Предыдущая часть рассказа: Горный Алтай 2017. Часть 3: броды, березка, дожди и другие сюрпризы маршрута
02.07.2017 Сегодня нас ждет перевал, который занял больше всего времени в моей подготовке маршрута — Абыл-оюк, 1Б* (3220 н.у.м.). Звёздочка означает возможное повышение категорийности перевала в зависимости от условий прохождения. На одном из форумов читала, что сунулись туда ребята без опыта и без веревки, застряли на середине подъема и ни вверх ни вниз. Какая-то проходящая мимо группа их по своим веревкам протащила (большая удача, что они там кого-то встретили! Ведь мы уже шестой день как не видели ни одного человека). С тех пор они назвали перевал «А был бы нам каюк».
Горный Алтай, я люблю тебя!
Пять тридцать утра, холодно, пасмурно, на окрестные вершины опускается туман. Спасаясь от холода готовим и завтракаем в палатке. Начинается сильный дождь. Необходимо принять решение: стоит ли идти на перевал по такой погоде. Время в запасе есть. Друзья из Кургана по отчету подошли к леднику лишь в 11 и успели за день пройти перевал. Мы решаем ждать, если к 11 часам выйти не удастся, то окончательно останемся сегодня здесь.
Поскольку ранние подъемы уже дают о себе знать, мы ненадолго задремали. Просыпаемся — дождя нет, очень хочется есть. Метаболизм в походе ускорен, и в дни отдыха организм настроен на переваривание пищи. Вышли из палатки умыться и помыть посуду, попутно оцениваем погоду: туман поднялся выше, дождя пока нет, есть пара небольших просветов. Стоять вторую ночь на этих моренах совсем не хочется. Дима против выхода в такую погоду, но мы с Пашей настояли, нас двое, деваться ему некуда. Делаем второй завтрак и быстро собираем рюкзаки.
«Горный Алтай, я люблю тебя!» — вскидывая руки к небу восклицает Дима. И это работает! Нас впервые за день освещает солнцем. Заклинания хватает ненадолго — минуты на две. В тот момент, когда палатку уже начали складывать, налетает сильный холодный ветер с дождем и градом. Несложенные в рюкзаки вещи мгновенно намокают, намокают и сами рюкзаки, и несложенная в чехол палатка. Я уже успела надеть свои чудные мокрые ботинки. И, хоть я и надела пакетики поверх сухих носков, они все равно промокли (видимо в пакетиках была дырочка) и ноги сильно (очень сильно!) задубели. Было очень холодно, но все уверенно продолжали собираться.
Тренировка по сбору палатки
Мои мысли занимала снова трагедия на Куполе, альпинисты замерзли насмерть, потому что у них промокла одежда. Мы собираемся идти наверх, на ледник. На перевале скорее всего потребуется вешать веревку — а это время без движения, будет холодно. У нас есть палатка и сухие вещи, но вот ногам моим будет не очень хорошо. Кто-то должен был призвать здравый смысл и сказать то, что у всех на уме: «сегодня никуда идти не надо». Этим разумным человеком стал Паша. Он предложил поставить палатку и переждать хотя бы сильный дождь. Сначала Дима не соглашается, но потом я поняла, что он не согласен терять время на сбор палатки, а потом еще и идти. Но он тоже хочет остаться, как и мы. Наконец решение принято, и мы обратно ставим палатку под дождем и ветром.
-Какую дугу втыкать сверху? — спрашиваю я.
-Да какая разница! Это самый глупый вопрос какой можно было задать в этой ситуации! — отвечает Дима.
Дело в том, что это его палатка, и ранее он всегда искал какую-то дугу подлиннее, чтобы воткнуть сверху. Это забавно, но почему-то мне вот под дождем захотелось сделать все правильно:-)
Риск — дело благородное
Мы залезли в мокрую палатку, постелили мокрые карематы и кинули туда мокрые рюкзаки. Ничего не изменилось с утра, мы снова сидим в палатке, только зря намочили вещи. Ну что ж, мы хотя бы попытались. Ржем над собой и ситуацией. Это была тренировка по экстренному сбору-разбору палатки на скорость. Мои ноги никак не могут отогреться, несмотря на то, что я надела сухие шерстяные носки. Паша растирает мне их, потом мы намазали их финалгоном (согревающая мазь), я надела несколько пар носков и стало теплее. Хотя остальная мокрая одежда не давала чувствовать себя комфортно. Когда дождь наконец стих, мы открыли палатку, ее продуло ветром, и она быстро высохла. Теперь можно было переодеться полностью в сухое и поспать.
Время подходит к обеду. Снова идет дождь. Мы с Димой уже готовы петь мантры и читать заклинания, чтобы призвать хорошую погоду. А Паша предлагает не заниматься ерундой, отставить все эти мистические способы и приступить к составлению реального плана действий на случай той или иной погоды. Проблема в том, что это самый легкий перевал в этом районе ведущий к Шавлинским озерам (откуда в случае чего можно даже уехать на лошадях с алтайцами за три-три). Нам просто необходимо было через него пройти, иначе вариант разве что идти назад (на более сложные перевалы идти по такой погоде тем более было бы глупо).
После дождя я выхожу на небольшую разминку-пробежку. Мне хотелось добежать до начала ледника, чтобы оценить завтрашний путь подъема и местность. Пока я поднималась, снова начался дождь, пришлось быстро бежать обратно, хотя я все равно промокла и до ледника дойти не успела. Зато размялась и согрелась.
До вечера мы развлекаем себя самыми разными играми, историями, шутками. С каждым днем мне все смешнее. Паша даже рассказал Диме, что у меня когда-то был рейтинг самых веселящих меня людей. Поэтому после каждой шутки они спрашивают: я уже поднялся в твоем рейтинге? Кто теперь на первом месте? Я ничего отвечать не могу, я просто смеюсь, иногда до слез. Вопреки ожиданиям, что после дня отдыха мы будем плохо спать, мы легко и быстро вырубаемся под шум дождя. Будильник снова на пять утра.
Свети нам солнце!
03.07.2017 Встали позже запланированного. Утро ясное, погода хорошая, дикий холод! Ура! Алтай дает нам шанс сбежать отсюда, и грех этим не воспользоваться.
Мы ждем пока до нас дойдут первые лучи солнца и собираем вещи. Я даже сделала комплекс из йоги «Приветствие солнцу». А Дима снова благодарит горных духов: «Горный Алтай, я люблю тебя!». «Горноалтайск?» — переспрашивает Паша (это ближайший крупный город к горам Алтая). Звучит это поклонение городу очень смешно.
Выход в 9, к леднику подошли за час. Становится жарко! Солнце слепит, снег блестит. Начало ледника открыто. Подъем на ледник сначала по осыпи слева (по ходу движения), потом на пологой части уходим вправо.
Пока снега было мало мы шли не связываясь, проверяя местность перед собой палкой. Но, как только палка стала втыкаться в снег, а ледоруб и вовсе ушел под снег полностью, мы достали веревку и дальше идем в связке (пояснение: связываются веревкой на закрытых снегом ледниках. Если кто-то провалится в трещину — остальные удержат с помощью ледоруба).
На подходе к перевалу снега становится все больше, приходится тропить. Лидеры устают, Паша и Дима периодически меняются. Меня вперед не пускают, хотя я готова быть первой (я привязана в середине веревки, чтобы выйти вперед мне нужно перестегиваться). Погода снова портится. Подошли к перевальному взлету к 11.00. Почти весь кулуар нашего подъема забит глубоким снегом.
Подъем в перевал Абыл-оюк
Ступени рубятся, можно пройти и без кошек. Идем в одной связке, с ледорубами. Ледорубы здесь значительно облегчают подъем: во-первых их можно использовать как еще одну точку опоры, чтобы меньше уставали ноги. Во-вторых, зарубившись в снег, можно спокойно постоять отдохнуть без риска подскользнуться и укатиться вниз. Подъем казался не слишком высоким, но глубокий снег отнимает много сил. Каждые 20 шагов отдыхаем. Последние метров 30 подъема начинается сыпуха. Здесь висела оставленная кем-то веревка, при выходе со снега на осыпь воспользовались ей. Дальше поднимаемся по очереди, страхуя друг друга связочной веревкой. Очень удобно и быстро оказалось пройти здесь в связке.
На седловине перевала делаем несколько фотографий и я убираю фотоаппарат. Время 12.30. Падает небольшой снег.
Спуск
По пути спуска есть несколько спусковых петель за которые можно зацепить веревку (у нас она 25 метров). Мы воспользовались ими где возможно. В некоторых местах мы просто перекидывали веревку через камень и потом сдергивали. Некоторые участки Дима спускался последним с нижней страховкой. Спуститься без веревки в наших условиях было возможно, но это было бы небезопасно. Да и работа с веревкой нам всем была в радость. Для Димы так это вообще родная стихия.
Когда стоишь без движения мерзнут ноги. На этот раз я надела в мокрые ботинки на сухие носки более удачные пакеты, и даже вставила самонагревающиеся грелки (нагреваются от контакта с воздухом). Эти грелки повели себя ровно также как зимой на Борусе: долгое время ничего не происходило, они начали греть через несколько часов ходьбы, уже после спуска с перевала Абыл-оюк.
Часто слышны камнепады. В конце первого кулуара путь преграждает снежник, сюда часто падает что-то мелкое. Я пригляделась — это падают сосульки! Видимо они намерзли после вчерашнего дождя и теперь начали оттаивать. Мы постарались максимально быстро проскочить этот участок, здесь веревка уже не требовалась. Дальше продолжаем спуск по камням.
Камнепад
В тот момент когда за спиной раздался шум, я шла последней и услышала его раньше других. Обернулась, дальше все произошло быстро, но воспоминания как в замедленном кино. Со скалы сорвался огромный булыжник и летел вниз. Сначала я подумала, что он еще далеко от нас и, скорее всего, вообще не долетит. Но этот булыжник отскочил от склона как мячик, разбился на две части и, захватив еще гору мелких камней, набирал скорость. «Камень» — кричу я, «камни!» — кричит Дима и быстро бежит в сторону. Камень меняет траекторию отскакивая от склона, спрогнозировать место падения здесь тяжело. Я, следуя примеру Димы, побежала в ту же сторону. У него на склоне ниже оказалось удобное укрытие под камнем, а у меня ничего, поэтому просто ложусь на склон, опускаю голову, закрываю шею руками. По плечу прилетает небольшой камень (размеров я не знаю, это просто по ощущениям). Больно, но не смертельно. В этот момент я уже морально была готова стерпеть еще несколько таких же, но шум стих и можно было осторожно поднять голову.
-Живая? — слышу первый вопрос от Димы.
-Живая.
Вижу, что у всех все обошлось, никого больше не зацепило. Паша, находящийся в этот момент уже ниже нас по склону и немного в стороне, рассказал, что тот большой булыжник пролетел метрах в пяти от нас. Пронесло. Нужно как можно быстрее отсюда сваливать в безопасное место.
Мечта
Безопасным местом мы сочли уже самый центр ледника Мечта, где все склоны были от нас действительно далеки. Дошли до сюда примерно к 15.30.
Здесь на большом камне мы пообедали, переварили ощущения и осмотрели мою руку. На плече вскочила огромная шишка, переломов нет, я просто приложила снег. Первые пару дней было больно поднимать эту руку и шевелить ей, но с каждым днем становилось все легче, и, на момент написания рассказа, даже синяк полностью прошел. Постепенно пришло осознание насколько опасный это был момент.
Ледник Мечта оказался полностью открыт, связываться не понадобилось.
Мы довольно быстро и без приключений добрались до Верхнего Шавлинского озера.
Здесь нас ждала уютная стоянка в зоне леса и снова костер! Добрались до стоянки примерно в пять тридцать вечера. На радостях я полностью помылась в ручье и, впервые за поход, помыла голову. Здесь уже более вероятно можно встретить людей, но этот день обошелся без встреч.
По первоначальному плану на Шавлинских озерах была дневка (день отдыха). Но мы потеряли дни воюя с карликовой березкой и пережидая непогоду под перевалом Абыл-оюк. Да и по ощущениям отдых не требуется, можем идти дальше. Поэтому завтра планируем подход под перевал Нижний Шавлинский.
Продолжение: Горный Алтай 2017. Часть 5: на встречу к Маашею.
Много фотографий с этого похода можно посмотреть здесь.
Татьяна, а у вас случайно джпс точек маршрута не осталось?
Я посмотрю чуть позже в телефоне. Вообще мы скачивали обычную карту для osmAnd и там все было отмечено.
Отправила на почту точки из osmAnd. Если не пришло, или не открывается — напишите.