В поход с ребенком. Прогулки по заповеднику Столбы

Сегодня мало кого удивишь младенцами в походах, на прогулках, в лесу. Тем не менее, когда у меня появился ребенок, пришлось буквально  учиться жить заново: выходить на улицу вместе, ездить в транспорте, ходить в гости… У меня самой было много сомнений и страхов, с которыми сложно было бы справиться без поддержки опытных и таких же активных мам, как и я. Данный рассказ не является руководством к действию. Я просто решила поделиться своим опытом с читателем: как и куда мы ездили, что брали и с какими сложностями сталкивались. Может быть, это будет кому-то полезным.

Зачем и почему

А зачем вообще куда-то идти и тащить с собой ребенка? — возможно у вас возникнет такой вполне логичный вопрос. Если он действительно возник, то могу предположить, что вам этого делать не нужно. А может вы и сами можете на него ответить по-своему. А я скажу о себе: очень мало кто из людей может в одно мгновение полностью изменить свой образ жизни. Я привыкла постоянно быть в движении: ходить на столбы, гулять по лесу, лазить по скалам, ходить в горы и пещеры, а в остальное время кататься на лыжах, на роликах, на коньках и конечно же танцевать. Недостаток активности и свежего воздуха после родов ощущался особенно остро. А еще ведь любимые занятия заряжают энергией и повышают настроение. А малышу всего лишь нужна счастливая мама рядом, а где именно вы при этом окажетесь совершенно неважно. А в путешествиях с дитем в более старшем возрасте я увидела немало плюсов и для самого ребенка, но обо все по порядку.

Для начала я расскажу о том, что сделало вообще все эти походы и прогулки возможными — это конечно же слинг!

Слинг на кольцах

Мой первый слинг достался мне на время от подруги, это был слинг на кольцах. Стояла настоящая золотая осень. Вся лента новостей вконтакте пестрила фотографиями красивого осеннего леса и заповедника Столбы, а я была прикована к ребенку и к дому. Чтобы хоть как-то исправить свое положение я стала осваивать первый слинг. Он довольно прост в использовании. Но я смогла освоить лишь лежачее положение «колыбелька», и то оно получалось у меня через раз. Однако риск, я считаю, — дело благородное, и вот, собрав волю в кулак, я впервые понесла Веронику на столбы, когда ей было около полутора месяцев. Мы поехали на такси, но машина пришла без детского кресла, поэтому мне пришлось взять свою автолюльку и потом нести на себе и ее и ребенка. Вероника мирно уснула в машине. На ближайшей лавочке мне удалось переложить ее спящую в слинг (на этот раз все получилось!). И я медленно побрела с ней, фотоаппаратом и люлькой по дороге. Дошла я в тот раз лишь до кордона Лалетино (примерно два км в гору), посидела у ручья, наслаждаясь умиротворяющим шумом воды и наблюдая за огромным потоком людей финиширующих в рогейне.

Заповедник столбы, ручей
Заповедник Столбы, ручей

После этого я на всякий случай разбудила Веронику, чтобы покормить. Но второй раз так замечательно положить ее в слинг мне не удалось. Она все время норовила из него выскользнуть, поэтому я шла одной рукой держа Веронику, второй автолюльку, благо вокруг было полно добрых людей, и они помогли мне ее донести до низу. Там я встретила финишировавшего в рогейне Пашу (моего мужа), мы погуляли и отправились домой на такси.

Наша вторая попытка дойти до столбов состоялась на следующий же день. На этот раз мы пошли туда с коляской. Мы смогли дойти гораздо дальше — до самого перевала под Первым столбом (6.5 км в гору). Дальше наш путь преграждала лестница.

Заповедник Столбы
Дошли до перевала с коляской

Я надеялась на последние теплые дни, и что пока я смогу покормить ребенка грудью на улице, не рискуя сильно замерзнуть. Но на перевале дул такой ужасный ветер, что кормить ее там и менять подгузник на улице я не стала. Мы побежали обратно вниз к машине, хотя Ника уже проснулась и потихоньку стала ныть от голода.

Дальше на пятки уже наступала зима, и на какое-то время мы прекратили эксперименты с длительными прогулками с ребенком вдали от цивилизации. Основной сложностью стал холод. Поэтому приходилось планировать все маршруты перебежками между теплыми помещениями для кормлений и сменой памперса.

Слинг-шарф

Следующей свежей волной в моей жизни стал слинг-шарф! Его мне также одолжила подруга, когда нам было около 4 месяцев. Его большое преимущество было в том, что в него проще замотать ребенка в вертикальном положении и носить под слингокурткой. Человек, придумавший такую куртку — просто гений, скажу я вам!

Слингокуртка, слинг
Примерно так расположен ребенок под курткой в слинге.

Но освоение шарфа для меня тоже шло тяжело. Существует множество правил и критериев по правильному положению маленького ребенка в слинге (в интернете есть множество видео обзоров). Первые разы я все делала долго, сильно нервничала, Вероника, наверное чувствуя мой настрой, начинала плакать, и я нервничала еще сильнее. На помощь пришли настоящие сибирские морозы. Когда градусник стал показывать ниже 25 градусов мороза Паша настрого запретил мне гулять с ней в коляске. Но под слингокурткой то тепло! Поэтому это стал мой единственный шанс выходить на улицу и разминать ноги. Надо сказать, теперь освоение шарфа произошло очень быстро, после нескольких ежедневных прогулок я смогла заматывать ее в слинг уже без зеркала, без посторонней помощи и без сопротивления со стороны ребенка. Более того, оказалось, что под слингокурткой Ника прекрасно спит! А еще я могу не переживать что она замерзнет, ведь я грею ее теплом своего тела.

на столбы, слингокуртка
На столбы

Слингокуртка — это обычная куртка для мамы, но имеющая также съемную вставку, которая пристегивается на молнии и увеличивает объем внутри. Таким образом под одной курткой помещается и мама и ребенок, примотанный к ней слингом. Размер вставки регулируется затягивающимися резиночками. Такую вставку можно сшить и самостоятельно к любой своей куртке, но желательно учесть все нюансы. Куртка должна быть достаточно длинной и иметь утягивающую резинку снизу (чтобы снизу не поддувало холодом и у малыша не замерзли ножки).

Сверху мы в любом случае надевали теплую шапку и шарфик. У самой куртки имелся отдельный капюшон с манишкой на шею для ребенка (на случай когда голова ребенка на улице). Но когда Ника спала я просто закрывала ее вставкой от куртки с головой. Многие задавали вопрос не задохнется ли так ребенок. Отвечаю: нет. Ведь вставка не закрывает голову полностью. Сверху все равно остается дырка, обеспечивающая приток свежего воздуха. А заходя в магазин или в автобус я всегда расстегивала немного замочки, чтобы ей не было жарко. Для мамы в моей куртке была предусмотрена отдельная застежка на шею, но с ростом ребенка застегивать ее стало сложно и я выходила из положения просто теплым шарфом. Еще одна удобная вещь — карман на молнии через который можно получить доступ к ребенку не расстегивая куртку.

Из минусов этой куртки могу сказать, что многим моим знакомым мамам, которые ездят за рулем, она была неудобна, как и слинг. Сложно себе представить как, выйдя из машины зимой и вытащив ребенка из детского кресла, умудриться примотать к себе ребенка и надеть сверху куртку. Зато в моем варианте (передвижение на автобусах) — она была просто идеальным решением.

Но, как вы помните, оставалась проблема кормлений грудью и смены памперса (на улице это сделать по-прежнему было нельзя). В заповеднике Столбы на перевале у самых скал как раз построили теплый домик, и в нем в том числе была комната матери и ребенка! Все говорило за то, что надо идти.

Сомнения были в том, что до столбов нам нужно было ехать на автобусе с пересадкой (час-полтора), а потом еще идти 7 км в гору (час десять средним темпом), в сумме не меньше двух с половиной часов. Я боялась, что будет если она проснется раньше, если захочет есть, заплачет и т п… И все же мы пошли.

Впервые вместе у Слоника

Сказать, что все прошло хорошо — ничего не сказать! Вероника отлично спала всю дорогу, хотя мы все равно старались идти в гору как можно быстрее! В общем и про все остальные наши вылазки могу сказать, что чтобы ходить с детьми нужно быть конем! Если ты куда-то идешь, то несешь на себе не только ребенка но и целую гору вещей для него (памперсы, салфетки, запасная одежда, одежда потеплее, похолоднее, пара игрушек, позже сюда же добавились покрывало, водичка, ложка и детское питание), и дойти стараешься как можно быстрее (пока ребенок спит или не ноет). Я покормила и переодела ее в теплом домике, а потом, пока она не спала, мы наконец дошли до скал и она впервые увидела их.

Плечо Деда
Плечо Деда. Подниматься в тот раз с ребенком не решилась

Сделав маленький кружок по центральной части столбов мы отправились домой, дорога так же прошла без происшествий.

У скалы Перья. Столбы
Впервые вместе дошли до Перьев!

После этого я осмелела и позволяла себе подобные выходы и в будни без помощи Паши, я научилась справляться сама и была этому бесконечно рада.

Заповедник Столбы с детьми
Мамско-детский выход на столбы

Нашими любимыми местами прогулок стали академгородок (заодно и к маме в гости зайти), остров Татышев (есть теплое помещение где прокат лыж), центральные столбы (хотя раз сходили и в такмаковский район до Малого Беркута).

У скалы Малый Беркут

Слинг шарф в принципе подарил свободу передвижений. Стало легче ездить в автобусе, стоять в очереди в поликлинике и многое другое.

Хочется дать небольшой совет тем, кто активно использует или собирается использовать слинг. К какому-то моменту у ребенка формируется режим сна, который очень желательно соблюдать. Поэтому, если ваш ребенок в слинге легко засыпает, то лучше подгадывать любые перемещения под его сны, чтобы не нарушать режим. Иначе можно получить проблемы и с ночным сном.

Эрго рюкзак

Дальше на очереди уже была весна, а вместе с ней нам исполнилось полгода и мы отказались от слинга и слингокуртки и перебрались в эрго рюкзак (рюкзак для переноски детей фирмы ERGO Baby). Его рекомендуют использовать с шести месяцев. Но это ограничение относится скорее к весу (не менее семи кг) и размерам ребенка. Уметь сидеть необязательно. Положение ребенка точно такое же как в вертикальном положении в слинге (если рюкзак подходит оно будет таким же), просто рюкзак не регулируется так гибко по размеру, а болтаться внутри ребенок не должен. Еще одним облегчением стало введение прикорма. Теперь, даже если место в котором мы находились не располагало к кормлению грудью, я могла покормить ребенка с ложки! Так что поводов для переживаний снова стало меньше. А сам эрго рюкзак гораздо удобнее и быстрее застегивается, чем слинг. Плюсом теперь мы находились не в одной общей куртке, поэтому я всегда могла постелить на какую-нибудь лавочку покрывало и положить Веронику поползать. Ну и на улице стало теплее!

Некоторые из моих знакомых начинали носить ребенка уже в шестимесячном возрасте в рюкзаке и жаловались, что это тяжело и после таких прогулок болит спина. Так действительно может быть от непривычной нагрузки. Но, если предварительно носить малыша в слинге, пока он еще мало весит, то вместе с его ростом адаптируются под вес и ваши мышцы. Я смогла без особых проблем носить Веронику до года (в год она весила 10 кг).

Первой нашей попыткой длительной прогулки в эрго рюкзаке был выход на Торгашинский хребет.

Виды с Торгашинского хребта
Торгашинский хребет
Зачем сидеть дома, когда вокруг такая красота?

Правда, там дул настолько сильный ветер, что прогулку быстро пришлось свернуть.

Торгашинский хребет. Пришлось укрыть Веронику курткой от дикого ветра
Веронике около семи месяцев. Теперь мы могли легко меняться и нести ее по очереди.

Зато мы осознали, что стало меньше вещей от которых мы зависим, и мы запланировали нашу первую совместную поездку — поездку на соревнования Borus skyrace. О ней расскажу в следующем рассказе.

Напоследок хочется добавить, что это были лишь первые шаги к обретению мобильности и свободы передвижения. Шаг за шагом я шла к своим целям и к пониманию того, что ребенок не ограничивает меня и не мешает мне заниматься тем, что мне нравится (хотя, подстраиваться тоже нужно). Помешать я могла себе только сама (лень, страхи, сомнения, предубеждения).