Мана и Столбы с ребенком: осваиваем жизнь в палатке

Итак, в предыдущих частях я рассказала о том, как мы научились с Никой гулять весь день по лесу и освоили дальние поездки. А теперь расскажу о нашем летнем активном отдыхе. Наступила теплая весна,  и уже ничто не могло меня остановить.

Еще раз про столбы

Сначала мы ходили на столбы.

У Первого столба

Стало гораздо спокойнее, ведь если Вероника проснется можно сесть и покормить или переодеть ее на любой лавочке у дороги.

Впервые ползаем по скалам, конечно же под присмотром
Красноярские столбы
Папа с Вероникой на «Чертовой кухне»
Обед

Потом настал сезон клещей. С середины мая по конец июня я не ходила с дочкой на столбы по этой причине.

Мы временно переключились на ролики на острове Татышев. Я каталась пока Ника спала в коляске. А с июля мы возобновили походы на столбы. Оказалось, что заниматься тем, что нравится совсем не сложно. Мы лазили с Пашей по очереди, пока другой сидел с Никой под скалами.

Фото: Евгений Кислицын

Главное в такой ситуации иметь компанию товарищей, чтобы тому, кто идет лазить было не скучно одному.

Обелисками на Первый столб. Фото: Евгений Кислицын
Красноярские столбы. Второй столб
Могла ли я представить, что после двухлетнего перерыва приду на столбы и сразу залезу на Второй столб Леушинским ходом? Нет! Фото: Евгений Кислицын

А Нике на столбах всегда было интересно! Гораздо интереснее, чем дома! Ей там вообще не нужны были игрушки — ведь есть шишки, палочки, камушки, бурундучки и много всего интересного! Конечно, бдительность нужна, но в остальном — настоящий отдых и кайф!

Предупреждение

Около Первого столба и Слоника среди камней и травы огромное количество битых стекол! Будьте осторожны, когда находитесь там с детьми.

Перед нашим первым полноценным походом с Никой мы провели еще два эксперимента. Первый был направлен на то, чтобы опробовать совместную жизнь в палатке, понять с какими проблемами можем здесь столкнуться. А второй — минипоход с палаткой вблизи от города, с целью понять сколько получится вещей и сможем ли мы все это унести.

Экопарк Манаград

Итак, первую ночь с Никой (ей тогда только исполнилось 10 месяцев) в палатке мне предстояло провести одной, без Паши. В пятницу днем мы отправились в экопарк Манаград (на реке Мана) на машине. А Паша в этот день еще работал и приехал к нам на следующее утро. Мы выбрали именно это место по следующим причинам:

• территория экопарка обрабатывается от клещей;
  • оттуда в случае чего можно быстро эвакуироваться на машине в город (а для меня всегда это было немаловажным фактором);
  • с нами была хорошая компания друзей с детьми;

Приехав на место, мне предстояло поставить палатку, и я очень переживала как буду это делать, одновременно приглядывая за Никой. Девчонки сразу предложили мне посадить ее в рюкзак за спину. Я впервые опробовала такой способ использования рюкзака, и это оказалось очень удобным! Можно спокойно наклоняться вперед, совершать разные движения, и рюкзак за спиной совсем не мешает. К тому же, пока она там сидит, не нужно постоянно контролировать, что она делает. Палатку мне также помогли поставить, так что это оказалось вообще не проблемой.

Наша поляна в Манаграде

Но проблема все же была — мошка! За первые же 10 минут нашего пребывания там (пока ставили палатку) нас искусала мошка, и меня и Нику. У нас обеих довольно сильная реакция на укусы. Так что отправляясь в такие места в обязательном порядке нужно иметь средства от укусов, антигистаминные мази и капли (все это у нас с собой было).

Потом мы отправились купаться на пляж. На берегу Маны местность более менее продувается, поэтому мошки здесь не было совсем. Сначала мы купались вместе с Никой на руках. А потом девчонки предложили присмотреть за ней, чтобы я могла поплавать сама. Так что мы отлично провели здесь время! Вода оказалась довольно теплой!

Пока шли от пляжа до своей поляны Ника вырубилась в эрго рюкзаке. Уснула на второй дневной сон она очень крепко! Поэтому я без проблем переложила ее спать в палатку, а сама тем временем быстро приготовила себе на горелке ужин. Таким образом была решена вторая проблема о которой я беспокоилась — как буду готовить и одновременно смотреть за ней. А также я боялась, что она будет лезть к горелке и другим опасным предметам.

Вечером мы сделали костер и жарили всяческие вкусные овощи (кабачки и баклажаны). На ночь Нику удалось уложить легко. Еще до поездки я обдумывала, как мы будем спать в спальнике. Дома Ника не признавала никакие одеяла. А ведь в палатке спать не укрывшись было бы холодно. Поэтому на всякий случай в походных условиях я одевала ее на ночь очень тепло (колготки и водолазка, теплая флиска и джинсы на флисовом подкладе или флисовые штаны, теплые носки, шапка).

Манаград
Играет с фонариком в палатке

На то, что она будет спать в спальнике, я вообще не рассчитывала. Брала помимо спальника флисовый плед и укрывала ее, когда она уже засыпала достаточно крепко, чтобы этого не заметить.

Когда я уложила Нику спать можно было спокойно посидеть у костра и насладиться походной романтикой. Отдых с маленьким ребенком вполне себе удавался!!!

Утром я проснулась достаточно рано. Часов в семь утра. И столкнулась с неожиданной проблемой: надо бы сходить в туалет, а Ника еще спит, да и все остальные мирно спят в своих палатках. Она могла проснуться в любой момент. Я подумала, что если она проснется в незнакомом месте и не обнаружит рядом маму, то может получить стресс и будет потом отказываться ночевать в палатке. Поэтому терпеливо ждала пока не проснулся кто-то из девчонок, чтобы они могли за ней присмотреть.

Утром трава еще мокрая от росы, поэтому я не выпускала Нику ползать, очень выручил эрго рюкзак, завтракали в нем. А потом снова купание, загар, и ребенок снова вырубается после воды очень крепко. Проблемы укладываний на дневной сон, как вы понимаете, совсем не было. Не было и проблемы развлечь ребенка (как это бывает дома).

Манаград
Играем в мячик на берегу

Девчонки варили обед, Лене выдали гитару, а я оказалась вообще с пустыми руками пока Ника спит, поэтому смогла даже помочь поиграть с маленьким Максимкой. А тут уже приехал Паша.

Паша приехал

Вечером она засыпала так крепко, что я могла спокойно посидеть у костра, попеть песни, поиграть на гитаре (что для меня, как для молодой мамы, казалось вообще фантастикой). Ника от наших песен не просыпалась. Просыпалась она стандартно один раз под утро (часов в пять или шесть утра) на кормление и после спала еще часов до восьми.

Так что все прошло очень успешно, и отдых удался, при чем для всех членов нашей семьи.

Манаград
Ника с бабушкой (заезжала ненадолго вместе с Пашей)

Единственным минусом оказалась мошка от которой не смогли уберечься в первый день нашего отдыха. После мы с Никой либо находились на пляже (где мошки нет), либо она спала в палатке. У меня был с собой даже самодельный накомарник (сетка пришитая к панамке), но Ника категорически отказалась его носить:-)

Перед запланированным походом в Ергаки, мы решили сходить еще и на Столбы с ночевкой в палатке. Основной целью было понять сколько вещей придется тащить на себе, и насколько это будет для нас по силам.

Палаточный лагерь на Столбах

Мы отправились на столбы в пятницу вечером, когда Паша вернулся с работы. Впервые наше перемещение с Никой не было подгадано под ее сон. Я все же надеялась, что она уже уснет в пути на ночь (ведь было уже примерно 9 вечера), но этот финт не прошел. Поэтому я несла на себе Нику (9,5 кг), рюкзак (около 10кг), и попутно, пытаясь ее развлечь, выполняла упражнение «приседание с отягощением», поднимая выброшенные ей на землю игрушки (потом уже мне подсказали гениальный способ — подвешивать их к рюкзаку на самостраховке). Ближе к концу пути сидеть в рюкзаке ей надоело, поэтому приходилось ее всячески отвлекать. Я подсовывала ей разные листики, цветочки, игрушки, сок, мыльные пузыри. Да, это довольно энергозатратный способ передвижения. А еще у меня ужасно заболело плечо.

Оказалось, что нести на себе один рюкзак в 20кг куда легче, чем ребенка 10 кг спереди и рюкзак 10кг сзади. А дело все в том, что оба рюкзака имеют свой пояс и по логике вес должен держаться на нем, но оба пояса зафиксировать друг на друге так, чтоб они удерживали вес не удается. В итоге вес ребенка еще куда ни шло приходится на бедра, а вес рюкзака полностью болтается на плечах. А у меня есть старая травма плеча, которая дала о себе знать при такой нагрузке. Благо нести было не слишком далеко — примерно час двадцать на всю дорогу. Пашин рюкзак получился примерно 25 кг (с учетом веревки, скальников, и прочего снаряжения).

Мы пришли в палаточный лагерь довольно поздно. Нике стало там так интересно, что уложить ее спать я сразу же не смогла. Поэтому готовили ужин мы с ней вместе.

Палаточный лагерь на Столбах
Вечером в столовой, готовим ужин
Палаточный лагерь на кордоне Нарым
Белка-летяга приходит полакомиться остатками пищи

Хотелось бы немного рассказать о палаточном лагере на кордоне Нарым, ведь оказывается, многие из моих знакомых вообще о нем не знают. Здесь имеются деревянные настилы на которые устанавливаются палатки, деревянные туалеты с освещением, душ и умывальники (с холодной водой из ручья), столовая под крышей. В столовой есть вода, освещение, электроплита (хотя все в основном готовят на своих горелках), столы, лавочки. Еще имеется зона для костра, также под навесом, дрова выдаются. Проживание стоит 350р с палатки, плюс единоразово каждого обязывают купить билет на столбы за 50р — этим они нас, честно говоря, сильно удивили.

Билет на столбы

Многие ночуют без палаток, просто стелят коврик и спальник в столовой — такая ночевка стоит 50р с человека. Мне кажется условия там довольно комфортные. К примеру, в дождь не обязательно сидеть в палатке, можно сидеть под крышей. Да и ребенка можно выпускать ползать по деревянным дорожкам. Также имеются домики для ночевки, но стоят они значительно дороже.

Когда мы наконец поели и пообщались, Ника быстро уснула вместе с нами в палатке. Но было уже довольно поздно.

После завтрака на следующий день мы отправились лазить по скалам. По пути до скал она уснула на первый сон в рюкзачке, я положила ее на коврик под скалами, и ей совсем не мешали толпы окружающих людей, она мирно проспала все положенные два часа.

А мы тем временем по очереди лазили и по очереди приглядывали за ней.

Разминка

Тогда я как раз купила новые скальники и мне не терпелось их испытать.

Ноги покрасились от скальников

Медленно но верно мы продвигались к скале Дед, желая залезть на него. Но все время возникали какие-то интересные места, где хотелось полазить. Например вот эта штука на фото ниже. По-честному она удалась из нас только Олегу:-)

Красноярские столбы Красноярские столбы

А вот на нашем пути возникли Внучка и Бабка))) Как тут не залезть?

Под вечер я уже не ощущала никаких сил лазить, но мне непременно захотелось закончить лазательный день баламутами.

Красноярские столбы Красноярские столбы Красноярские столбы Красноярские столбы

После чего я могла честно сказать, что все.. сил больше нет, и надо идти в лагерь.

Обедали мы также под скалами, брали перекус с собой. Ника засыпала четко по расписанию во время переходов между скалами, потом спала, просыпалась и играла. В общем-то всем было хорошо и интересно. К вечеру уставшие и довольные мы вернулись ужинать в наш лагерь.  Дальше были песни у костра, дыня и чудесный вечер. Засыпать вовремя,  правда,  Ника отказывалась пока мы сами не ложились, слишком уж живая и интересная для нее атмосфера царила в палаточном городке.

Наша палатка

На следующий день мы решили, что нужно полазить по Второму столбу. Катя давно мечтала туда залезть.

Катя на Втором столбе

Потом настала моя очередь полазить, мы с Пашей вдвоем отправились ходом Свобода. Нику я доверила Кате. Как по мне, она — замечательная опытная мама и оставить с ней Нику на полчаса мне было совсем не страшно.

А вот лазание в этот день не задалось. Скальники, которые буквально вчера отлично сидели по ноге, вдруг стали вызывать слезы, мучения и боль. Невозможно было даже шагу сделать. Видимо, после вчерашнего дня у меня отекли ноги и увеличились в размере.

Переходик
Красноярские столбы Красноярские столбы

Вымучав Свободу, мы бегом отправились вниз, и лазить мне уже больше не хотелось.

На Втором столбе

Было смешно, когда поднимающаяся наверх компания сказала нам:

-Вам то хорошо, у вас скальники.

-Да как сказать? — подумала я, мечтая лишь о том, чтобы скорее их снять.

Так что обедать мы отправились в лагерь, собрали вещи, и как раз на второй Никин дневной сон отправились домой.

Итоги

Игрушки на природу я брала самые маленькие: маленький мячик, маленькую машинку, маленькую книжку, мыльные пузыри, минилопатку и ведерко и т п. Но в целом игрушки ее там не сильно интересовали. Помимо камушков и шишечек, ей нравилось разглядывать карабины и прочее снаряжение, перекладывать вещи туда сюда из косметички. Ребенка в этом возрасте оказалось легко увлечь почти любыми предметами.

Памперсы всегда брала из расчета 4 памперса в день. Но они всегда оставались. Теплым летом можно себе позволить взять побольше трусиков и штанишек. Еще не только мной, но и многими знакомыми, был замечен тот факт, что ребенок не писает пока сидит в слинге или эрго рюкзаке. Так что можно просто высаживать его сразу после высадки из рюкзачка, и экономить таким образом памперсы. А вот в дождливую погоду или при времяпровождении в палатке я бы экономить на памперсах не стала. Кстати, полные памперсы не горят, их нужно уносить с собой и выбрасывать в мусорку.

Питание для Ники я брала еще детское: детские каши, овощные и фруктовые пюре в картонных коробочках, детские соки и т п.

Нам снова удалось замечательно отдохнуть. И всем советую в заботах о детях не забывать о себе, ведь именно спокойствие и отдых родителей — залог хороших отношений и счастливой семейной жизни. Так что обязательно нужно искать способы заниматься тем, что по душе. А Нике также было там очень интересно.  Игры с водичкой, с палочками, камушками отлично развивают мелкую моторику, которая так важна в этом возрасте. Свежий воздух закаляет и делает здоровее.  И что интересно, на природе она никогда не перевозбуждалась и не устраивала капризов, как это может произойти в людных местах, торговых центрах, игровых и т п. В целом я заметила, что Ника там была гораздо спокойнее. В общем, маленький ребенок — не повод запирать себя дома. Хотя я отлично понимаю, что все дети совершенно разные, и что подходит одному, может не подойти другому.

Большой плюс такого вида отдыха — на него не нужно тратить целый отпуск, в такие места можно ездить на выходные. А еще не нужно тратить много денег, сил и времени на дорогу, ведь Мана и Столбы находятся совсем рядом с нашим городом.

В следующий раз я расскажу о нашем совместном походе по Ергакам. Буду рада отзывам и комментариям. С радостью отвечу на любые вопросы.