Кинзелюкский водопад 2020. Часть 1

Пришло время рассказать об одном интересном и масштабном походе. Это был такой маршрут, который не забудется. Такой, который будешь вспоминать долгими годами и удивляться, что смог это все пройти, такой, что  надолго будет хранить статус одного из самых сложных походов твоей жизни, такой, в котором ни дня не прошло без приключений. Идея маршрута принадлежит моему брату Саше. Он когда-то уже бывал в этом районе, когда ездил на пик Грандиозный. По разным причинам дойти до пика они тогда не успели, но желание побывать в этих краях снова осталось. Кинзелюкский водопад — это второй по высоте водопад в России.

Я поддержала идею, не сильно задумываясь, что нас ждет. Просто была за любую движуху, и любые амбициозные идеи мне по душе. Мой муж Паша поддержал меня и мое желание идти туда.

Кинзелюкский водопад

Находится на востоке Курагинского района Красноярского края, близ границы с Иркутской областью. Расположен в Тофаларии, в труднодоступной гористой местности на северо-восточных склонах Кинзелюкского хребта, являющегося западным окончанием Агульских Белков (Восточный Саян).

Вытекает из Кинзелюкского озера, находящегося на высоте 1601 м в цирке Кинзелюкского (Двуглавого) пика. Общая высота (каскада) — 328 м[1], высота свободного падения воды — 90 м. Поток из водопада через небольшое Нижнее Кинзелюкское озеро, лежащее на высоте 1144 м, попадает в реку Кинзелюк, приток Кизира.

В апреле 2020 года правительство Красноярского края присвоило водопаду статус памятника природы краевого значения

Источник: Википедия

Для обратного сплава нам был нужен четвертый участник похода, хотя бы чтобы было легче управлять катамараном. Но среди наших знакомых, оказалось крайне немного людей готовых терпеть страдания и неудобства 18 дней подряд. А те, кто в теории могли бы пройти подобный маршрут, пойти не смогли. Так нас и осталось трое. Знакомьтесь: Паша, я, Саша.

План похода: Красноярск — Журавлево (поезд) — 4 порог Кизира (на моторной лодке) — перевал Удобный — слияние рек Кинзелюк и Нижний Суругнуг — Нижнее озеро на Кинзелюке — вдп. Кинзелюкский — гора напротив водопада для красивых фото (радиально) — Верхнее озеро — перевал… без названия — пик Кинзелюкский и спуск на реку Кинзелюк — слияние рек Нижний Суругнуг и Кинзелюк — перевал Удобный — 4 порог на Кизире — сплав до Журавлево на катамаране — Красноярск (поезд).

Мы понимали, что местность сложная, троп на пути не ожидалось, поэтому планировали проходить не более 10 км за день с рюкзаком. Казалось, что план выверен и осуществим.

Запланированный пеший маршрут. Старт с избы на 4м пороге.

День 1. Знакомство с Кизиром.

Веселье началось сразу на ЖД вокзале г. Красноярск. Вещей и сумок у нас было довольно много: три больших рюкзака с вещами на поход (по 1 на каждого), сумка с катамараном, весла, трубы, каски, спасжилеты, рюкзак с едой на обратный сплав, сумка с едой в поезд и на первый день, и еще одна сумка, куда было сложено все то, что не влезло во все другие сумки и рюкзаки. И вот со всем этим нам нужно было пройти досмотр, и провести багаж через ленту аж два раза. И сразу стало ясно насколько нелегок будет путь. Спасибо провожающим: челноком все перетаскивать в Красноярске не пришлось, помогли дотащить. Зато выяснилась другая интересная вещь: мы с трудом упихали все эти сумки и рюкзаки в купе поезда, а вот трубы от катамарана по габариту не подходили для перевозки, они никак не хотели вообще никуда умещаться. Оценив взглядом, проводница сказала, что нам нужно оплатить багаж. Это можно было сделать прямо в поезде. Впрочем, решить проблему того, что трубы не влазят, это не помогло. И мы заняли лишнее верхнее место (они тянулись по диагонали через все купе с багажной полки на верхнее пассажирское место). К счастью, в три часа ночи уже нужно было выходить, а за это время пассажира претендующего на это место не появилось.

Чтобы мы не заскучали, оказалось еще, что поезд стоит в Журавлево всего две минуты. Поэтому пришлось реактивно скидывать сумки на перрон и успевать выйти самим. Итак: ночь, Журавлево, приключения начинаются.

Мы выяснили, что вокзал в Журавлево оборудован в лучших традициях наших поселков: все огорожено трехметровым глухим забором, и выйти в поселок можно в одном единственном месте. Нас высадили на дальней платформе, никаких переходов путей нет. А наш путь преграждала пара километровых товарняков. Прикинули, сколько раз нужно сходить туда обратно, чтобы перенести все сумки и вещи. Стало ясно, что обходить поезда — вариант так себе. Приняли решение лезть под поездами. Но наше приключение стало бы слишком скучным, если бы больше ничего не происходило. Как только мы частями сгрузили все рюкзаки к одному из поездов, а пару сумок даже перетащили на ту сторону, как услышали звук приближающего поезда по соседним путям. Решили пропустить поезд и отошли. Это был очередной длинный товарный поезд.

Совершенно неожидано в это же время тот поезд, под которым мы только что протаскивали наши вещи, тоже поехал, но в другую сторону. Все наши рюкзаки оказались заперты между двумя движущимися поездами, и казалось, есть риск, что поезд зацепит один из рюкзаков, так как лежали они довольно близко к рельсам. Когда поезда разъехались, у нас из препятствий остался лишь второй товарняк, под которым мы быстро протащили все сумки, и отправились дальше.

До моста на реке, откуда нас должна была забрать лодка, пришлось ходить несколько раз с сумками. Очередные запоминающиеся кадры моей жизни: ночь, тепло, мост, река, комары, какой-то поселок, ждем моторку.

Для заброски на моторе мы нашли попутчика, чтобы вышло дешевле. Он собирался в одиночный поход на пик Грандиозный и на Кинзелюкский водопад, но путем, отличным от нашего. Вместе нам предстояло провести всего лишь два дня, а потом расстаться.

Наш попутчик Алексей вызывал ощущение очень опытного, подготовленого и знающего человека. Он сразу же взялся тепло одеваться. Паша и Саша тоже надели термобелье. Я почему-то проигнорировала опыт других, решив положиться на свои ощущения. Наконец мы загрузились в моторную лодку. Совет на будущее — продумайте заранее удобное сидение, место где лечь и сидеть со спинкой, если собираетесь плыть долго.

Мы выплыли в 4.50 утра. Только только начинался рассвет.

Рассвет на Кизире

Уже через пять минут пути на моторке, стало ясно, что будет очень холодно. Но я еще терпела. Мы проводили взглядами последний островок цивилизации на ближайшие дни — поселок Усть-каспа.

Усть-каспа

Я любовалась наступающим рассветом и рекой, а также пыталась спастись от холода, пробирающего до костей. Сначала надела одну кофту, которая лежала ближе всего из моих вещей. Потом в ход пошел бафф и шапка. Но этого было мало. Еще через час все мои мысли были заняты только тем, как бы выжить в такой дубак.

Замерзли

Одной из наиболее гениальных и простых идей стал пончо-дождевик. Он добавил мне шансов пережить это холодное утро. Я завернулась в него целиком. Но до комфорта еще было далеко. В конце концов я попросила ребят достать из моего рюкзака комплект термобелья. Только я долго думала насколько корректно будет полностью переодеваться при трех мужчинах в одной лодке со мной. Но желание выжить было сильнее смущения и, наконец, я переоделась. Стало гораздо теплее.

Через некоторое время лодочник Владимир причалил нас на острове. Было семь утра. Солнце стало не только появляться, но и пригревать своими лучами. Оказалось, что на берегу довольно тепло. Нас высадили размять ноги и сходить в туалет. Живительные лучики солнца согревали наши продрогшие тела. Походить и пошевелиться уже тоже было очень кстати.

Сделав такой нужный перерыв, мы поплыли дальше. Стало теплее. Еще очень помогал термос с чаем, который мы заранее набрали в поезде. Теперь мне очень захотелось спать. Но сесть и облакатиться мне было особо некуда. Я постелила под колени свернутый каремат, и легла головой на какую-то сумку. После чего смогла вздремнуть полчасика. Усталость была, ведь мы проснулись в два тридцать ночи.

Наконец, примерно к десяти утра, мы причалили на более длительную остановку. Нам предстояло обнести по берегу все вещи, бензин и мотор. Мы обносили Первый порог на реке Кизир. Такие пороги не проходимы для моторной лодки и очень опасны.

Первый порог

Обходить его нужно не далеко, но, все же, вещей было много, и приходилось сделать много ходок. Саму лодку обычно не перетаскивают через пороги. С двух сторон от порога уже стоит несколько лодок. Поэтому мотор и вещи просто переносят и грузят на другую лодку, на той стороне порога.

Существуют различия в наименования порогов, принятых у местного населения и нанесённых на карту. Так, Семёновская шивера, следующая после Первого порога, у местного населения считается «Вторым порогом». Соответственно, нанесённый на карты Второй порог у местных жителей называется Третьим (ещё вариант — «Зайка»). Нанесённый на карты Третий порог называется «Четвёртым»; нанесённый на карты Четвёртый порог называется «Пятым». Выше по течению насчитывается ещё целый ряд порогов (их точное наименования можно найти в туристических лоциях).

Наиболее мощные пороги — Первый, Третий и Четвёртый (по шкале туристов-водников в большую воду их категория сложности достигает 4+ и даже 5 баллов). Достаточно опасна и Семёновская шивера — особенно её первый участок под названием «Баня».

Я отнесла все, что было мне по силам (а вот канистры с бензином, к примеру, или трубы катамарана тащить было очень тяжело, поэтому их таскали мужчины) и пошла поглазеть на Первый порог. Этим летом, в рамках подготовки к данному походу, мы сделали тренировочный сплав по реке Рыбная, и уже примерно представляли, что такое проходить пороги.  Первый порог мне казался каким-то водным безумием. Бушующие потоки воды, страшная стихия, которая перемелет тебя как щепку… У многих порогов можно встретить памятники погибшим, этот порог не исключение.

Наконец, мы плывем дальше. Стало окончательно тепло, и я даже смогла устроиться поудобнее. Только здесь я узнала, что на сплаве на обратном пути нам придется пройти Семеновские шиверы и Второй порог Кизира. Второй порог мы даже прошли на моторе вверх по течению. Визуально он не показался сложным и не вызвал опасений, а вот шиверы… Мы долго плыли, наблюдая рядом мощные перекаты, скалы, каньоны, торчащие из воды камни. В общем шиверы внушали опасения. И им я еще посвящу немалую часть рассказа. Но это будет на обратном пути, а сейчас… Когда мы садились в лодку, наш лодочник командовал кому куда сесть, чуть вперед или назад, или меняться местами, чтобы вес был распределен равномерно. На порогах и шиверах часто приходилось наклоняться, или переносить вес своими телами то ближе к носу лодки, то к корме. В общем было нескучно.

Семеновские шиверы. Баня
Второй порог, он же Зайка

 

Насмотревшись на характер реки, крутые скальные берега, пороги и шиверы, мы снова причалили к берегу.

Остановка на обед

Здесь был небольшой песчаный пляжик, а чуть выше на берегу избушка с баней и во дворе стол с лавочками. Мы причалили на обед. Шикарное место, компания, потрясающая природа вокруг и величие этих мест. Сложно представить более классный обед.

Обедали здесь

Здесь родился один из терминов-мемов нашего похода — «персоль». Владимир достал и порезал огурцы и помидоры, а Алексей достал то ли солонку, то ли перечницу. Что там было насыпано тоже так сходу не поймешь. Тогда он рассказал нам: раньше здесь была соль, потом был перец, потом все смешалось и я решил, а зачем их насыпать куда-то отдельно? Так что здесь все сразу и перец, и соль — персоль! Удобно же?) — Удобно, подумали мы. Еще не подозревая, что у нас тоже есть такая персоль.

По берегам Кизира расположено множество охотничьих изб. Вся территория поделена на участки между охотниками. Они живут в этих избах зимой. А летом лишь иногда приезжают порыбачить, или сделать какие-то дела по обустройству избы. Все избы открыты. Если никого нет, то можно остановиться на ночевку. Изб за поход мы насмотрелись самых разных.

Еще одно препятствие на нашем пути Третий порог Кизира. Небольшую часть лодочник проплыл вместе с Пашей, высадив нас на берегу.

Нижняя часть третьего порога

Дальше начиналась основная часть порога. Сложная, бурная, опасная. Здесь пришлось обносить все вещи по берегу. Поначалу казалось, что в первый день мы будем только отдыхать в лодке. По факту оказалось, что дел на лодке тоже немало. А перетаскивать вещи через пороги — неплохой такой фитнес. Много времени я провела с фотоаппаратом на берегу. Эта бурная стихия никак не отпускала меня.

Третий порог
Третий порог

Владимир рассказал нам историю, произошедшую на полевых работах в июле 2007 года. Один лодочник отчалил сразу после порога, не оттащив лодку подальше. С ним было две девушки студентки и парень. Внезапно у него мотор заглох, а сильное течение потащило их прямо в порог. Времени завести мотор, или причалить не было. Лодочник сказал им прыгать в воду (скорее всего думал, смогут выплыть к берегу). Всех утащило в порог. Студенты погибли. Сам лодочник остался жив, уцепившись за край лодки. Не все тела погибших впоследствии были найдены. Такая грустная история.

Нагрузив лодку своими вещами, мы вдоль берега за веревку утаскивали ее за поворот реки, подальше от порога, чтобы там отчалить. Для безопасности.

Река изменилсь. Она стала более узкой. Иногда перекатистой, а иногда превращалась в полностью стоячее озеро без течения и становилась очень глубокой.

Часто стал виден хребет Крыжина, иногда показывается пик Эдельштейна и ледники на его склонах. Берега реки становились все более заваленными. Мне было сложно даже представить, как по ним можно передвигаться с рюкзаком. В остальном река была спокойной, а места красивыми. И нам оставалось в этот день лишь доплыть до речки Березовая, где мы должны были встать на ночевку в охотничьей избе.

В этот день мы проснулись в 2.30 ночи в поезде, отчалили в лодке в 4.50 утра. А причалили на ночевку в семь вечера на Березовой. Прошли 176 км по реке. Оставалось всего километров 25 на следующий день.

Изба на речке Березовая считается лучшей на Кизире. Она большая, просторная, очень ухоженная и аккуратная, имеет две комнаты. Все стены увешаны плакатами.

Мы сразу затопили печь и сделали на улице костер, чтобы отогнать мошку. Я принялась готовить суп. На первый день у нас еще были свежие овощи. Саша достал спутниковый телефон позвонить домой. Это наш первый опыт использования такого телефона в походе. Мы его взяли в аренду.

Алексей достал свой телефон. Он выглядел интересно и очень внушительно. Какой-то мега прочный противоударный герметичный корпус. И куча аккумуляторов для зарядки. Да и сам телефон хорошо держит заряд, как мы поняли.

Вечером Саша включал подкасты, а еще зачитывал отрывки из чужих скачанных отчетов о походах по этим же местам. Утром нужно было выплывать не позже семи утра, поэтому постарались пораньше лечь спать. Благо с засыпанием у нас проблем не возникало, успели вымотаться за день. На следующий день подъем в пять тридцать утра.

День 2. Пришлось корректировать планы

Утро было не таким ясным и солнечным, как днем ранее. И не сулило такой же хорошей погоды.

— Ну, попробуем доплыть, — сказал Владимир.

Вид у него был довольно озадаченный. И ему нужно было за этот же день успеть к вечеру вернуться домой, а путь неблизкий. Поэтому мы торопились.

Владимир

Река становилась все более мелкой и узкой. Зато течение было быстрым. Капал мелкий дождик. Горы часто показывались впереди. Одно из препятствий этого утра была береза, полностью перегородившая все русло реки. Преодолевали мы это место так: подплыли максимально близко к березе и накинули на нее чалку (веревку для причаливания лодки). Паша попытался ее завязать или закрепить, поле чего можно было заглушить мотор. Потом Владимир сам стал пилить березу бензопилой.

Береза упала, и проход освободился. Но нужно было еще отвязать веревку. Течение закрутило ее и запутало так, что отвязать долго не выходило. Лодочник торопился и включил мотор. Он ждал, что веревку вот-вот отвяжут, лодку начинало сносить течением, мотор был заведен. Не сумев распутать веревку, Саша достал нож и просто отрезал ее. Решили, что мы Владимиру отрежем и отдадим вместо этого половину нашей веревки для катамарана. Наконец можно было плыть дальше.

Несколько раз попадали на мели. Все ребята выскакивали в ледяную воду и тащили лодку по воде. Немного напоминали бурлаков. Я не выскакивала, даже не знаю был бы от меня толк, или не очень. По крайней мере, лодка с моим весом оставалась на плаву и не садилась.

Очередную мель штурмовали долго и так и сяк. И вдруг наша лодка развернулась и поплыла обратно. Никто из нас толком не понимал, что происходит. Сначала казалось, что Владимир хочет как-то разогнаться. Но нет.. мы просто плыли  в обратном направлении. Он высадил нас на впадении речки Кинзелюк в Кизир. Здесь тоже была изба. Не такая как на Березовой, но вполне нормальная. В общем Владимир пояснил, что не хочет угробить мотор, и с такой низкой водой до 4го порога мы не сможем доплыть. Поэтому он берет с нас меньше денег (40 тысяч просят за заброску до 4 порога, и 35 до впадения Кинзелюка), но оставляет здесь. Алексей пытался договориться, чтобы Владмир забросил хотя бы его одного, но тот отказался. И уплыл, оставив нас в некоторой растерянности. Изначально Владимир озвучивал, что возможен такой исход событий, но никто из нас почему-то не придавал ему значения. Мы просто как-то не верили, что это возможно и не обдумывали заранее планы на такой случай. Мы должны были сегодня доплыть до 4 порога и остаток дня провести разбирая вещи, какие оставить в заброске на реке, какие брать с собой. Сейчас же наш маршрут удлинился на 12 км (24 если в обе стороны). И дней (даже тех, что были взяты с запасом) в случае еще хоть одного форсмажора могло не хватить на маршрут. Поэтому мы приняли решение быстро собираться и сразу идти пешком с рюкзаками в сторону 4 порога.

Тем кто соберется в эти места как и мы на лодке, советую учесть, что в августе вода чаще всего становится все ниже и ниже, если нет затяжных дождей. И шансы добраться до 4 порога резко сокращаются. Тоже самое касается планов, когда группа хочет, чтобы ее забрали оттуда на моторе. Может так случиться, что лодочник просто не сможет до вас добраться.

Я быстро раскидала продукты. Пересчитывать раскладку уже не было возможности и времени. К весу рюкзака добавились продукты на еще один дополнительный день. В спешке забыла, что в заброске можно оставить баллоны с газом на обратный путь. И мы потащили их все с собой. Пришлось экстренно сделать салат, чтобы съесть огурцы и помидоры и не тащить их. Самым сложным было хорошо припрятать все наши вещи. И особенно катамаран и продукты на обратную дорогу, чтобы их не достали животные. Здесь был сооружен лабаз, но он был полностью чем-то забит. Поэтому наш рюкзак с едой мы просто подвесили снаружи на лабаз. Мог ли его достать медведь неизвестно. Мне все время казалось, что мог. Но было непонятно как сделать лучше. Алексей собрался гораздо быстрее нас. Он планировал идти один и другим маршрутом. Поэтому он попрощался с нами и отправился в лес примерно на час раньше нашего. Доведется ли нам еще пересечься с ним на маршруте или на водопаде? Увидим.

Наконец, у нас было все готово, и, часам к 12ти дня, мы тоже надели рюкзаки и отправились навстречу новым приключениям. По плану догнать график похода и пройти за этот день 12 км до избы на 4м пороге. План не совсем удался. Об этом расскажу в следующей части. Продолжение следует.

Больше фотографий здесь: https://vk.com/album1889729_274274715

 

6 Комментариев к Кинзелюкский водопад 2020. Часть 1

  1. Видел этот рюкзак, подвешенный на лабазе. Думал там люди сплавную снарягу оставили, но никогда бы не подумал, что там продукты. Опрометчиво оставлять на таком открытом пространстве рюкзак с продуктами. Можно же было подальше на полог крыши закинуть на избе или на худой конец в бане спрятать. Хотя понятно, всего не предусмотреть, всякое может быть, и непонятно где оставлять продукты лучше, везде до них могут добраться. Медведь разгромил одну из изб, которые встречал в этом году, учуяв консервы и пр. Встречал очень высокие лабазы, метров 7 над землёй, вот на такие наверное эффективно подвешивать.

    Пешая часть сколько дней составила?

    1. Пешая часть вышла 12 дней. Дальше напишу подробнее еще. Планировали за 10 сходить вместе с запасными днями, но мы и не планировали пешком от Кинзелюка до 4 порога идти)

  2. Здравствуйте, Татьяна!
    Знакомый прислал ссылку на Ваш отчёт. Оказалось, у меня есть продолжение (дополнение) именно вашего похода на Кинзелюкский водопад. По этому поводу даже был написан небольшой рассказ. Если интересно, напишите мне на почту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *