой вулкан в Пугачево. Судя по фото, это место занимательное. Очень хотелось до туда дойти.

Выглядит он как группа грязевых кругов (большой центральный и два маленьких по соседству). Со спутниковых снимков отлично просматриваются все три. На деле же под разношёрстной растительностью скрывается поле диаметром 4 км. В его сердцевине и находится главное грязевое поле. Сама поверхность плоская как блин и слегка возвышается к центру.Растительности в кольце аномалии практически нет.

Периодически на поверхность извергаются газообразные, твердые и жидкие продукты. Наиболее сильное извержение этого вулкана зарегистрировано в 1934 г. Потоки выбрасываемой грязи были настолько мощными, что валили и ломали деревья. Взрывы большой силы с подъемом грязевой струи на высоту до 50 м происходили в 1929, 1961, 2005 гг.

Как говорят местные жители, на протяжении долгих лет пугачевская вулканическая грязь использовалась с лечебной целью. В свое время в поселке Восточный на базе вулканической грязи действовала грязелечебница.

Источник: https://idilesom.com/sakh/places/103

Погуглили откуда ходят, нашли несколько вариантов. Сначала пошли официальным путем. Тропа начинается на 165 км трассы Южно-Сахалинск — Оха. Здесь есть сворот с крутым спуском, а дальше информационный плакат о вулкане. Надели резиновые сапоги, экипировались и в путь. Вероника поняла, что отвертеться от похода не получится и смирилась с происходящим. Тропа была сильно заболочена, много луж, грязи и мокрой травы. Но разве нас таким испугать?

Идти до вулкана примерно 2.5 км. Но далее мы встретили препятствие, которое серьезно подломило нашу уверенность в успехе всего мероприятия. Это была самая настоящая река, шириной метра 3-4, глубиной не скажу точно, но она была глубокая! Где-то в стороне на воде видно было остатки каких-то досточек, которые, вероятно, служили когда-то мостиком. Но их полностью смыло поднявшейся из-за дождей водой. Мы немного прошли вдоль реки в надежде встретить какое-нибудь бревно для переправы. Я увидела наклоненное над водой дерево, но оно не доставало до нашего берега, зато с нашей стороны в реке был крохотный островок у берега. Я решила протестировать возможность переправы здесь. По глупости не стала даже снимать рюкзак и фотоаппарат, который висел на шее. По крутому берегу и скользкой траве скатилась на попе до островка. Задумалась каково здесь будет Веронике и как ее переправлять. Постояла, прицелилась и сделала широкий шаг до крайних веток дерева над водой. Как и следовало ожидать, все эти ветки вместе с деревом полностью погрузились в воду. Я кое-как устояла на другой ноге, которая еще осталась на островке, но второй ногой полностью по бедро провалилась в реку, и эта ноге не ощущала никакого наличия дна, то есть глубина была приличной. Саша подошел ко мне и протянул мне палку, схватившись за нее я вся мокрая и в грязи выбралась обратно на берег. На все это с достаточно скептическим выражением лица смотрела Вероника. В ее глазах читалось что-то вроде: мама, ну куда ты лезешь? Вроде взрослый же человек))))

Мои ноги после купания в реке. Напоминаю, что на фото можно нажать, чтобы увеличить

В общем тут мы с Сашей поняли, что реку эту нам не перейти. И даже если мы с ним чего то б и придумали, то рисковать еще и ребенком совсем не хотелось. Вообще это мероприятие из прогулки уже превратилось в поход с элементами экстрима и напоминал рогейн. Мы вернулись к машине. К сожалению ни единой фотографии этого участка пути мы не сделали)

Если вы думаете, что мы сдались, и история на этом закончена — то вы ошибаетесь. Это были бы не мы! Мы поехали искать другой путь, с другой стороны через деревню Пугачево. Мы постарались подъехать как можно ближе по гравийным дорогам, и снова отправились в путь. Саша уверял, что видит тропу, но я как то сразу видела, что ее там нет. Максимум, немного следов животных. Сначала мы шли по пригорку вдоль местного газопровода. Без тропы по траве, но шлось хорошо. Вокруг все было усыпано цветами и прочей растительностью. Было вполне красиво. Так бы и шли дальше, но поняли по карте, что газопровод идет не туда, куда нам надо. До вулкана оставалось всего 1.5 километра. И нам пришлось свернуть. На спуске с пригорка нас встретили густые заросли кустов, травы, крутые спуски, кочки какие-то. Потом внезапно Вероника начала кричать. Оказалось, она увидела огромного паука на мне. Он был по меркам Красноярских пауков прям огромный и яркий красный. Я на всякий случай тоже испугалась, но Саша всех нас спас, скинув его с меня.

Тем не менее далее наш путь преградило самое настоящее болото. Нужно было пройти по низине, метров 300, после этого начинался подъем и там бы уже не было болота… но это не точно. Но пройти этот участок оказалось сложно. Даже на первых шагах, ноги уходили в воду выше колена. Это у нас у взрослых. А ребенку там было б вообще по пояс))) Мы долго смотрели и прикидывали варианты как бы так обойти, прошлись немного вдоль. И увидели много раскопанных ям. Как вы думаете, кто обычно копает в таких диких местах? Ну конечно медведь! Но мы решили не сообщать об этом Веронике, чтоб не давать ребенку лишний повод для стресса. Поэтому Саша просто сказал: вот, кто-то копал здесь.. Археолог, наверное, копал. Я улыбалась, Вероника слушала крайне серьезно. Мы решили выбираться обратно к машине. Поднимаемся обратно на пригорок с газопроводом, а там и следы, и трава примята, видно кто-то лежал. Ну Саша опять: а это археолог здесь лежал. Вероника смотрела на все это с явным удивлением.

— Ну археолог шел, шел, устал, прилег отдохнуть. У него лопата же тяжелая. — Продолжает Саша.

А сами мы быстрей быстрей чешем до машины)  Решили уже забить и такого экстрима с ребенком не устраивать. Ребенок был счастлив, что наконец не надо никуда идти и можно опять сидеть в машине!

Ну а мы поехали к следующему пункту сегодняшнего дня — в бухту Тихую!

Бухта, оказалось действительно необычным и красивым местом. Вот только при выходе из машины ветер сдувал нас, и было очень холодно. Сначала я хотела взять Веронику на прогулку, но когда она вышла из машины, то сразу замерзла и выразила желание посидеть в машине, пока мы прогуляемся.

Мы с Сашей решили сделать кружок по верхней части берега и посмотреть на море с высоты. Вдали виднелся туда крутой подъем с провешанной веревкой. Вообще потом мы видели очень много подобных мест на Сахалине.

Мы поднялись наверх и увидели соседнюю бухту. Если честно, то я здесь уже взялась за фотоаппарат, и, несмотря на ледяной ветер, забыла о холоде. Места были очень красивые. Отсюда виден был и пик Смелый и весь Хребет Жданко.

Мы прошлись по верху вдоль бухты, на другой ее стороне нашли спуск, такой же крутой, грязный и мокрый, по канату. Было занимательно. После этого мне стало жаль, что в таком интересном месте Ника сидит в машине. Я позвала ее прогуляться по берегу. Мы с ней шли, смотрели на птиц, много фотали друг друга, искали ракушки и разглядывали выброшенные на берег остатки крабов. Погода стала лучше, ветер немного стих и даже выглянуло солнце. Стало совсем приятно. Мы долго долго просто залипали на берегу.

Под такое дело, я решила разуться и зайти ногами в воду. Попросила Сашу меня сфотать. Настроение было суперское. Какая-то атмосфера этого места пронизывала меня целиком и наполняла и спокойствием и радостью. Я все еще была в грязных и мокрых лосинах после попытки дойти до грязевого вулкана, но это нисколечко не смущало. Я старалась только на фото стоять чистой ногой вперед и прятать грязную. А потом и вовсе помыла ее целиком в реке.

Тем временем было уже довольно поздно, и нам пора было вернуться домой. Перед этим заехали в кафе перекусить и купили на рынке большого краба. На следующий день нас ждала экскурсия на мысы Птичий и Великан. Спасибо за прочтение данного рассказа. Продолжение следует.