Borus skyrace 2016 с семимесячным ребенком

Borus skyrace — это ежегодные соревнования по скайраннингу (бег в гору), которые проводятся в национальном парке Шушенский бор (недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС). Спортсмены бегут от кордона (входа в парк) до вершины горы Большой Борус, примерно 2000м набор высоты, длина дистанции до вершины 10 километров. Из названия вы можете себе представить, что я участвовала в забеге с маленьким ребенком, но спешу вас успокоить — это не так. Мы с маленькой Вероникой прошли лишь половину дистанции. А далее я расскажу о том как это было.

Итак, в прошлой части я рассказывала о том, как мы учились быть более мобильными, и совершать однодневные прогулки по лесу. Это больше не представляло для меня сложностей. В апреле мой муж Паша решил поучаствовать в забеге и взял нас с собой за компанию. Нашей целью было научиться справляться с ребенком в поездках, вдали от дома (ведь это был наш первый совместный многодневный выезд), прогуляться по лесу, и просто развеяться!

Это была не самая простая пора моего материнства. Самая главная сложность заключалась в ночном сне — мой ребенок просыпался ночью каждые 40 минут. Всю ночь. Справиться с этим нарушением сна мы не могли к тому моменту уже где-то два с половиной месяца. Только неоценимая помощь со стороны бабушек и мужа не давали мне сойти с ума. Но тем сильнее мне хотелось выбраться куда-то и сделать глоток свежего воздуха и набраться впечатлений.

Страхи были. Во-первых поездка на поезде до Абакана. Как мы будем там спать, если не спим дома? Дальше два переезда на междугородних автобусах (Абакан-Саяногорск и Саяногорск-Черемушки). Я привыкла, что на случай непредвиденного плача всегда могу успокоить ребенка грудью. Если она заплачет в городском автобусе — мы всегда могли выйти, спокойно разобраться в чем дело, а потом продолжить путь, сев на следующий. Здесь же такие схемы не канают. Выйти из междугороднего автобуса — как?! Конечно, расстояния, которые нужно было преодолеть на автобусе, небольшие (примерно по часу езды на каждом). С вариантом такси тоже была проблема — ведь нам нужна машина с детским креслом, не факт, что мы смогли бы ее найти. Поэтому выбрали все же автобус.

Глаза боятся — руки делают. И вот, я со сладостным ощущением будущей поездки выхожу из здания вокзала с билетом в кармане! Как же я люблю это чувство — чувство предстоящей дороги!

Дорога

Вечером 31 марта мы сели в поезд. С нами также ехал Пашин товарищ по бегу Саня. Он ни разу не бывал ни в горах, ни в походах, поэтому с трудом представлял себе, что его ждет в этой гонке. Настроение у всех было просто отличным! Вечер провели болтая о том о сем и попивая спокойно чаек.

Впервые вместе едем на поезде

Надо сказать, что нет проблемы ехать на поезде с маленьким ребенком, если взрослых хотя бы двое. Потому что тогда есть кому доверить ребенка пока ты поешь или отлучишься в туалет. А следить за ней нужно было каждую минуту. Чтобы не упала с полки (а она уже училась вставать), чтобы не хватала ничего со стола (а она так и норовила это сделать), и т п. Я бы сказала, что вечер прошел просто прекрасно! А дальше необходимо было лечь спать…

Я никак не могла ее уложить. Дома мы могли уснуть лишь в абсолютно спокойной обстановке в темноте. А здесь в проходе горел свет, и все время туда-сюда сновали люди, которые вызывали живой интерес. Какое-то время Паша пытался ее укачать в тамбуре поезда, но Ника все время просыпалась и начинала плакать. Мы были близки к отчаянию. Решение пришло в голову неожиданно, как оказалось, все гениальное — просто. Мы завесили простыней нашу полку, пять минут — и ребенок мирно спит у меня на руках. Перекладываю ее и быстро проваливаюсь в сон…

Проснулась от будильника — время 5 утра. С удивлением обнаруживаю, что Вероника по-прежнему спит в той же позе, как я ее уложила. А ведь дома она вертится в кровати чуть ли не каждые пять минут! Я не могу сказать, что я выспалась в ту ночь, ведь мы уснули в 12 ночи, а встали в пять утра. Но это было гораздо лучше того постоянно прерывистого сна, что был у меня дома. У меня появилась надежда…

Быстренько покормила и переодела ребенка, сдали белье, и в шесть утра отправились на выход, в славный город Абакан. Пока дошли до автовокзала Вероника снова уснула в эрго рюкзаке, оставалось лишь гадать надолго ли. Оказалось надолго, проспала всю дорогу в автобусах до самых Черемушек. И вот, около десяти утра, мы распахнули двери своего чудесного и просторного номера гостиницы Джой! Вероника проснулась и радостно стала ползать, изучая новую обстановку. Самое страшное для меня (то есть дорога) осталась позади! Впереди свежий воздух и куча впечатлений!

Дорога всегда казалось мне самой сложной частью любых поездок. Ведь в своих прогулках и походах мы не ставили жестких целей и всегда были готовы подстроиться под ребенка. Ну не захочет она сидеть в рюкзаке — значит дальше не пойдем, остановимся здесь и будем играть, есть, спать. А дорога (поезда, машины, автобусы, самолеты) — это обязательная часть, и здесь так просто не свернешь с начатого пути. Плюс мы должны были заботиться о том, чтобы не мешать остальным пассажирам.

СШГЭС и разведка состояния трассы

Ребята быстро перекусив отправились регистрироваться на соревнования и в магазин, а мы с Никой просто отдыхали в номере. Номер был просто шикарен. Он был четырехместным (две отдельные комнаты по две кровати в каждом), ванная, туалет, два балкона, просторная прихожая и очень большая кухня с плитой. В общем бытовых неудобств мы не испытывали.

После обеда мы отправились прогуляться. Ребята решили посмотреть состояние трассы. Напомню, что дело было в начале апреля. На улице стояла жара, но в горах все еще лежало довольно много снега. Ника мирно уснула в рюкзаке на свой первый обеденный сон (всего в среднем в таком возрасте  у детей два дневных сна и иногда еще один короткий вечерний). Мы прошлись по началу дороги. Здесь местами была грязь, но больше все же снег, местами переходящий в лед. Все говорило о том, что будет скользко.

Дорога
Пока Ника спит мама гуляет

Потом отправились погулять на площадку около ГЭС. Ведь мы приехали не только на соревнования, но и просто развлечься.

На площадке около Саяно-Шушенской ГЭС
Наша компания

А тут еще приехала Пашина сестра Ира, с общим знакомым Серегой на машине.

Вечером у нас в номере было полно народу и было очень весело. Серега вещал что-то о пользе гречки, а у него с собой был целый контейнер гречки, которого хватило чтобы накормить всю нашу ораву. Главное, что были люди, общение и тусовка. Все обсуждали планы на завтра, ведь ребятам предстояло серьезное испытание себя.

Дальше снова наступила ночь — испытание для меня. Именно сегодня на мне лежала двойная ответственность. Мы не должны были мешать спать другим обитателям нашего номера, чего бы мне это не стоило. Ведь им нужно было выспаться перед гонкой. Вероника уснула не сразу, но все же довольно легко. И я снова была крайне удивлена открыв глаза в шесть утра и поняв, что мы ни разу не проснулись за ночь! Не иначе как чудо!

Гонка

Позавтракав (чем бы вы думали? Ну конечно гречкой!), мы всей толпой отправились на место старта. Было ранее утро. Мы с Ирой пофотографировали толпу стартовавших участников и не спеша отправились по дороге в гору.

Старт Borus skyrace
Старт дан!

Рядом с нами в таком же неспешном темпе шагала еще одна компания. Ребята проявили к нам особый интерес. Один из них фотографировал нас, восторгался, что такое видит впервые, и всю жизнь жил, только чтобы сделать такие кадры.

Фото: Сергей Чумаков Borus skyrace 2016
Фото: Сергей Чумаков

Ребят очень впечатлила наша Вероника, ведь она еще не спала, но и не плакала, а мирно глазела по сторонам. Оказалось, что это были журналисты с телеканала, которые шли снимать репортаж о гонке. Им нужно было взять интервью и у лидеров, когда те будут спускаться с горы.

У начала тропы мы остановились передохнуть, а ребята отправились дальше. Мы обогнали их когда они отдыхали у первого стола расположенного вдоль тропы, а они в свою очередь догнали нас, когда мы остановились передохнуть на лавочке у поворота на водопад.

Фото: Сергей Чумаков

Здесь ребята взяли у нас интервью. Оно, как мне кажется, удалось не слишком хорошо, но тем не менее мы вошли в их репортаж о гонке. Посмотреть можно по ссылке. Только здесь я действительно задумалась о том, до куда мы сможем дойти. Приняла решение идти до перевала Бабьи (или Девичьи?) слезы, поскольку это первое место, откуда открывается вид на Борус, плюс там должно было быть теплое солнышко. Ну а идти ли дальше решили посмотреть по состоянию тропы и поведению Вероники.

Когда мы отправились дальше Вероника вдруг начала тихонько ныть. Такое было впервые за все мои с ней прогулки. Причину выявить удалось быстро — она замерзла! Ведь я одевала ее учитывая погоду предыдущего дня (а было очень жарко). Но сейчас было еще раннее утро, и все это время мы шли по склону пока не освещенному солнцем. Плюс вокруг было много снега, который давал дополнительный холод. Я не учла всего этого. Конечно, я всегда имела запас теплой одежды с собой, но место вообще не располагало к переодеванию. Мы шли по узенькой тропке на склоне, шаг вправо, шаг влево — проваливаешься в сугроб чуть ли не по пояс) Я сразу вспомнила, что перед самым подъемом в перевал есть удобная полянка с лавочкой и столиком, и как можно быстрее рванула туда.

На столике мы с Ирой переодели Нику, я покормила её, и мы отправились дальше. Но, видимо, так быстро она согреться еще не успела и все равно через некоторое время опять заныла. Склон освещенный солнцем был уже совсем рядом. Но подъем стал гораздо круче, а спускающиеся с перевала люди, судя по всему, скатывались оттуда на попе, поэтому вся тропа была ужасно раскатана. Кое-как, выверяя каждый шаг, чтобы не поскользнуться, мы поднялись на перевал. Ника пригрелась на солнышке и мирно уснула. Сергей (фотограф) сделал чудесные фотки с нами на перевале и мы обменялись контактами.

Последние шаги подъема в перевал. Фото: Сергей Чумаков
На фоне Малый и Большой Борус. Фото: Сергей Чумаков

После журналисты взяли интервью у нескольких спустившихся участников и ушли, а мы остались загорать здесь. Дальше мы решили не идти, я представила, что дальше также может быть небезопасно (в смысле скользко). А идти обратно вниз сами мы тоже не решились. Я решила дождаться пока Паша спуститься до нас и спускаться всем вместе.

Какое-то время Ника мирно спала на коврике укрытая курткой, потом проснулась и мы ее покормили. Проходящие мимо спортсмены не сразу замечали среди нас столь маленького ребенка. Но когда замечали очень удивлялись и просили сфотать «для жены». Кто-то даже предположил, что мы специально там сидим, чтобы всех удивлять. А мы ели, играли и просто наслаждались погодой и чудесным днем!

На перевале. Спасибо за фото: Петр Ченцов
И снова все в сборе!

Спуск с перевала (участок по курумнику засыпанному снегом) был несколько напряженным. Сускались очень осторожно, с подстраховкой и с палками (надо было все же надеть кошки по совету Паши). А дальше по тропе можно было расслабиться, здесь уже не было столь скользко. Вообще за этот день к нам с Никой было приковано много внимания. Было приятно, но мы пришли все же не за этим. Самым главным для меня было просто ощутить эту атмосферу, вдохнуть этого горного свежего воздуха и словить такого весеннего теплого солнышка.

Вечером для спортсменов проходило интересное мероприятие — гречка-пати. Но мы до него уже не дошли. Отчасти устали, отчасти мне хотелось дать Веронике возможность поползать по дому. Зато к нам в номер в гости пришли друзья и снова наша кухня была полна людей и веселья! С ночным сном опять не возникло проблем! Ну просто чудеса!

Вертикальный километр и дорога домой

На второй день был еще один старт — Вертикальный километр на горе Гладенькая. Паша до последнего сомневался не принять ли в нем участие, но утром мы так долго собирались, что не успели и поехали просто поглазеть.

Поднимаемся на канатке. Гора Гладенькая
Гора Гладенькая. Вертикальный километр
Наблюдаем за спортсменами

Снова пофотали старт, сели на канатку и поднялись пофотать финиш. Погода на второй день была значительно хуже — пасмурно и ветер. Поэтому надолго задерживаться наверху не стали.

На горе Гладенькая. На фоне Боруса

Нам оставалась последняя часть этого приключения — дорога обратно. До Абакана доехали все вместе, зашли в кафе перекусить. Дальше Ира с Серегой уехали на машине в Красноярск, а мы остались в Абакане в ожидании своего поезда.

Абакан — это город со множеством парков. Здесь действительно есть где погулять. Этот город,  ввиду наших частых поездок в Ергаки и на Борус,  стал уже таким родным и знакомым.

На лавочке в Абакане

В поезде мы сразу применили уже отработанную схему — завесили полку простыней, и это дало Веронике быстро уснуть. Так что дорога обратно прошла хорошо.

Что брали с собой

И немного о том, что брали с собой, помимо своей одежды, обуви, посуды и еды.

Для Ники я во все поездки брала очень много одежды. На случай если протекет памперс, на случай если будет тепло, если будет холодно, если обольется или испачкается при кормлении, на любую возможную погоду. В поездках я не заморачивалась и использовала памперсы по полной (дома были без них), а так же влажные салфетки (на те случаи когда нет воды под рукой). Поскольку у нас начался прикром, то в поездки брала баночки с детским питанием и детскую кашу (но все же основную часть питания все еще составляло грудное молоко). Так же пришлось взять самых разных поильников, поскольку Вероника тогда еще не научилась пить из кружки. Ну и конечно пригодились всякие слюнявчики и фартуки для кормления. На прогулку на перевал мы брали каремат, одеялко для Ники, игрушки. Обязательно везде брала с собой детскую аптечку (тут не буду перечислять, есть много вариантов  интернете). Ну и самое главное — детский рюкзак-переноска в которой носила ее на прогулку.

Что в итоге?

Я зарядилась эмоциями и впечатлениями. Для меня было важным моментом,  что мы легко влились в бездетную тусовку и чувствовали себя отлично. Огромное спасибо всем кто нас поддерживал в этом. Спасибо фотографам, которые прислали после фотки с нами. Свои фотки у нас не очень получились. Мне было не до них, я была увлечена ребенком. И не смотрела особо,  что там получается.

Наш ночной сон, вопреки моим ожиданиям, не улучшился дома сразу после поездки. Мы промучались еще недели две или три, прежде чем все действительно наладилось.

Мы сделали главный для нас вывод: летом нам непременно удастся куда-то съездить, отдохнуть и конечно взять с собой Веронику. Ездить вместе не так сложно как кажется, когда представляешь это сидя дома. Да честно говоря мне было там даже легче чем дома!!! За все три дня и дорогу Ника плакала ровно два раза (когда не могла уснуть первый раз в поезде и когда замёрзла по пути на перевал), так что она показала себя молодцом. Ещё в поездке меня меньше отвлекали посторонние дела,  поэтому я могла лучше сосредоточиться на ребёнке.  А также,  как мне кажется,  лучше научилась её понимать и управляться с ней,  так что это был действительно полезный опыт.

Дальше расскажу о том,  как мы осваивали жизнь в палатке. Продолжение следует.