Темнеет, пятница, вечер. Автобус неспешно покачиваясь везет нас куда-то за пределы города Томск. Последний час в тепле, сидя в удобном кресле, стараемся хоть пять минут поспать, или отдохнуть, закрыв глаза. Что нас ждет дальше? По ощущениям приключения. При чем каждую команду-участника ждет какое-то свое уникальное приключение. По рассказам Игоря предстоит какая-то жесть. В автобусе душно, болит голова, нос заложен. Почему-то везде, где находимся, душно: в машине до Томска, в квартире Семена, здесь в автобусе. Ничего, совсем скоро вдохнем воздуха полной грудью. И будем дышать непрерывно не менее 48 часов.
Так получилось, что по разным причинам мы отказались сначала от участия в Чемпионате России по рогейну на 24 часа, затем от участия в Новосибирском экстрим-походе на 36 часов. Казалось, обыденность захватывает нас, и места жести в жизни на эту осень не остается. Но упрямая душа не сдавалась и все еще искала приключений. А тут подвернулась возможность участия в Берендейском марафоне, это то ли экстрим-поход, то ли рогейн на 48 часов. На этом марафоне впервые разрешили участвовать связкам (командам из двух человек). И это нас очень порадовало! Ведь так сложно бывает найти еще одного-двух человек в команду, готовых на все вот это… А вдвоем мы ходить уже привыкли.
Автобус остановился, двери открываются, поток ночного свежего воздуха врывается в салон. Народ засуетился, все вываливают на улицу, хватая свои рюкзаки. Рюкзак в походе — не просто бездушная вещь. С ним надо подружиться. Ведь придется таскать его на плечах все 48 часов похода. На старте у Паши примерно 11-11.5 кг, у меня 9.5 кг. Но мы планируем идти пешком, и этот вес не напрягает.
Народ сбивается в кучу, горящие огоньки-фонари мельтешат со всех сторон. Мы слушаем вступительную речь организатора Берендейского марафона. Видно, что человек он позитивный, горит своим делом, оно ему нравится! Такое настроение передается и нам. Выдача карт, дан старт, но никто никуда не идет. Все садятся планировать дистанции. Больше всего времени ушло на то, чтобы понять как совмещаются между собой три выданные карты. Начало пути почти линейное, у всех будет один маршрут. А после возможны варианты. Предположить свою скорость здесь сложно, не зная местности. Но мы сделали какие-то прикидки, взяв скорость 3.5 км в час. И даже поставили контрольные точки, чтобы понимать выдерживаем ли мы хотя бы ее.
Часть 1. Первые шесть часов. Переправа
Стартуем практически последними вместе с командой Красноярский рогейн и еще одной командой. С учетом опоздания автобуса и планирования дистанции, мы стартуем примерно на час позже, в девять вечера. Игорь и Николай быстро убегают от нас по проселочной дороге навстречу своему приключению. Глядя на них мне тоже ужасно хотелось побежать. Сил много, дорога хорошая, рюкзак кажется невесомым. Но мы на этот раз пришли ходить. У нас по плану поход. Поэтому приходится себя сдержать.
Очень сложно было привыкнуть к масштабу карты в 500м. Два см в карте — это целый километр. Мы затупили, даже не выйдя из поселка. Пропустили сворот на мост через речку. И долго думали как к нему подобраться. В итоге нашли тропку между заборов и по ней вышли на хорошую асфальтовую дорогу, которую пропустили раньше. Я знала лишь одно: это всего лишь начало, и оно ничего не значит, а на то, чтобы привыкнуть к этой карте у нас есть целых 47 часов (один час уже ушел на планирование и выдачу карт).
Наконец мы все же покинули деревню и вышли в лес. На наше счастье к КП 73 была хорошая дорога. Но все же КП преподнес нам сюрприз. Мы увидели явную большую поляну обозначенную на карте. Сомнений нет, что он где-то здесь. Однако мы его не видели. По карте КП должен быть южнее нашей просеки-дороги. А по гугл снимку казался севернее. Пошарив немного в кустах, я высветила КП! Но не тут то было. Мы подошли к нему в глубокой растерянности. Номер КП на дереве не совпадал с номером на карте. Первая мысль была — это не наш КП. Мы знали, что на Беренедейском марафоне есть еще и короткая и средняя дистанции. И подумали, что этот КП был поставлен не для нас. Мы даже пошли искать его снова. Нас догнала еще одна команда. Поискали вместе. В итоге мы оставили ребят разбираться, а сами решили не теряя время сфотать тот КП, что нашли, и идти дальше.
Всю дорогу до следующего контрольного пункта нас не покидало сожаление. Было ощущение, что нужно было поискать еще. Вот как так? Иметь проблемы и не взять первый же КП на дистанции. Как мы дальше-то будем ходить? Нам было очень важно сейчас четко найти второй КП. Только он мог бы нам прояснить ситуацию. Мы шли по дороге, не обозначенной на карте, но идущей в приблизительно верном направлении. Потом чуток подрезали по лесу и нашли КП 49. На нем тоже оказался другой, не совпадающий с картой номер. Отлегло. Значит первый КП мы взяли верно, хоть и потеряли на нем минут пятнадцать. Потом оказалось, что на старте говорили об этом несовпадании номеров, но мы почему-то прослушали. Слушайте предстартовые брифинги внимательно, люди!
Правила Берендейского марафона те же, что и в обычном рогейне. Первая цифра номера КП — это количество баллов, которые он приносит. За заданные 48 часов нужно набрать как можно больше баллов, планируя свой маршрут самостоятельно. Однако в отличии от обычного рогейна, старт и финиш располагаются в разных местах, удаленных друг от друга. И мы не имеем возможности оставить где-то свои вещи, а потом вернуться за ними, если нужно, или зайти на старт подкрепиться. Да и раньше времени финиша марафона нас нигде и не ждут. Все 48 часов можно надеяться лишь на свою тактику и на то, что ты взял и несешь на себе всю дорогу. Пункты питания или пункты с водой также не предусмотрены. Еще важным отличием от рогейна является возможность использовать навигаторы.
Наконец-то дело пошло. Мы немного привыкли к карте. Взяли КП 50-51. На КП 52 шли напролом то ли по азимуту, то ли по навигатору. В очередной раз убеждаюсь, что когда на карте обозначено открытое пространство, то ждать можно чего угодно. Это могут быть и посадки, и болото, и кусты, и заросли, и даже густой, но молодой лес.
Теперь нам предстояло привыкать к карте в телефоне (он служил нашим навигатором). Сначала мы пытались, посмотрев направление, выключать его, чтобы сэкономить батарею. И шли по ощущению. Но нас стало кружить. К своем удивлению, мы сделали круг по лесам и полям и вышли совсем не туда куда надо. Снова сверились и пошли, опять отклонились. Стало ясно, что на себя здесь рассчитывать полностью бесполезно. Ощущение пространства и направления на бездорожье теряется почти сразу. При чем можно даже не засечь момент, когда тебя развернет на все 180 градусов.
На КП 53 эксперимента ради пошли исключительно по компасу. Я очень старалась выдержать направление (хотя это сложно когда есть бурелом, так или иначе обходя коряги немного отклоняешься). Компас нас, конечно, не кружил. Но от КП мы все же отклонились не слабо. То есть один компас, как средство ориентирования, здесь плохо канал. Работало только в паре: компас плюс навигатор.
Тем временем мы продолжали путь по «полям» на КП 54. Поля здесь были все в какие-то мелких елочках и канавах. А еще здесь родилась фраза-хит нашего похода. Мы двигались все еще по лесу, хотя должны вроде были выйти на открытое пространство. Но вокруг нас было много деревьев.
— Мы уже в поле, или еще в лесу? — спросил Паша.
— Похоже этот лес слишком молодой.
— Слишком молодой для этой карты. — помолчав, добавила я.
Это означало, что верить своим глазам здесь не стоит. Несмотря на обилие деревьев, для этой карты мы сейчас идем по полю.
С КП 54 логично было взять КП 55, но мы изменили план, увидев, что его проще взять по дороге с КП 75. На данной карте отрисованы не все дороги, поэтому некоторые наши решения по планировке могу быть непонятны. Мы пользовались другими картами на дистанции.
Теперь началась дорожная легкая часть. Скорость значительно возросла. Вдоль дороги встретили одну из команд. Ребята уже поставили палатку и встали на отдых. А мы решили, что отдыхать еще рановато. Изначально у нас была идея отработать сутки, потом хорошенько отдохнуть, поспать, а потом уже доработать то время, что осталось. На самом деле все пошло совсем не так, но об этом еще расскажу.
Так вот, мы быстро взяли дорожные КП и постепенно приблизились к первому и самому важному тактическому препятствию — к реке Черная. Когда мы подходили к КП 19 у реки, то сначала увидели очень странную конструкцию, из которой во все стороны бежала вода. Сама по себе она была какая то рыжая и ржавая, однако вода из нее бежала чистая и прозрачная. Так же рядом было много мелких ручейков. Мы на всякий случай пополнили запасы воды до максимума. Хотя у нас еще было много жидкости, ведь была ночь и пить не сильно хотелось. В целом за воду мы пока не волновались, судя по карте на дистанции должно быть много болот и дренажных каналов.
Неподалеку от КП в лесу горел костер. Мы сначала взяли КП, а потом пошли к реке. Река оказалась широкой и глубокой. Явных мест перехода или бревен, по которым можно было бы ее безопасно перейти, мы не видели. Это было похоже на начало настоящих приключений. На самом деле эта река выглядела довольно серьезной. У меня впервые возникло ощущение, что все что здесь происходит и то, что мы делаем — все по-настоящему, это не игра. Нас высадили в поле за городом и отправили куда-то с картой. Здесь даже сотовой связи почти нигде нет в конце концов!
Серьезно задумавшись о переправе, мы решили вернуться к костру, который горел в лесу и спросить тех кто там был, что они думают. Но когда мы вернулись, то костра в лесу уже не было. Мы не слышали ни шагов, ни голосов — куда испарились люди? Скорее всего потушили костер и легли спать. И теперь они в лесу стали совсем незаметны. Мы не стали их искать и тревожить. Еще одну команду заметили спящими в спальниках под полиэтиленом на берегу реки.
Я вспомнила, что изначально мы шли по какой-то дороге, которая подходит вплотную к воде. Потом нам пришлось свернуть с нее в сторону КП. Мы решили вернуться на дорогу, так как логично предположить, что там может быть какое-то удобное место переправы. Все так и оказалось. Здесь у реки было течение, она было довольно мелкой. Также здесь лежали маленькие бревнышки. Я нашла себе в кустах палку для опоры и начала переправу, но быстро поняла, что под моим весом тонкие бревнышки начинают уходить под воду, и я имею шанс хорошо намочить кроссовки, а ведь они еще были сухими! Мокрые ноги в длительных соревнованиях — это скорее всего мозоли, а мозоли — это боль и страдания.
Я решила вернуться на берег, снять кроссовки и переходить реку босиком. Паша сделал тоже самое. Глубина местами по щиколотку, местами почти по колено. Но мы прошли без проблем. Водичка, правда, была холодной, в октябре-то! После такого приключения мы обулись и хорошенько перекусили.
Часть 2. Зимник, тригопункт, лесовозные дороги. Первая борьба со сном
Дальше можно было двигаться по дороге, но у нас был свой план, и мы пошли по просеке. Оказалось, что на этой просеке нет никакого подобия тропы, зато почти все под ногами залито водой. Приходилось прыгать по разным кочкам, цепляться за деревья, перешагивать ручьи, чтобы не вымочить ноги, которые мы так берегли переходя речку. Впрочем, один кроссовок я все же намочила.
КП брались, и дело шло. Мы вышли на дорогу, обозначенную как зимник. Здесь мы впервые увидели, что такое дренажный канал, около КП 87. Стало светать, наступало первое утро нашего похода. На меня стал накатывать сон. Блин, но почему так рано?! Я была уверена, что смогу протянуть первые сутки! А все дело в том, что не спали-то мы уже как раз сутки (с утра пятницы, а уже утро субботы). Ну и утром всегда начинает рубить сильнее.
Как назло, очень долго весь наш путь представляла из себя ровная прямая дорога. Монотонность шагов убаюкивала, и глаза начинали сами закрываться. Я знала, что стоит перетерпеть этот момент и, когда окончательно рассветет, станет легче. Мы старались быстро идти, но была проблема с тем, чтобы в таком сонном состоянии не проскочить нужные КП. Это было сложно, но пока удавалось держать концентрацию.
Сделав небольшой круг в лесу, мы вышли на лесовозную дорогу. Вдоль нее должен быть еще один КП на тригопункте. Мне казалось, что мы легко увидим его с дороги и точно не сможем пропустить. Но мы пропустили. В какой-то момент от еще более монотонной дороги мой мозг начал отключаться, и я попросила у Паши посидеть на обочине и пять минут вздремнуть. Паша тем временем изучал карту.
Проблема с данным КП заключалась в том, что около него не было каких-то явных ориентиров, которые можно найти по навигатору. Нет больших полян, или гор, или изгибов дороги. А тригопукнт в навигаторе не был отмечен. С дороги мы КП не увидели, пришлось возвращаться и прочесывать лес. Мы углубились слишком далеко, поэтому неизвестно каким образом просто случайно слоняясь, нашли тригопункт и сам КП.
Мы шли по дороге дальше, мимо нас проехала лесовозная машина. Было как-то необычно. Вроде бы глушь, а вроде и цивилизация. Взяли КП 42, 43. Покапал очень мелкий дождик. Но слишком уж быстро закончился.
Часть 3 и настоящий бурелом
Теперь требовалось сойти с дорог и окунуться в самую жесть. Бурелом, просеки и дренажные каналы. Только хардкор. Сон слегка отпустил, стало полегче. Но начиналась следующая проблема — становилось слишком тепло. От жары все больше хотелось пить. Запасы воды стремительно заканчивались, а новых источников нигде не попадалось. Впрочем, мы вскоре должны были выйти в часть карты, на которой обозначено множество дренажных каналов.
После Томского бурелома вообще начинаешь иначе смотреть на местность. Могу сказать даже, что Томск в корне изменил мое понятие бурелома и отношение к нему. В чем отличие томского бурелома от всего, что я раньше видела? Томский бурелом, это когда ты перелазишь с одного поваленного дерева на другое, не имея возможности вообще ставить ноги на землю. А если это удается сделать, то скорее всего ты просто соскользнул ногой с бревна в какую-нибудь яму. Самое интересное, что подобные перегоны могли длиться более километра между КП, и это очень контрастировало с предыдущей дорожной частью.
По такой местности иногда сложно выдерживать нужное направление. Она выматывает, она кажется долгой и бесконечной, так как скорость довольно низкая. Но этот чертов бурелом отлично заставляет проснуться и мозг начинает работать! Особенно запомнился путь с 85 на 98 КП напролом. Мы так устали на нем, что перестали вообще соображать, где находимся. Мы умудрились перейти большую канаву-просеку, не опознав ее как ориентир, и ушли сильно дальше, так что сделали лишний буреломный крюк. Зато мы здесь встретили Игоря и Николая (Красноярский рогейн)!
Игорь посмеялся, что мы идем вообще не с той стороны.
— Влетели что ли? — спросил он.
— Все нормально — отвечаем мы.
Но Игорь нам явно не поверил)
— Вы хоть спали — спросил он.
— Нет, — радостно ответили мы.
— Надо отдохнуть, а то тяжело будет концентрироваться и ориентироваться — сказал нам Игорь. Это было и так понятно.
День был в разгаре. Наступила настоящая жара! Пить и спать хотелось все больше, а наши запасы воды уже подшли к концу. Где взять воду было непонятно — встреченные дренажные каналы были полностью пересохшими. У нас возникла настоящая проблема. Ведь нам в любом случае нужно было как-то дойти до финиша за ближайшие сутки. А если мы так и не найдем воды? Тогда есть смысл начинать двигать к финишу прямо сейчас. А еще, чтобы встать на ночевку отдохнуть и поспать тоже требовалась вода! Мы не могли себе позволить устроить отдых.
Из-за усталости мы начали сокращать и упрощать наш путь. Мы откинули КП 71, а с 72 вышли прямиком на дорогу.
Часть 4. Бобры, дренажные каналы, поиск воды и первая ночевка
Здесь мы увидели стоянку людей. Это явно были не участники соревнований. Довольно основательно обустроена была эта стоянка. Скорее всего собиратели грибов, шишек и ягод, либо охотники? Вскоре мы встретили на дороге двух мужиков. Они тащили десятилитровую флягу воды. Учитывая нашу ситуацию, очень хотелось поговорить с ними и попросить налить нам хотя бы один литр. Но они выглядели как-то сурово и я не решилась, мы просто прошли мимо облизываясь на эту воду.
Мы брали КП и приближались к обилию речек и дренажных каналов. В душе теплилась надежда. Вот дорога стала более влажной. В грязи от колеса машины осталась ямка и в ней есть вода, несколько глотков. Что будет если ее выпить? Рисковать или не рисковать? Ведь у нас не было никаких обеззараживающих таблеток. Поэтому мы не рисковали.
Проходим первый ручей — высох, второй — высох. Неужели это конец? Мы вышли к обширному дренажному каналу — в нем была вода! Много воды! Но это была болотистая, желтая, стоячая вода! А у нас нет обеззараживающих таблеток. Единственное, что спасет — кипячение (горелка у нас была). В сомнениях мы уселись на берегу. Паша показал мне по карте, что недалеко от нас обозначена река. Я пошла посмотреть — вдруг там есть нормальная вода. Шла довольно долго, но не увидела ни реки, ни даже сухого русла. Зато оказалось, что дренажный канал неравномерен. В некоторых его местах вода была мелкой и имела течение. Она была полностью прозрачной! Я сообщила об этом Паше и, недолго думая, сразу напилась ее в сыром виде, хотя Паша еще настаивал на кипячении. Мы заполнили все наши емкости, похоже что мы были спасены!
В это время мимо нас прошла одна команда. Сразу бросилась в глаза их скорость и бодрость. Уже потом мы узнали, они были как раз после отдыха. А мы не спали уже больше суток к этому моменту. К тому же в последнее время мы долго мучались жаждой. Мы попытались продолжить путь, разобрались с каналами, взяли еще пару КП. Увидели бобровую плотину и множество погрызенных деревьев. На самом деле это поражает. Бобры — это сила!
Нас снова ожидал БУРЕЛОМ, но мы поняли, что полностью иссякли. Мы решили, что логично будет встать на отдых сейчас, пока рядом есть источник воды. Тем более, что было уже абсолютно очевидно, что от желания спать мы еле-еле соображаем и с трудом переставляем ноги. Таким образом, план отработать сутки мы не выполнили, но решение отдохнуть было очень правильным.
Ставить крохотную одноместную палатку в лесу у дренажного канала и бобровой плотины, снять наконец эти чертовы кроссовки, завести горелку, сделать чай и заварить доширак — вот в этих действиях содержится все земное и неземное счастье в жизни! Ничего не может быть приятнее! Мы хотели полностью закипятить всю набранную в канале воду, так как ее качество все же вызывало сомнения. Времени на это ушло довольно много. А ведь хотелось еще и поспать. Это было нереальным удовольствием, с каким ничего не может конкурировать, — вытянуть ноги и лечь! Это был рай. Но насладиться я успела им мало. Как только мои глаза закрылись, так Паша тут же стал меня будить.
— Там кто-то ходит.
Вечер переставал быть томным. Я слегка запереживала, но еще не могла до конца определиться: так ли сильно я хочу знать, кто там ходит, или же я больше хочу закрыть глаза и снова погрузиться в свой рай. Пусть я и буду после этого съедена медведем, но в раю.
Ну что же делать? Надо вылезти и посмотреть кто ходит. Я пыталась прислушаться, но как только замирала, как тут же отключалась. И ничего не слышала. Потом меня Паша тормошил снова, и снова была тишина. Ну кто же там? Если медведь, то пожалуй стоит что-то предпринять..
— Да не, это не медведь — успокоил меня Паша.
— Точно?
— Точно.
После этого мне стало совершенно неинтересно, что происходит, будь там даже конец света. Через час я проснулась и увидела, что Паши рядом нет в палатке, а на улице горит костер. Я удивилсь, но снова закрыла глаза. Мне удалось это сделать совсем ненадолго, в палатку зашел Паша. Он сказал, что там бегают какие-то животные и роются в наших вещах. Сказал, что я должна охранять нас. А он попытается немного поспать. Мне пришлось вылазить из палатки. В сумме я проспала не более чем полтора часа, хотя планировала спать больше.
Моя жизнь, как я недавно выяснила, в корне отличается от жизней большинства людей. Хотя в моем окружении такими историями мало кого удивишь. Но если взять людей в целом, то скорее всего мне это удастся. А еще я порой удивляю сама себя.
Как меня сюда занесло? Мне 31 год, у меня есть дочка, муж, семья, работа. Я вожу дочку в садик, готовлю, стираю, убираю, живу как все. Но вот сейчас почему-то в выходной день, когда многие мои знакомые лежат на диване, или ходят по магазинам, я сижу в темноте в лесу у костра, а Паша рядом спит в палатке. Где я нахожусь? Я даже точно не знаю. Где-то за пределами города Томск. Рядом со мной дренажный канал. Люди, а вы знаете что это такое? Я, кстати, раньше и не знала. А сейчас я охраняю сон мужа и наши вещи (внимание!) от бобров!
На самом деле мне было слегка не по себе одной в лесу. Я разожгла костер побольше, и старалась его поддержать всеми силами. Ветки заканчивались и для их сбора требовалось отойти от костра в темный лес. Паша проснулся быстро, он полежал в палатке всего полчаса, но так и не смог уснуть. Итого я спала полтора часа, Паша не спал ни минуты. А впереди у нас еще порядка 25 увлекательных часов поиска КП в буреломе и болотах. Но Паша сказал, что уже не сможет уснуть. Я слегка взбодрилась за это время, тем более наступила ночь, стало прохладно.
Передвижение ночью в нашей ситуации можно было назвать удобной тактикой. Ориентировались мы все равно по навигатору, иначе здесь вообще никак. Так что темнота нам не мешала. А вот передвигаться лично мне было легче ночью, и не так хотелось спать. У нас снова появилась адекватная скорость и бодрость. Хотя как назвать адекватной скорость по километру в час? Кстати, перегоны между КП здесь были как раз примерно по километру. Ставишь навигатор, и бредешь минут 50 от КП до КП. Паша слегка негодовал от нашей скорости и обилия бурелома, и даже хотел отбросить некоторые дорогие пункты. Я же поняла, что единственное, что здесь нужно — это иметь терпение. Не надо считать время, надо просто идти. Однажды ты непременно дойдешь до КП, если идешь верно. А еще одним из интересных моментов этого участка пути были найденные сброшенные рога лося. Вот только сфотать их я не догадалась:-)
Таким образом ночью, просто набравшись терпения, мы взяли этот участок с дорогими КП 106-101-107-59. Дальше мы выходили в следующую карту, и было интересно, что же она нам преподнесет.
На карте были обозначены хорошие дороги, но заранее мне совсем не хотелось в них верить. Ведь карта довольно старая. Да и мы удалились достаточно от населенных пунктов и последнее время бродим по бездорожью. Откуда здесь взяться хорошей дороге? Зато как же приятно было выйти из леса и действительно обнаружить нормальную дорогу! Нам стали попадаться другие участники. Их команды были довольно многочисленны. Как выяснилось позже — это участники ночной средней дистанции. У них было заданное направление и порядок взятия КП, а так же фиксированная длина маршрута в районе 70 км. Они все были очень бодрыми и веселыми. А еще очень дружелюбными.
Часть 5. Просеки и настоящая борьба со сном
На фоне бодро бегающих веселых ребят мы выглядели довольно жалко. Близилось утро, коварная сонливость снова подступала к мозгу. Мы отбросили петлю из дорогих, но довольно буреломных КП. Не знаю что влияло больше — желание спать или нежелание лезть в бурелом. Впрочем, нам все равно пришлось сократить по бездорожью с 98 на 63 КП.
Маршрут в этой части карты строился довольно своеобразно. Очень много радиалок. Это значит надо сойти с дороги в лес, пройти по какой-нибудь заросшей просеке, взять КП и вернуться тем же путем на дорогу. Большинство команд бросали рюкзаки и бегали без них. Мы стали делать также.
Иногда я шла, засыпала в движении, потом начинала падать и просыпалась от падения. Кстати, вторая ночь была значительно холоднее первой. Мне очень не мешал бы сейчас сон, чтобы прийти в себя и суметь снова переставлять ноги. Но Паше что-то спать совсем не хотелось. В этот раз его странным образом настигла бессонница. В районе КП 105 я объявила, что мне требуется сон хотя бы минут на 15, иначе я больше передвигаться не смогу. Мы не стали расставлять палатки. Я просто постелила наш единственный каремат на землю, мы легли на него вдвоем, но по сути у меня на нем лежала только голова. Я завернулась в дождевик. Было очень холодно, но организм раставил приоритеты иначе. Я просто так хотела спать, что не ощущала холода, лежа на земле в предрассветный час в одной термухе и флисовой кофте. Напомню, что на дворе октябрь и под утро явно была минусовая температура.
Я вырубилась очень легко, поставила будильник на через 15 минут. Но была разбужена Пашей уже через семь минут!
— Я не могу уснуть. — сказал он.
Ну что делать? Мне пришлось взять себя в руки и встать. Мы продолжаем путь.
Состояние было так себе. Светало. Очень занятным местом было огромнейшее болото на карте и в центре него КП. Мы думали целесообразно ли туда идти, хоть организаторы и сказали, что оно пересохло. Но на подступах к болоту была такая адская с виду растительность, что, честно говоря, мне не хотелось туда лезть. Еще я представляла, что даже засохшее болото имеет кочки. А передвигаться по нему нужно долго. В целом меня поглотила апатия. Мне уже не хотелось, чтобы все это со мной происходило. Я хотела только спать. Паша пытался привести меня в чувство и вернуть мой боевой дух. Он взял меня за руку и до 27 КП ему пришлось буквально вести меня. Мне вдруг стало ужасно холодно. Меня трясло.
— Мы сейчас вернемся к рюкзакам, и хорошо поедим и отдохнем — говорил Паша. — КП на болоте мы отбросим. А потом начнется легкая дорожная часть. Ее нужно будет просто потерпеть.
Мы вернулись к нашим рюкзакам и перекусили. Пора было двигать дальше. Стало теплее. Началась очень легкая дорожная часть. Тут можно было бы бегать и бегать. Но когда уже больше суток не спишь, это что-то нереальное. Всего лишь до вечера этого дня оставалось потерпеть.
Легко и неспешно шагая по дороге, мы начали брать КП близкие к финишу. Здесь было много дешевых КП. Но это вовсе не означало, что они легкие! Некоторые еденички были похлеще восьмерок и девяток. Паша продумывал хитрые заходы и обходы КП, которые просто гроздьями разбросаны повсюду. Все чаще попадались участники дневного формата, а так же участники вело и автоформатов. Особенно радостными и позитивными были велосипедисты. Они все, как один, были в яркой спортивной форме, ослепительно улыбались нам и говорили: физкульт-привет!
Самой неожиданной встречей этого похода стала встреча с товарищем, с которым мы были на альпсборах в Актру в 2014 м году! Виделись кучу лет назад на Алтае — и вот сейчас встречаем в Тосмком лесу. Он участвовал в ветеранской дистанции.
Часть 6. Терпеть до конца
Между КП 37 и 38 на карте была обозначена очень хорошая просека. Мы решили по возможности срезать по ней. Хотя уже не хотелось никакой жести. Хотелось просто гулять по дорогам. Просека нам показалась хорошей, и мы по ней пошли. Но вдруг появился какой-то лютый крутой спуск, далее переход речки, заросли, бурелом .. Ну как так? Откуда? После перехода реки мы вовсе потеряли просеку. И далее двигались не по ней.
Становилось очень жарко. Хотелось снять с себя все. Мы не рассчитывали на такую погоду в октябре и легче термухи у нас ничего не было. Футболок не было. Снять было нечего.
Иногда мы пытались даже передвигаться бегом, хотя бы недолго. Сон накатывал волнами, а потом потихоньку отпускал. Теперь от жесткой поверхности начали болеть стопы, не привычные к подобному километражу (а он уже явно перевалил за сотню км). Ходьба превращалась для меня в мучение. Я пыталась идти только по обочине дороги, где есть трава, и ногам будет немного мягче. На каждом КП садилась отдохнуть и вытянуть ноги. И только это ненадолго приводило их в чувство, чтобы дойти до следующего КП. Сон вроде отступил. Но в целом новое состояние можно было охарактеризовать словом БОЛЬ. Вот где потребовалась настоящая терпелка.
А Паша наоборот набрался откуда-то бодрости и сил, и шел быстрее меня. А я от него отставала. Такого, именно в моральном плане, со мной еще точно не было. Я боялась, что вообще не дойду до финиша, не то чтобы идти быстрее. Я сказала, что если меня торопить, то я просто сяду на обочину и буду сидеть. И что я на пределе. Во всем была виновата боль.
Когда мы говорили по пути о том, чтобы поучаствовать в подобных соревнованиях еще раз — мы оба сходились во мнении, что больше никогда! Сутки можно бегать, но 48 часов…
Мы снова шли по лесовозной дороге, и мимо нас проехал грузовик. Тот же самый, который мы видели на этой же дороге (но в другой ее части), еще вчера! Водитель остановился и спросил не заблудились ли мы и не нужна ли нам помощь. Это было очень смешно. Ведь с его точки зрения он увидел, что какие-то люди ходят с картой уже вторые сутки здесь, и не сильно-то далеко ушли. Мы уверили, что все в порядке.
Последние часы до финиша мы начали опаздывать. Маршрут был простроен без учета проходимости местности и сложностей ориентирования. Пришлось откинуть КП 26 и 110. Так как оказалось, что на 26 нужно заходить по просеке, а мы уже были дальше на дороге. А на 100й нужно также идти с КП 26. Оценив оставшееся время до финиша, мы решили, что уже не успеваем.
Было немного жаль. Мы рискнули, но не вышло. Это не беда. Вместо блужданий по просекам мы вышли в область более легких дорожных, но довольно дорогих КП и взяли их. К сожалению, уже не успели на сотку в углу карты. Если б я могла только нормально идти, а не ковылять!
Моим ногам было больно, и мне вообще не хотелось себя мучать. Все что осталось сделать — как-то до финиша дойти. Я шла и мечтала об окончании.
Стемнело и мы вышли на автомобильную трассу. Оставалось просто идти вдоль нее до места финиша. Но идти довольно много. Мозг уже думал, что все, можно расслабиться. Но не тут то было! Стало еще больнее, из-за более жесткого покрытия. Доходим до нужного перекрестка. Где же сам финиш? Посмотрели в сторону ближайшего леса — показалось, что там нет никого. Ну как так? Где теперь искать этот финиш? Там должен быть свет, должны быть люди.
Мы прошли вдоль дороги немного дальше, и встретили команду бегущую навстречу. Побежали за ними. Не хотелось отстать. Пять минут назад я еле шла, а тут вдруг я уже спокойно бегу! Вот почему нельзя было на дистанции так? Неизвестно.
Часть 7. Финиш и итоги
Сдаем фотки, получаем воду и конфеты.
Финиш располагался на улице. Необходимо было еще часа полтора ждать автобус который увезет нас обратно в Томск. Участники располагались в лесу. Мы тоже расстелили свой коврик и добыли вещи, которые заранее приготовили и передали на финиш. Снять кроссовки — невообразимое удовольствие! Ноги отекли за два дня почти непрерывной ходьбы под рюкзаком по лесу. Кроссовки стали малы, хотя они изначально были с хорошим запасом! Пальцы тоже отекли. Как ни странно, спать не хотелось совсем. И будто бы уже ничего не болело.
К нам подходили участники других команд побщаться. Все оказались приятными и интересными в общении ребятами. Вообще подобные соревнования в Томске собирают большое количество участников. Все от того, что здесь очень развиты туристические клубы и туристическое движение. Здесь не было никого кто сам по себе. У всех клубы.
Наконце мы в квартире Семена. Здесь есть еда! Спасибо большое Лене Аникиной, которая ждала нас и позаботилась об этом! Спать перехотелось совсем. Накатили эмоции и мы стали радостно делиться ими друг с другом!
Я даже спокойно сходила помыться, хотя обычно после такого еле доползаю до кровати. А потом уже все остальное. В целом ощущения после этого похода были совсем иными, чем после суточного рогейна. Мне показалось восстановление довольно легким. Я полностью компенсировала недосып за два-три дня, а не за две недели, как это бывало раньше. Может это от того, что мы не бегали? Через пару дней после соревнований у меня уже не болели мышцы. И пройденный маршрут стал воприниматься, как нечто интересное, увлекательное и приятное. Будем ли мы участвовать еще? Уверенно скажу, что да! Только дома я поняла, что по насыщенности эмоциями и впечатлениями — это были самые классные соревнования, из всех где доводилось участвовать, и нам с Пашей очень понравилось. Понравилась местность, понравилась дистанция, понравилась организация.
По итогу соревнований мы заняли пятое место из девяти команд-участников длинной дистанции. Я не считала пройденный километраж, и мы не писали трек, но по примерным прикидкам должно быть километров 130. Взяли 70 КП и набрали 429 баллов за 47 часов и 15 минут.
С собой, помимо всего, что берем обычно, брали маленькую одноместную палатку, горелку fire maple аналог jet-boil с газовым баллоном, легкие пуховые теплые спальники, один каремат на двоих, рюкзаки по 50-60 литров, термос. Выражаю благодарность ребятам, кто поделился снаряжением: Эля, Денис, Олег, Саша и Саша Горшков — спасибо от нашей команды!
Ооо, нашла пару опечаток: кп 72 и 71 и еще какую-то подобную. Но это все ерунда. Прочитала с большим интересом! Как же я соскучилась по рогейнам: уже с ноября их нет. Или я просто люблю рогейны, как ни крути. Берендейский марафон, видимо, интереснейшее мероприятие, встречи с бобрами, рогами оленя и странными грузовиками — все это очень увлекательно. Молодцы! Теперь вам можно уже и на 72 часа заявляться, легко!