Кругобайкальская железная дорога

«И стук  колес играет старый блюз
По шпалам мимо нот.» Пилот

Не знаю уж в какой момент нашего Байкальского путешествия я внезапно поняла, что мне позарез хочется посетить кругобайкальскую железную дорогу. Ну и что, что до обратного поезда у нас осталось всего два дня? Все можно успеть, ведь кто знает когда мы еще забредем в те края? Необходимо было использовать все возможности!

Название «Кругобайкальская железная дорога» относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая.

Говоря сегодня о Кругобайкалке, мы имеем в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки (71-168 км.), которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба.

До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера Байкал. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м.

По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России.

http://www.krugobaikalka.ru/info.php

До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали, часть которого от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка II была переведена на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато. Участок Слюдянка II — Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.

После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал— Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС. Таким образом, участок Байкал — Слюдянка II стал тупиковым.

Отсчёт километров на КБЖД ведётся от станции Иркутск-Сортировочный, которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка II — на 161-м[2].

Проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянка до посёлка Байкал является уникальным памятником инженерного искусства.

Источник: википедия

Познакомиться со знаменитой кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) можно несколькими способами:

  1. По этой ветке дороги от Слюдянки до порта Байкал ходит поезд, имунуемый в народе Мотаня (узнавать на жд вокзале Слюдянки). Из плюсов — дешево и быстро. Из минусов: проедет быстро, остановки по 1 минуте и рассмотреть все как следует будет сложно. Ходит, кажется, не каждый день. В общем мы на нее не попали.
  2. Можно пройти пеший маршрут вдоль берега Байкала по железной дороге с палатками. Из плюсов — рассмотреть, сфотографировать можно во всех ракурсах абсолютно все сооружения КБЖД, а заодно и полюбоваться рассветами и закатами на Байкале. Из минусов маршрут на 87 км.
  3. Доехать на электричке от Иркутска до станции Темная падь. От нее до станции Старая Ангасолка и берега Байкала всего 5 км пешком. А там уже можно прогуляться по КБЖД в течении дня, а вечером также уехать домой. Но осмотреть в  этом случае удастся лишь небольшой ее участок.
  4. Отправиться экскурсию на старом ретро-поезде. Экскурсия длится целый день (из Иркутска в Иркутск). Из минусов — очень дорого (в 2016м году стоила 3800р с человека без питания). Из плюсов — можно узнать много интересного. Много остановок во всех интересных местах. Можно выйти, погулять, пофотать. Пара больших остановок, где можно сделать пикник на берегу Байкала. Очень атмосферный медленно едущий поезд позволяет все рассмотреть из окна вагона под стук колес и вещание разной информации от экскурсовода. Ну и на то чтобы осмотреть КБЖД полностью уйдет ровно один день.

Нетрудно догадаться почему мы выбрали вариант 4. Дней лишних на самостоятельные прогулки у нас уже не было. Да и устала я очень. Мы же отдыхали нон-стопом третью неделю подряд: поход по Ергакам, Теплые озера на Снежной, пик Черского, Иркутск. И все с маленьким ребенком (Нике было 11 месяцев и она самостоятельно еще только училась ходить, поэтому большую часть времени я таскала ее на себе). Так что одновременно увидеть что-то интересное и отдохнуть сидя весь день в удобном вагоне, раглядывая виды из окна и иногда выходя размять ноги — это было то что нужно!

В восемь утра мы загрузились в автобус в Иркутске и отправились навстречу новым местам и приключениям. Сначала мы доехали до поселка Листвянка. Это очень живописный курортный поселок на берегу Байкала. Здесь нас посадили на теплоход Бабушкин.

теплоход Бабушкин
теплоход Бабушкин

На нем мы переправились в порт Байкал. В нашей группе было много иностранцев. В особенности много китайцев, для них был  выделен отдельный вагон. Они все очень интересовались нашей Никой. Вообще мы с ней получали здесь много внимания. Китайцы очень дружелюбно относятся к детям. И готовы ими восхищаться, махать и улыбаться бесконечно. И они все хотели с нами сфотографироваться. Ника была рада такому вниманию к ней, она получала много общения.

Порт Байкал — это и есть самый настоящий порт! Здесь стояло множество кораблей. А я очень люблю корабли и все, что с ними связано.

порт Байкал
порт Байкал

Оказалось, что мы доехали слишком быстро, и до начала экскурсии у нас в запасе еще почти час. Тогда экскурсовод предложила нам провести экскурсию в местном музее посвященном поездам.

в музее посвященном кругобайкальской железной дороге
в музее посвященном кругобайкальской железной дороге

Паша пошел слушать эту экскурсию, а Нику мне было тяжело удержать на месте, ей было интереснее побегать. Она все время подбегала к ларьку с сувенирами и тыкала туда пальцем. В итоге продавцы из этого ларька попросили разрешения подарить ей игрушку — нерпу. Сказали, что наш ребенок им очень понравился. Мы не стали возражать. Так у нас появилась новая игрушка, которой можно было ее развлекать в поезде в пути.

Наш транспорт
Наш транспорт

Наконец нас посадили в вагоны. Сами вагоны этого поезда вовсе не ретро и не старинные, они новые и современные. Но прицеплены к настоящему ретро паровозу, который топится углем. Едет он очень медленно, постоянно присутствует запах дыма.

в вагоне с нерпой
в вагоне с нерпой

Экскурсовод отрабатывала свои деньги по полной программе. Практически не возникало пауз и заминок, она почти весь день что-то рассказывала. Лишь пару раз были перерывы, когда она включала фильмы про Байкал. Остановки были довольно частыми. Ника не успевала заскучать.

На длинной остановке, на которой можно было выйти покушать с видом на Байкал, она училась делать первые самостоятельные шаги на берегу. Вообще неспешная атмосфера этого поезда и экскурсии настраивали на отдыхательный и умиротворительный лад.

Правда, во второй половине дня пошел сильный дождь. Байкал показал и свой хмурый характер.

Туристов дождь не сильно останавливал. Можно было, к примеру, прятаться от дождя в местных тоннелях.

Саму экскурсию я пересказывать не буду, достаточно знать, что это было очень интересно. В основном рассказывали о сложностях строительства дороги на этой местности и в те времена. Это действительно был колоссально сложный труд, особенно если учесть, что многое делалось вручную. Про историю строительства можно почитать, к примеру здесь или более подробно здесь.

подпорные стены

К вечеру мы доехали до станции Култук, после нее интересные объекты заканчиваются, здесь нас переципили к другому локомотиву и мы доехали до станции Слюдянка под неспешный фильм о Байкале.

Снова Слюдянка
Снова Слюдянка

А в Слюдянке нас пересадили в электричку и мы с ветерком помчали обратно в Иркутск без остановок. Здесь экскурсия была уже полностью закончена. В Иркутск мы вернулись довольно поздно: часам к девяти или десяти вечера. Так прошел очередной день нашего путешествия. А на следующий день мы все же решили скататься в бухту Песчаную. О ней расскажу в следующей части.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *