Предыдущая часть рассказа: Горный Алтай 2017. Часть 4: А был бы каюк…
04.07.2017 Утро, солнце, пение птиц. Я привычно вылезаю из палатки первой, ребят будить не хочу, они еще спят. Наслаждаюсь тишиной и безмятежностью этого места. Утренние заботы всегда примерно одинаковы, последовательность действий отработана: иду на ручей умыться и набрать воды, ставлю на горелке чай, пока вода закипает пытаюсь причесаться (расческа деревянная сломалась). Тут мой взгляд упал на кострище… Смешно сказать, но сколько я хожу в походы разводить костры мне почти не доводилось, это считается традиционно мужской обязанностью. Пока ребята спят у меня есть шанс заняться костром самой. Дров с вечера не осталось, но, к счастью, найти их здесь не проблема. Все сухое, костер разводится легко.
Еще со вчерашнего вечера я занималась сушкой ботинок при помощи нагретых в костре камней. Первые попытки были крайне удачными. Но, когда я утром решила таким образом боты досушить, все-таки прожгла подклад, хотя на функциональность это не повлияло. Нет слов как приятно было надеть снова сухие ботинки!!!
Заслуженный отдых и первые люди
Выход в 11. На Верхнем Шавлинском озере никого кроме нас нет, оно снова покоряет меня своей красотой. Здесь мы надолго зависаем, чтобы искупаться, позагорать, пофотографироваться. Этот отдых был честно заслужен! К счастью погода нам благоволит, но иначе и быть не могло.
Наконец снова надев рюкзаки идем дальше вдоль берега, здесь нужно преодолеть участок огромных чемоданов, то и дело приходится их перелазить. В самом конце, у выхода на тропу мы увидели людей, первых за последние 8 дней! Было очень непривычно слышать чьи-то еще голоса.
-Люди, живые.. Они разговаривают! — выглядывая из-за камня шепчем мы.
Вспоминая поход на Шавлинские озера 2010 года, я ожидала увидеть здесь такие же толпы как были тогда: снующие туда сюда коммерческие группы на лошадях, алтайцы которые пекут лепешки, народ добравшийся до сюда пешком. Но всех встреченных нами людей мы могли пересчитать по пальцам, это были первые двое. После короткого разговора отправляемся дальше.
Райское место
Тропа, по которой мы идем, кажется чем-то невероятным, это же просто шоссе! Идти легко, но очень жарко. Нижнее Шавлинское озеро — вообще одно из лучших мест на Земле, особенно сейчас, когда здесь так тихо.
Лишь на самом дальнем краю виднеется пара палаток. Там, где наша тропа уходит наверх вдоль ручья, к перевалу Нижнему Шавлинскому (1Б, 3200 н.у.м.), мы встретили двух ребят из Омска. Мы остановились перекусить, потому что здесь деревья еще укрывают нас от знойного солнца, а дальше снова предстоит ночевка выше зона леса.
Разговорились с омичами: они рассказали, что попытались подняться на Маашей-баши (4177 н.у.м.), но непогода не пустила. Два дня пережидали на перевале Надежды (2Б). Потом уже было не до вершины, нужно было оттуда свалить, воспользовались небольшим погодным окошком. Все это происходило тогда, когда мы мерзли в палатке под перевалом. Кому-то в этот момент было гораздо хуже нас, и ведь совсем недалеко (на перевал Надежды можно подняться с озера Абыл-оюк). Еще они рассказали, что в районе Белухи сожжены Томские стоянки, чем сильно огорчили Диму, ведь он был там два раза. А мы рассказали им про камнепад и другие свои приключения. После этого отправляемся дальше. Нас ждет волнительная встреча с местами, которые так покорили мое сердце в 2010м году.
К перевалу Нижний Шавлинский
Подъем в долину под перевалом Шавлинским довольно крут, Дима такие не любит. Поэтому вспоминает весь свой запас анекдотов, чтобы я смеялась и медленнее шла. Впрочем, поднялись мы все равно довольно быстро. Дальше следуя турам направляемся на последние хорошие места для палаток под каменными моренами и ледником.
Там совсем нет воды, мы об этом отлично знаем, поэтому запоминаем последний на пути выход воды из под камней на поверхность и набираем там, до стоянок отсюда еще минут тридцать ходьбы.
Здесь мы встретили еще двоих людей — мужчина средних лет и парень подросток (его сын или племянник?). Они пришли раньше нас, но почему-то не ставят палатку. Они тоже планируют завтра штурмовать перевал нижний Шавлинский, но, в отличие от нас, никогда на нем не были. А еще они не знали, что здесь нет воды. Мы уже поставили палатку и сварили ужин, когда они наконец стали ставить свою и отправились с маленьким рюкзачком на поиски. Что-то в этом было такое романтичное и медитативное: отец и сын вдвоем в походе, и цель у них явно не спортивная, они наслаждаются местом, природой, подолгу сидят в тишине всматриваясь в горы и никуда не торопятся.
После ужина Дима вызвался сгонять за водой в то место, где мы ее последний раз видели (не меньше часа пути туда обратно). А мы с Пашей, проникшись атмосферой, любовались закатом и предавались воспоминаниям.
Только сейчас я понимаю, почему тот вечер выдался таким волшебным — было тепло! И мы могли спокойно посидеть на улице и полюбоваться природой. Все предыдущие вечера мы сидели в палатке, спасаясь от дождя и холода.
По знакомым местам
05.07.2017 Встаем рано, ведь сегодня мы планируем пройти перевал и несколько километров каменных морен после него до реки Маашей. До самого перевального взлета еще тоже предстоит долгий путь. Наш выход в 8 утра. Наши соседи снова собираться не торопятся и неспешно пьют чай.
Места подхода до перевала совсем не узнать! В 2010м году мы почти весь путь до ледника прошли по снегу, а сейчас снега совсем нет, приходится идти по камням. Выход на ледник тоже показался сложнее без снега, ноги немного скользят. Ледник оказался полностью открыт и по нему бежит множество ручьев, которые приходится перешагивать.
Было приятно вспоминать «а здесь мы тогда фотались!», «А здесь на морене под перевалом я варила самый запоминающийся какао в моей жизни!». Сам перевал тоже не узнать, на нем нет так отличавшего его пятнышка льда в верхней части. Дошли до перевального взлета в 11.20.
Подъем на перевал Нижний Шавлинский
Самое главное на что я обращаю внимание при подъеме теперь — откуда могут полететь камни. Они, впрочем, периодически летят справа от нас, там с ледника стекает ручей, у таких ручьев камни сыпятся часто. В самом низу перевала приходится преодолеть бергшрунд (трещина в леднике). Советую быть осторожными тем, кто пойдет перевал когда он закрыт снегом. А мы просто нашли место поуже и перешагнули.
Первая часть подъема проходит слишком близко к камнеопасному месту, поэтому стараемся проскочить здесь как можно быстрее, и позволяем себе отдохнуть лишь поднявшись на скалы. По ним и продолжаем подъем справа от снежника и седловины (по ходу движения).
Сам подъем в 2010м году оставил огромное количество эмоций! Но сейчас я надеюсь на приобретенный с тех пор опыт и лучшую моральную подготовку. Тем не менее, когда я лезу по скалам, хватаюсь за зацепы, а они остаются у меня в руках, потому что сами ни за что не держатся, мне все-таки стало страшновато. Эта проблема была легко решена тем, что Паша просто шел со мной рядом, никаких других мер не понадобилось. Перед самым выходом на седловину висела оставленная кем-то веревка (названа омичами бельевой). Мы ей пользоваться не стали.
Долгожданная встреча
Время 12.55. С перевала нижний Шавлинский открывается мой любимый вид, которого я так ждала весь этот поход — вид на вершину Маашей-баши. Вот мы снова и встретились!
Спуск проходит по мелкой сыпухе, по которой лучшая тактика — ехать стоя на ногах как на сноуборде. Именно так мы все втроем и съехали не разделяясь (чтобы не сыпать друг на друга камни). Очень легкий и веселый способ. Дальше проходим небольшой снежник и выходим на ледник.
Спуск по леднику не вызывает проблем, однако, сам ледник очень мокрый, вода здесь бежит повсюду. На озере на моренах устраиваем привал. Погода портится, дует ветер, мы стали переживать за наших утренних соседей — вышли ли они на перевал? Успеют ли пройти до дождя?
Бесконечные морены
Дальнейший путь нам с Пашей хорошо запомнился еще с прошлого похода. Тогда он показался очень тяжелым. Много километров сплошных острых камней. Стараемся идти по турикам, они то теряются, то снова находятся. А вокруг только камни, камни, камни. Они утомляют и вводят в состояние гипноза. Мне даже захотелось уже спать, и Дима впервые за поход замолчал, идти в тишине непривычно. Нас оживили пробегающие мимо горные козлы! Они передвигались по камням просто с невероятной скоростью! Вот бы нам так же!
Потом мы спустились по очень крутому сыпучему склону на тропу слева от каменных морен (по ходу движения). Здесь мы встретили еще двоих людей! В горах жизнь и подход к общению свой. Нельзя не остановиться и не поговорить, всегда интересно кто перед тобой, откуда и куда идет. Это были два брата, которые шли в поход на 30(!) дней. И рюкзаки у них были по 47 килограмм, впрочем, это было заметно по размерам. Эта цифра очень долго не давала Диме покоя. «47 килограмм!» — то и дело восклицал он. А вы можете себе представить эти рюкзаки?
Мы наконец дошли до озера (в 17.20), которое не имеет названия, но на нем есть места под пару палаток. Останавливаемся отдохнуть. Я хотела дойти в этот день до зоны леса, но ребята хотят остаться здесь — место красивое! А еще начинается дождь, поэтому мы быстро поставили палатку на берегу.
Вечером шумит сильный ветер, дождь, а еще шумит ручей бегущий с морен — все эти звуки меня пугают, поэтому я долго не могла уснуть, но все же сон взял верх.
Сказочный язык ледника Маашей
06.07.2017 Утром по-прежнему дует ветер. Тем не менее, мы не упустили возможность искупаться в озере, ведь выход из нашей палатки обращен прямо к нему! Собираемся мы с каждым днем все быстрее, привыкли. Хотя в целом никуда не торопимся, вышли в 10.30. Я уговорила ребят по пути подойти к языку Маашейского ледника, и мы совсем не пожалели! Ледник впечатляет своими масштабами, необычной формой и белизной!
Дима сообщает, что мысленно для него этот поход уже закончился, ведь осталась лишь относительно легкая дорога домой. Здесь хочется перефразировать мудрую мысль про рогейн и применить ее к походу: поход начинается, когда ты выходишь из дома и заканчивается, когда ты зайдешь домой. До этого расслабляться нельзя! Так вышло, что нам нужно было перейти ручей (не такой как брод Карагема, обычный небольшой ручей). Паша ушел искать место где перешагнуть выше, а нам с Димой стало лень и мы разулись. Переходя ручей, Дима зацепил ногой камень и содрал ноготь. Теперь он всем советует обувь с закрытым носком для бродов (ну, может и правильно). Только он с этих пор оставшиеся дни хромал.
Погибшее озеро
Теперь мы идем по левому (орф.) берегу реки Маашей. Нам довелось оценить остатки Маашейского озера. В 2010м году мы еще видели его во всей красе, а потом сошел сель, прорвало каменную природную дамбу, и все озеро слилось. Интересно как природа живет своей жизнью, все время что-то меняется. Ниже озера вдоль реки видны последствия той сели: разбросаны огромные камни, вырваны с корнем деревья.
Каракабак
Мы дошли до слияния реки Маашей с ручьем Каракабак примерно в 17.30.
Здесь мы тоже ожидали увидеть людей, ведь сюда даже ходят лошади, но все замечательные обустроенные стоянки были свободны — выбирай любую! Мы уже поставили палатку, разожгли костер и начали варить ужин..
-Скажите, это последний кемпинг, или дальше будут еще?
Таким вопросом нас очень оживили парень и девушка пришедшие на стоянку. Нам сразу стало весело, слово «кемпинг» очень уж не подходит в нашем понимании под обычные места для палатки в лесу. Время уже восемь вечера, куда ж они дальше пойдут? Убеждаем их дальше не ходить и остаться здесь. Их рассказы внесли в нашу обыденность много веселья, разбирать можно было на цитаты, началось все с фразы: «Ой, это такая интересная история..». В общем познакомились они между собой чуть ли не здесь же в походе, и толком не знали куда идут. Знал только один, их главный, но он после какого-то недоразумения от них ушел один. А они его пытались теперь догнать. Да только вот тропа здесь одна, а мимо нас он точно не проходил (мы же всех встреченных людей считали). История и правда интересная! Интересны и сами ребята. Девушка про себя сказала: «В обычной жизни я байдарочница» — ничего себе обычная жизнь!:-) Они оказались из Подмосковья и Нижнего Новгорода. Смеяться над ними было не хорошо, но мы так привыкли это делать за 12 дней похода, что пусть они нас простят, мы не со зла.
Мы дали им в пользование свой котелок (их был только у третьего товарища), и подарили карту, нам она уже не нужна. А еще по ней мы выяснили, что все-таки они собирались идти на Шавлинские озера, да совсем не этим путем, а через плато Ештыкол (так как мы ходили туда в 2010м году). Поэтому, чтобы найти их товарища им нужно было завтра идти обратно к поселку Чибит и уходить через Оройский мост в нужном направлении. Вот такие истории бывают у людей в походах, зато им будет что вспомнить!
Вечером мы долго сидим у костра, выспаться еще успеем дома, а вот поход скоро закончится. Завтра по плану радиальный выход на озера Каракабак. Дима идти не хочет (он хромает из-за содранного ногтя), Паша сначала тоже не хотел (дает о себе знать колено). Тогда я говорю, что пойду одна.
-Кто тебя одну пустит? — возмущается Паша.
-Ну как, я же взрослый свободный человек. — гордо отвечаю я.
Но они тут же все переиначивают в сильную независимую женщину. В итоге Паша соглашается идти со мной, так что завтра нас ждет еще одно новое красивое место.
Продолжение: Горный Алтай 2017. Часть 6: Озера Каракабак, а также выводы, отзывы, итоги
Много фотографий с этого похода можно посмотреть здесь.
Очень красивые фото! Особенно Нижнее шавлинское.
Спасибо большое! Да, там красота нереальная. Всем советую сходить, если будет возможность. На лошадях до туда можно за день доехать, пешком дня два-два с половиной самый короткий путь.
В августе на Шавлинских всё нормально — толпы народа 🙂 Хотя нам повезло, на Верхнем была всего одна палатка, так что мы там стояли тоже в тишине.
Грустно, что Томские сожгли, я не знала 🙁
На Верхнем при нас никого не было, на Нижнем реально пара палаток. Я в отчете описала всех людей, которых мы встретили за поход, больше даже не видели никого после альплагеря Актру. Там всего человек 12 на 12 дней похода. И то люди после Шавлинских только стали появляться.
Мы никого не видели от Верхнего Шавлинского до Зелёной гостиницы, и нам это очень понравилось 🙂
Ага, что-то в этом есть, нам тоже понравилось. Еще в свое время дико понравились Ергаки в самом начале июня. Там еще снега местами по пояс. Народу очень мало. За любой перевал уходишь — никого нет и вряд ли в этом году уже кто-то там бывал. Немного страшно, что уже ходят медведи и они наверняка еще голодные. Следы на снегу очень хорошо видно. В остальном красота невероятная! Это совсем другие Ергаки чем летом.. Надо будет о таких рассказ написать, а то я даже фотки не выкладывала.