Горный поход за сутки 2022

Свершилось чудо и я снова пишу для вас. Постараюсь коротко. Но не факт, что у меня это получится.

Горный поход за сутки начинается задолго до его старта. Организаторы интригуют списком обязательного снаряжения, кусочками будущей карты, и издеваются по полной. Среди участников не стихают споры о том, зачем в походе нужен презерватив (был в обязательном снаряжении), а так же выдвигаются предположения о месте проведения похода. За пару дней до старта всем зарегистрированным в приложении «112» приходит уведомление и звонок с сообщением, что участнику нужно 24 сентября явиться в 4 утра на жд вокзал. Больше о месте старта ничего заранее достоверно неизвестно.

Вечером накануне у меня было очень много работы, время шло, а рюкзак в поход даже не думал собираться. И тут вдруг совершенно случайно в чате участников выяснилось, что кровоостанавливающий жгут (который тоже есть в обязательном снаряжении) не любой подходит! Так как использовать его предполагается не по назначению, и нужен только резиновый жгут. Большинство участников послушно побежали по всем аптекам в поисках нужного жгута, при чем обходили порой по восемь аптек, и нигде его не было! А я все еще сидела работала и мне хотелось скорее убивать, чем бежать в аптеку, потому что такие вещи надо обозначать заранее, а не вечером перед стартом. Хотя нужный жгут я нашла.

Чтобы просмотреть карту ближе, нажмите по ней правой кнопкой мыши -> открыть в новой вкладке -> щелкнуть по открывшейся карте на новой вкладке.

Поспать нормально ночью не вышло, почему-то не спалось и снились какие-то кошмары. А в три часа ночи уже надо было вставать. Запихав кое-как в свой сонный организм еды, мы поехали на жд вокзал. Можно было сдать чистые сухие вещи в фургон, чтобы переодеться на финише. Вот это отличная традиция!

Загружаемся в электричку. Разные дистанции в разные вагоны, на входе всем раздают карты и легенды. На карте не отмечены контрольные пункты, их нужно отметить самостоятельно, этим и занимаемся, а заодно заклеиваем легенду скотчем, чтобы не промокла и не порвалась. Легенда в этот раз в лучших традициях Горного похода за сутки (ГПЗС) — это не легенда ориентировщика, это легенда в буквальном смысле, это длинный текст и целая история о том, что нам надо отыскать какой-то клад. Для удобства жирным выделена важная информация о нахождении контрольных точек. Сразу отметила, что на этот раз не было никаких загадок, легенда была понятной, и все контрольные пункты можно было на карте обозначить однозначно. Стоя в очереди в туалет (да-да, электричка была суперкомфортная и с биотулетом!), обсудили с дистанцией 55+ км, что начало маршрута у нас совпадает, бежим от Маганска до Верблюда. Машинист объявляет первую станцию Зыково для дистанции 45+ км, через некоторое время объявляет нашу станцию — Маганск. Вылазим из электрички и погнали.

Первое фото в тоннеле путепровода, там столпилось много людей, делаем селфи и вперед! На часах шесть утра. На удивление рано рассвело, и фонарь на голове стал мешать. А еще было на очень уж жарко, поэтому останавливаемся снять кофты и убрать фонари. Почти всю дистанцию до Верблюда (порядка 13 км) мы потихоньку бежали. Везде были хорошие дороги. После фото с аркой у Верблюда возник вопрос: спуститься вниз обойти и лезть на хребет по обозначенной в карте дороге, или сократить расстояние по верху хребта, но тропы там не обозначено? Мы решили поступить надежно и обойти. Потом уже узнали, что тропа по верху хребта была, и идти там было выгодно и легко. Но мы с Катей не так давно ходили по Мининским столбам, и еще свежи были в памяти те лютые срезки без троп. Поэтому мы и выбрали надежный дорожный вариант, тем более что сил еще было полно. Здесь догнали еще пару команд, но после спуска в лог Учасовенный они повернули вниз к Базайхе, а мы решили пойти более коротким путем, хотя как получилось с немного лишним набором высоты. В общем обещаю себе, что в следующий раз я постараюсь еще внимательнее относиться к карте и выбору путей, хотя в целом мы здесь шли хорошо. Пару раз мне свело ногу в районе голеностопа, это конечно была ситуация фиговая, так как поход еще только начинался. Но помогало ставить ноги ровно не под углом и немного растягивать голеностоп. А еще гели с электролитами очень помогли и все отпустило. После них вообще хотелось летать. Когда по низу от Верблюда бежали обратно к подъему, волна участников идущих навстречу, очень нас поддерживала, кто-то даже сказал, что следит за нашими успехами. Было забавно и очень приятно. При чем мы даже не знаем кому из нас это было адресовано.

С избой на Иглах было не совсем очевидно с какой стороны к ней лучше заходить. А еще она не обозначена на бумажной карте. Здесь нас спасло приложение osmAnd. С тропы мы напрямую траверсом подошли к избе. Здесь было много людей, в том числе знакомых, царила веселая атмосфера, а еще стояли две огромные канистры с водой. Это было здорово! Попили воды, сфотались с Пятаком и нужно было двигаться дальше, следующий КП — пещера Светлая. Снова ломили по кратчайшему пути, но с большим спуском и последующим подъемом на гору Солнечная. Наверху встретили целую толпу участников с дистанции 45 км. Пещеру нашли без проблем, только по легенде надо было фотаться внутри, а там был такой низенький узкий вход, что заползать в нее не хотелось, и все фотались просто у входа, мы поступили также. Хотя я думаю, что в следующий раз условия для фото тоже нужно читать внимательно и относиться ответственно, чтобы когда пробежал 70 км уже не волноваться, что вдруг там фото было сделано не так и сейчас тебя снимут.

Дальше поперли снова вниз к Малой Войле. Затяжные и крутые спуски — это, наверное, мой конек. Который год радуюсь, что колени на них не болят. У Кати со спусками было чуть сложнее. Поэтому на спусках я успевала отдохнуть. Сфотались мы со сломанным деревом внизу, а дальше что? Ну правильно, дальше снова наверх по Большой Войле к гроту Глаза. Что за грот я не особо знала. На бумажной карте отмечено схематично примерно, что они где-то там. Если бы я приблизила карту в османде и получше полистала, то поняла бы, что в этом месте очень много разных гротов и не все из них Глаза. Но мы пришли на место, увидели какие-то гроты, залезли к ним, сфотались и больше ни о чем не думали. О том что это были не те Глаза, а соседние, я узнала только через несколько дней уже. Но народ при нас массово фотался с теми же Глазами, что и мы)

К этому времени прошло почти шесть часов нашего похода и желудок отчетливо намекнул, что пора съесть что-то более существенное, чем гели и конфетки, которые мы жевали на ходу. Поэтому мы забрались на гору, сели на бревнышке и стали есть бутерброды, заодно разглядывая легенду и дальнейший маршрут.  По пути в гору от нас пыталась не отставать другая команда, вообще мы часто переговаривались с теми кто шел рядом на подъеме. Преимущественно встречался народ с дистанций 45 и 55 километров.  Когда узнавали, что у нас 65, то хвалили за хороший темп. В целом атмосфера была веселая и дружеская. Около грота Глаза вообще создалось массовое скопление людей на тропе, кто-то достал горелку и варил еду.

Когда мы сели на перекус наверху горы, команда мужчин, которая поднималась рядом, сначала ушла по синим меткам, куда я и предполагала идти далее, но потом они вернулись обратно и ушли по другой тропе. Я засомневалась, а куда же нам? Почему-то сразу в голову не пришло, что у них следующий КП не совпадает с нашим. Мы подумали, что они решили обойти к устью родника по более плавному, но чуть более длинному пути через Коровий лог. Но нам по-прежнему нравился выбранный нами изначально путь и мы придерживались его. Мы прошли по гребню, а через некоторое время начался спуск. Где-то здесь Катя заметила, что потеряла легенду. Видимо, оставили у бревна, где ели бутерброды. На счастье у нас еще была вторая легенда, на всякий случай сфотали ее на телефон. В следующий раз надо так сделать сразу, во избежание недоразумений.

Далее следовал крутой спуск в Давыдов лог, к месту, где ручей впадает в Базайху. Здесь мы были совершенно одни. Возникло какое-то странное чувство. Такая толпа людей была вокруг нас недавно, где они все сейчас? Я предположила, что КП «расцарапанный камень» есть только на нашей дистанции, но точно мы этого не знали. Камень, кстати, оказался не сильно и расцарапанным и вызывал сомнения. Но других камней не было вокруг, а легенда довольно однозначно говорила, что искать надо там, где ручей впадает в Базайху.  Сфотали камень и пошли вверх. На роднике набрали воды. Как здорово, что в этот раз источников воды так много! Встретили еще бегущую навстречу команду на 70км, сомнений не осталось, участники остальных дистанций ушли на другое КП.

Начали подниматься на гору Амба. Нужно искать лиственницу с аномальным морфогенезом. Но нужная нам лиственница была обозначена ниже вершины. Не очень хотелось подниматься на вершину горы, а потом спускаться, мы искали путь, чтобы подрезать на тропу идущую по хребту. На счастье туда нашлась целая дорога, не обозначенная на карте, но потом она стала поворачивать не в ту сторону, и дальше мы подрезали напрямую через лес. Лес был чистым и легким для прохождения, срезать по такому — удовольствие. Навстречу стали попадаться участники с дистанции 45+. Они очень удивлялись, что мы идем наверх. Кто-то думал, что мы там что-то забыли, кто-то что мы заблудились, кто-то начинал пугаться, что он сам идет не туда, раз люди идут навстречу. Приходилось объяснять, что у нас маршрут отличается.

Дальше мы шли вверх и в какой то момент засуетились,  а что за лиственница нам нужна? Я почему-то все время называла ее сосной, и каждая из встречных казалась подозрительной. Но я посмотрела как она обозначена на карте, примерно в середине открытого пространства, значит пока не дойдем до туда, искать рано! А когда дошли, то без проблем нашлась та самая лиственница, и на ней еще и была табличка — единственная табличка КП в этом походе.

Самое забавное началось дальше, так как мы поднялись на вершину горы, а там народ прям прочесывает лес, фотает деревья, в том числе и сосны, любые, которые им чем-то не понравились. Мы провели с кем могли беседу о том, что искать нужно лиственницу, и она гораздо ниже, и вообще лучше поглядеть бумажную карту, она там обозначена. Сколько еще было тех, кто фотал не ту лиственницу я не знаю, но что-то подсказывало, что многие. Дальше мы взялись срезать к Торгашинской пещере, а навстречу шли и шли люди, которые натоптали здесь целую тропу, здесь мы встретили очень много знакомых.

На КП у Торгашинской пещеры был обещан спецучасток. Как оказалось, здесь был конкурс от Мясничего. Сделаны рогатки из того самого резинового жгута, можно было пострелять шишками по фигуркам зверей и выиграть банку паштета. Но мы с Катей паштет не едим, и решили время на это не тратить. А просто пойти на следующий КП, предварительно сфотавшись с плакатом. Усталость начала потихоньку подкрадываться, ведь мы прошли уже больше половины нашей дистанции. Впрочем, следующий участок был совсем уж легким, сначала до перекрестка пяти дорог, сделать фото с Рыдающим зайцем. Здесь мы встретили смешанную команду на 70 км, они откуда-то меня знали, а я до сих пор не пойму кто это был) Ребята спросили не обогнал ли нас Паша, говорят недавно видели их команду, когда искали лиственницу. Выходило, что ребята совсем рядом с нами и наверняка вот-вот нас нагонят. А эта команда с которой общались, пожаловались, что лиственницу не нашли. Мы рассказали где и как ее найти, и они убежали искать эту лиственницу, а мы потихоньку пошли по дороге вниз. Следующий КП была заимка Пасечник, на которой обещали чай. Бежать мы уже совсем не стали. Я решила идти и поддерживать разговор, чтобы было бодрее. Потом мы стали пересекаться с командами дистанции 45 км. А потом всей толпой увидели оленя. Зрелище было как из сказки! Он грациозно проскакал мимо нас, а кто-то даже успел его заснять, впервые в жизни я видела такого красавца!

На заимке Пасечник наливали чай и угощали медом. Правда кипяток пришлось подождать. Мы поели и отдохнули. У Кати был с собой растворимый кофе. Закинулись кофе и шоколадкой. Атмосфера царила очень расслабляющая: солнце, речка, чай, золотая осень! Многие участники разувались и раздевались, кто то лежал, можно было так дальше и не идти никуда.

То что предстояло одолеть дальше называлось на карте «Тропа козлов». Один взгляд на вереницу людей, взбирающихся по крутому высокому склону, очень впечатлял и даже слегка ужасал. На деле все оказалось не настолько страшно. Это был долгий и крутой подъем, но чай у пасечника придал нам сил, и мы вообще без проблем туда забрались, а наверху было еще красивее! Все в золоте, простор, где-то внизу эта заимка на берегу реки, шикарное место!

Ну а мы отправились дальше, выглядело все так, что до лога Болгаш, на котором заканчивались наши контрольные пункты, осталось ну совсем чуток уже. Хотя по километражу было очевидно, что там нам дадут еще одну легенду и карту, и отправят странствовать дальше, и не совсем понятно куда.

Дальше было фото с качелей и снова долгий путь к Базайхе. На спуске стали появляться красные ленты, которые намекали в какую сторону надо спускаться, чуть ниже сидел парень в форме. Дальше вниз шли провешанные веревки по крутому склону, а еще дальше веревочная переправа через Базайху. Народу там столпилось много. Спасатель громко объявлял, что кто не хочет ждать, идет вброд. Вообще здесь было довольно оживленно и весело. Мы решили не ждать и идти вброд. Как оказалось, решение было верным, потому что после прохладной воды уставшие ножки сказали «большое спасибо».

Дальше была проверка обязательного снаряжения, после проверки выдавался браслетик. И нам выдали новые легенды и странную карту схему. Текста снова было очень много и требовалось время, чтобы разобраться, что там от нас хотят. Поэтому Катя села есть гречу, а я читать.

— Куда нам дальше идти? — спросила она.

— К пещере Чанапсея. — Отвечаю я.

— Не знаю такой пещеры, такой даже у нас в реестре пещер нет. — удивилась Катя.

Надо сказать, что Катя — спелеолог. И она знает все местные пещеры. Тут и я задумалась. На схеме много странных названий, наверное тут что-то не так. И вдруг дошло! Пещера Песчаная! Все названия были зашифрованы, об этом тоже было написано в легенде.  На душе стало легко и радостно, вроде дальше предстоит снова все знакомое.

Наконец мы пошли. Слегка заплутали. Так обрадовались, что тут все знаем, что улезли вверх не по той тропе, а там везде скалы, поднялись чуть выше скал и стали траверсировать без тропы, пока не вышли на нужную тропу. По пути видела помет медведя. До пещеры там оставалось совсем немного. У Песчанки включили фонари.

Началась та часть, которая меня особо вдохновляет в таких походах. Это когда надо шариться в темноте в лесу. Вообще было слегка не по себе идти совсем одним, вдруг медведь. Посмеялись, что фальшфейеры где-то на дне рюкзака у обеих, у меня он вообще был еще завязан в пакетике)))) И тут навстречу нам что-то движется. Мы увидели светящиеся точки и какие-то белые пятна, хорошо отражающие свет наших фонарей. Сначала подумала про глаза, но как-то их много. Может, это элементы одежды какие-то, а навстречу идут люди? Но они какие-то странные! И где у них фонари? Точки быстро быстро приближались. Оказалось, это были три лошади и светились их глаза! Мы успели и испугаться, и удивиться, и обрадоваться. Сразу вспомнились приколы организаторов еще перед стартом. Они выкладывали фото постановщиков дистанции, на них были: лошадь, олень, медведь. Поржали, что это все запланированные спецэффекты от оргов. Типа сидит кто-то в кустах на маршруте, и такие: все, участники идут, запускай оленя! Но по такой логике медведь тоже где-то был на очереди:-)

Перед спуском к Черному мысу увидели фонарики, но фонари не стали к нему спускаться, а ушли сразу в сторону горы Тамара. А мы пошли вниз. Вид в темноте с огнями на карьер Черный мыс был прекрасен! Перепаковали еду и гели, чтобы больше не останавливаться, все есть на ходу и пройти последний участок похода, не теряя много времени где попало. Когда шли от Черного мыса обратно наверх встретили наших ребят, здесь были Саша, Паша, Галя и Сергей. Встреча была радостной. Они отставали от нас примерно на два километра.

— Подождете нас? — пошутил Саша.

— Не, ждать не будем. — улыбнулись мы.

На самом деле подождать мы конечно могли, но на дистанции 65+ км было всего три женские команды. Первая убежала от нас еще на старте, и мы их догонять даже не рассчитывали, а с третьей хотели побороться. Но мы ни разу за дистанцию их не встретили, и даже не знали впереди они идут или сзади. А вдруг позади, но совсем близко и вот-вот догонят? Мало ли. Лучше перебдеть. С другой стороны вроде нас никто не догонял и казалось, что можно расслабиться. Пройти дистанцию мы все равно успеваем, за какое время — какая там разница.

Катя очень оживилась, что начались очень знакомые для нее места, где она часто бегает. Поэтому до лестницы мы чесали уже полностью убрав карту, и вышли вполне удачно. Наверху лестницы в беседке было большое скопление людей. Попросили какую-то команды сфотать нас вдвоем. А дальше был спуск. Я кажется говорила, что на спусках у меня ничего не болит? Так вот.. наверное я не имела ввиду эту лестницу)))) Этот доооолгий монотонный спуск странно действовал на мои ноги. Вообще мы договаривались, спустившись с лестницы, побежать по дороге до восточного входа столбов, но когда спустились, то сошлись на том, что лучше не бежать) А просто быстрым шагом идти. У меня заболели какие-то странные мышцы на ногах, и радовало, что осталось совсем чуть-чуть, сфотаться где-то у Алисовки и подняться к Такмаку до Юрты.

Мы шли и радовались как все хорошо и быстро и удачно у нас идет. И лишнего мы ничего не накрутили, как раз должно было выйти в районе 65 километров, с набором в районе 3200м. И финишируем мы еще не поздно, и ночью удастся поспать  нормально, и вообще мы молодцы.

Следующий КП внутри визит-центра был тоже очень расслабляющим. Тем временем на улице очень похолодало. Я надела кофту и попила воды из родника, так как у меня осталась только кола, а сладкое уже не лезло. Съели с Катей по гелю и вперед, в подъем, обгоняя другие команды. Обогнали мы даже много кого, а под конец к Вибраму даже побежали, искренне считая, что бежим на финиш. Но все было бы слишком просто.

Вообще я обдумывала, почему такое странное место финиша? А как мы попадем вниз на дорогу, чтобы уехать домой? Ради нас всю ночь работает канатка? Вряд ли. Пойдем вниз пешком?  Ну блин, так неинтересно)

Выбежав к бару Вибрам наверху канатной дороги К1, мы увидели людей, которые фотались с горными лыжами. Мы ничего не поняли и спросили где тут юрта. Она оказалась чуть ниже. Бежим к Юрте, там внутри кто-то спит, кто-то сидит, было довольно жарко. Навстречу нам улыбающиеся люди, которые говорят: вот вам новая легенда, и ребенок ее вручает. Ну люди оказались знакомыми. Но у нас в этот момент случился полный тормоз головного мозга. Пока он обрабатывал информацию о том, что маршрут еще не закончен, нам пытались донести, что мы должны еще выполнить какое-то задание.

В общем наверное было по нашему виду ясно, что весь этот длинный текст мы прочитать не в состоянии, поэтому нам просто пояснили, что мы должны своими спичками сжечь здесь предыдущую легенду и карту-схему. Это проверка на то, что наши спички не отсырели. За это нам открыли сундук, где мы могли взять по условно золотой монете — тот самый клад, что мы все это время ищем. Но еще после этого надо было дойти до финиша.

Хотелось закончить с этим быстрее, поэтому первый КП с лыжами мы взяли быстро. Здесь было условие, что за фото в купальнике отнимают 15 минут от времени в протоколе. Я хотела было забить, но Катя сказала, что это несложно и она готова на такое фото, тем более можно прикрыться лыжами) Я согласилась, вроде получилось быстро.

Оставался один КП и тупой спуск к финишу в сервисный центр Оазис. Но где этот КП? По легенде нам нужна была вершина горы К2. Бумажную карту я к этому моменту благополучно убрала в рюкзак. А вот на карте в приложении osmAnd ее не было. Несколько команд уверенно ушли от нас по тропе к смотровой площадке, сказав, что надо не теряя высоты траверсировать на гору К2. Мы не пошли за ними (благодарю себя за это до сих пор!). А остановились разбираться, куда нам все-таки надо. Была идея идти к верхней станции канатки К2, но что-то подсказывало, что здесь что-то не так. Было обидно впустую терять время. Нас нагнало еще несколько команд. Все стали звонить уже финишировавшим, чтобы узнать где находится гора К2. Сказали идти по светооражающим меткам, перевалить горку, повернуть налево. Сначала идти надо было через лес без тропы. Я вообще не понимала, где мы находимся и не смотрела ни в какие карты, решив проверить куда ведут эти метки, а если заведут совсем не туда, то погляжу уже в навигаторе. Поэтому понимание куда мы идем было смутное. Сначала тропы не было, потом она откуда-то возникла и…. алеллуйя! Вижу перед собой гору, а там есть и громоотвод и флаг!

Вот только фонарь я взяла какой-то фиговый, и он уже почти сел. Решила перед спуском поменять батарейки, но похоже плохо закрыла крышку фонарика, и по пути вниз он стал все время вырубаться. Большой толпой напролом спускались по очень крутому склону до верхней станции канатной дороги К2. Пару раз даже перелазили трассу родельбана. Сильно удивил один мужчина, который в этот момент начал говорить, что вот станция К2, где-то здесь должен быть флаг. Я говорю: я надеюсь, что вы шутите, потому что флаг был выше. А он мне уверенно: какие шутки? Вершина канатки К2 не равно вершине Родельбана. Флаг должен быть здесь! Я постаралась объяснить, что нужна была вершина горы и она выше, но не знаю понял ли он меня, а мы отправились вниз на финиш!

Здесь у нас проверили фотки, выдали повязку на голову и медальки, напоили чаем, накормили бутербродами. А дальше мы ждали команды Паши и Саши,  а также Галю с Сергеем. Было интересно пообщаться на финише с разными людьми, послушать их свежие впечатления и посмотреть на их уставшие, но счастливые лица.

Это был для меня самый лайтовый Горный поход из тех, где я принимала участие. Я совсем нигде не страдала, ну может кроме пары раз сведенных ног (но это почти сразу прошло) и боли в мышцах после лестницы, которая прошла уже на подъеме в Такмак. Организаторы обещали, что будет жесть, но где она?! При этом он был как обычно праздничным и очень позитивным мероприятием. Очень понравилось как объединили легенды в одну историю с поиском клада, понравились спецучастки, хоть мы и не успели на спецучасток на Торгашинской лестнице (он работал до восьми вечера, а мы прошли ее немного позже). Но такие участки, как переправа через Базайху, мне кажется очень подходят данному мероприятию и превращают его в увлекательный квест, а не обычную беготню.

Сентябрь, шикарная погода, офигенная золотая листва, такие знакомые и красивые места, куча заряженных и позитивных людей, классная организация — все это сделало мероприятие настоящим праздником для нас. А главное и поводом отвлечься от мировых проблем, что, думаю, тоже было очень важно и здорово. Мы прошли по треку в часах около 67 километров, с набором 3320 метров за 17 часов 27 минут. С Катей ходили в паре впервые, мы хорошо сошлись по темпу и отношению к жизни. Будем ли участвовать еще? Уверена, что да! Спасибо всем кто поддерживал, спасибо организаторам за огромную проделанную работу.

Пройденный маршрут по первой карте
Пройденный маршрут на второй карте

По итогу заняли второе место в женских связках на 65+ км, итоговое время в протоколе: 17 часов 11 минут.

P.S. Еще докладываю: вернулись домой живыми невредимыми, презерватив не пригодился (для спичек и телефона есть же пакетики!), вазелином мазалась еще дома перед стартом, на дистанции протаскала не открытый тюбик с собой, ничего нигде не терлось. Жгут теперь будет еще один, пригодится. Точнее я надеюсь, что всегда его буду таскать с собой и он никогда не пригодится.

Организаторам спасибо за креатив и фантазию! Пожелания не принимать слишком близко комментарии и эмоции участников, при этом учитывать и конструктивные замечания. Искренне благодарю всех причастных за огромную проделанную работу, такие мероприятия однозначно нужны! Благодарю за внимание.