Ергаки 2019. Часть третья. Как пройти на Тонкого брата

Каждый день я наблюдаю за переменами настроения в нашей команде. Ребята постепенно привыкли и адаптировались к жизни в походе, и разница с первым днем очень заметна. Фразы о выживании в стиле «пять дней как-нибудь протянем» уже не проскальзывают в разговорах даже в шутку. Народ почти не задает вопросов. Все работают и собираются слаженно. Каждый знает что брать и что делать.

Начало рассказа читайте здесь:

Ергаки 2019. Часть первая, дождливая

Ергаки 2019. Часть вторая, активная

День 5. Тонкий брат

Наступил последний полноценный день нашего похода. Самые основные доспримечательности Ергаков я уже ребятам показала. Теперь можно сходить куда-то для себя. Каждый свой поход в Ергаки я стараюсь посетить хотя бы одно новое место. На этот раз в качестве такого места была выбрана вершина Тонкий брат — куда более редко посещаемая, чем Толстый.

Озеро Художников — место нашего лагеря
Верблюд

Погода с утра хорошая, светит солнце, но дует холодный ветер. Сегодня наша группа стала больше. Добавились Саша, Нейман, Лиза и Аня. Аня остается в лагере, устала от вчерашнего перехода через перевал. А мы все вместе идем снова на Параболу. Ну и что, что мы уже там ходили в этом походе? Повторим теперь и в солнечную погоду! Ведь это самый короткий путь к Тонкому брату.

Подъем по Параболе
Парабола

Начали восхождение радостно и дружно. Саня второй раз уже прошел сам и без веревки. Лиза очень боялась и шла с поддержкой Неймана. Он умудрялся одновременно помогать ей и снимать все на камеру на 360 градусов.

На седловине Параболы мы разделились. Одна часть компании (Нейман, Лиза, Саня) идут на вершину Толстый брат, а потом будут спускаться вдоль водопада Горных духов к лагерю. Вторая часть (Саша, Дима, Слава, Игорь и я) идем разведывать путь к вершине Тонкий брат.

Описаний маршрутов на эту вершину мы не нашли. Единственные люди, кто из знакомых знакомых там бывал, были в это время в походе, и расспросить о маршруте было невозможно. Поэтому мы даже не знали с какой из сторон находится наиболее доступный путь! Но тем и веселее. Нас ждут сегодня настоящие приключения.

Мы начали обходить Тонкого брата по кругу, рассматривая возможные пути наверх. Идти приходилось без тропы по камням и кустам. Сегодня ночью я почти не поспала, а под утро, чтобы поспать хотя бы часа два, выпила таблетку от аллергии. Ее действие никак не прекращалось, и я шла и засыпала на ходу. В такой ответственный день я оказалась совсем не в форме для подвигов. И я была очень рада, что роль лидера взял на себя сегодня мой брат Саша. Он вел нас через все эти кусты.

Мы вышли на перевал Верхняя Парабола (это перевал между вершинами пик Зеркальный и Тонкий брат). Отсюда прослеживался хороший путь по гребню к Тонкому брату. Мы дружно отправились туда, но вскоре путь по гребню был прегражден непреодолимым препятствием. Варианты были лишь попытаться обойти это место справа, либо слева. И мы рассредоточились в разные стороны.

Разведка

Мне достался обход гребня справа (по ходу движения к вершине). Сначала я шла по узенькой заросшей мхом полочке. А потом осознала, что подо мной уже отвес метров в сто. И вот стою я на этой полке, смотрю на дальнейший путь. И, кажется, вроде, что несложно. Но если учесть высоту, мох и то, что любой из ближайших карманов, если за него взяться, отвалится вместе со мной сразу и без вопросов, то становится как-то не по себе. У нас есть веревка. Так что я возвращаюсь с разведки с предложением сходить со страховкой до той полки, что я видела. А там уже посмотреть можно ли оттуда вылезти куда-то дальше.

Саша в свою очередь разведал путь слева. Его вердикт примерно такой же: залезть можно, но лучше со страховкой. А что там дальше не видно, не поймешь.

Начали исследовать мой путь. Ветер задувает что надо! Очень холодно! Саша лезет первым. У нас есть для страховки веревка 20 метров и три френда с оттяжками. Больше, к сожалению, ничего нет. Устраивать полноценный альпинизм мы здесь не планировали. По обрывкам описаний маршрута которые мы знали, там должно быть лишь одно сложное место, где понадобится веревка, и где-то нужно было вставать друг другу на плечи. Поэтому остальное снаряжение было скорее на всякий случай.

Саша со страховкой прошел по той самой узкой полке. Вдоль нее есть зацепы, каждый из которых отваливается. Саша даже попытался их специально оторвать и скинуть, чтобы никто не хватался. Вылез на полку используя одну промежуточную страховочную точку и сделал там станцию для страховки из двух оставшихся френдов. Вторым залез Дима. Игорь и Слава лезть отказались по каким-то своим причинам.  Я полезла как обычно, не изменяя себе, с зеркалкой, болтающейся на шее. Саше показалось это очень смешно — экстремальный фотограф.

Место, которое с виду казалось очень легким, в реале оказалось довольно страшным. А все потому, что оно требовало зависнуть над обрывом, держась за камень. А камень этот не внушал никакого доверия. Перед глазами так и рисуется картинка, как улетишь ты вместе с этим камнем  в пропасть. Но нет конечно, ты же на страховке. Но все же неприятный момент.

Итак, мы вылезли на полку, и стоим с 20метровой веревкой посреди стены. У нас станция из 2 френдов и лишь один свободный. Это было бы ничего, если дальше все легко или пешком. Но дальше наверх от нас какая-то сомнительная узенькая щель. И вообще непонятно куда она дальше выводит! Вправо полка продолжается, но сужается и становится очень заросшей травой и маленькими елочками. Я прошла по ней дальше до куда смогла. Дальше щели и снова стена. Пожалуй, что мы не рассчитывали в этом походе на подобное лазание. Мы не готовы к нему ни наличием снаряги, ни морально. Это явно не тот путь, что мы ищем. Поэтому возвращаемся.

Если честно, то пока мы там лазили, я уже хапнула адреналину. Плюс замерзла от ветра. Почему-то от всего этого мне очень захотелось есть. Поэтому пока Саша с Димой пошли на разведку пути влево от гребня, я пошла к Славе и рюкзакам, взять конфетку.

А виды вокруг… пик Звездный

Чувствовала я себя по-прежнему стремно (это еще с неудавшегося ночного сна). Поэтому когда мне предложили лезть первой, я отказалась и отдала свои скальники Диме. Пусть мужчины развлекаются, не зря же их так много у нас в команде.

Попытка обхода слева

Пока Дима и Саша лазили (выглядело это, кстати, достаточно жутко), мы с Игорем присмотрели полку, которая начиналась ниже нас, но очень легко уводила на площадку близкую к верхней точке гребня. Игорь пошел туда на разведку.

Результаты Саши и Димы были таковы, что дальше снова какая-то жопа. В это время Игорь по полке куда-то залез и крикнул нам, что он на вершине. Мы быстро собрали вещи и отправились за ним.

Подъем на одну из вершин

Полка легкая для прохождения, заросшая кустами. В конце подходит под скальные участки не слишком сложного лазания. Поднялись по ним без веревки.

Было несколько таких щелей
Вот здесь залезли.
Вот здесь залезли

Виды с гребня просто потрясающие! Хотя вершиной его не назвать. Если я правильно поняла, то вершина — другая часть гребня, ближе к озеру Художников. Но проход туда прегражадет высокая скальная балда. На нее залезть не выглядит возможным. Обойти — очень сомнительно. А мы уже налазились по подобным местам. Так что нам хватит и этой вершины.

Игорь - первовосходитель
Игорь — первовосходитель
Саша
Я
Дима

Наша вершина представляла из себя не очень широкий гребень с отвесами в обе стороны. А еще здесь были заросли сахандали!

Вот где нужно ее собирать

Мне очень понравились виды отсюда. Можно увидеть и долину озера Художников, и Параболу, и озеро Горных Духов и многое другое. Отличный обзор во все стороны и самые необычные ракурсы.

Вообще классно посещать такие малохоженые места. Казалось бы, Ергаки все уже кишат людьми! Но здесь же, даже в самой центральной и популярной их части можно найти место, где мало кто бывал. А еще мне дико понравился просматриваемый отсюда путь с перевала Верхняя Парабола на пик Зеркальный. В следующем походе непременно хочу по нему сходить!

По гребню путь на Зеркальный
И еще раз этот потрясающий вид.

Позже уже я узнала, что лезть нужно было по катушкам влоб от озера Вертолетное. Тогда бы мы попали как раз на другую часть гребня.

Вершина видна отсюда справа. Туда и нужно было лезть напрямую
Это фото — вид с другой стороны. Но весь гребень на нем хорошо видно

Ну что уж? Тем и интересно самостоятельное исследование, что никогда не знаешь что найдешь, а отрицательный результат — это тоже результат. С нашей полки мы тоже присмотрели скалолазный доступный путь в нужную часть гребня. Но лезть еще и туда уже поленились. Да и веревка у нас коротковата. Пусть это останется на следующий раз.

Можно было залезть здесь

Решив, что наконец цель выполнена, все разведано и мы налазились, мы наконец-то сели есть. Ветер стих и светило ласковое теплое солнце. Мне не хотелось уже ничего. Просто сидеть на солнце наслаждаясь такими видами — это прекрасно!

Озеро Вертолетное

Потом мы спустились к озеру Вертолетное, чтобы в нем искупаться. Это тоже новое для меня место. Сколько раз его видишь и ходишь мимо! А близко не подходила никогда. А озеро оказалось  глубоким, большим и довольно красивым.

Бункер?

После купания мы оглянулись на Тонкого брата, откуда только что спустились. И увидели интересное место в скале. Ровный прямоугольный вход.

Видите его?

Походит на какой-то бункер. Откуда здесь такое? Что это? Лично мне стало ужасно интересно, и я решила сбегать посмотреть.

Вот он

Игорь, как главный любитель приключений в нашей команде, тоже не смог устоять. Остальные ребята с нами идти поленились. Мы добежали буквально бегом по курумнику.

Пока я бежала до этой дыры в моей голове прокручивались самые разные и, в том числе невероятные, варианты. А когда я увидела ее вблизи, то стало смешно.

Но на самом деле это удивительно!

Ергаки — одни из самых удивительных гор по разнообразию и причудливости форм. Природа будто играла в кубики, складывая таким образом огромные каменные плиты. Вот на фото этот прямоугольный вход вблизи. А может и впрямь мы там встретили инопланетных существ, которые затерли нам память и изменили фотографии на фотоаппарате? Поэтому к друзьям, поленившимся подойти к этому месту, мы вернулись молча и загодочно улыбаясь. И ничего не рассказали им о том, что мы там увидели…)

После этого мы с наслаждением и чувством выполненного долга вернулись в наш лагерь. Последний вечер похода — это всегда душевно, приятно и немного грустно. Все заканчивается, но оставляет свой след в твоей жизни навсегда. Сегодня с нами у костра ребята с Алтая. Через одну с нами тянут народные песни. А наши морально готовятся, что завтра предстоит второй в их жизни переход под рюкзаком через перевал. Все эти дни кроме первого мы ходили налегке (без тяжелых рюкзаков и палаток).

День 6. Домой

Впервые за этот поход ранний выход — в восемь утра. Мы смогли, мы сделали это! Когда требуется — дисциплина в нашей группе есть. Прощаемся с Сашей и Нейманом, они останутся здесь еще на несколько дней.

Утренний вид из лагеря. Красота!
Перевал Художников

Погода отличная, жарит солнце! Первая жара этого похода.

Озеро Гармония

Все идут гораздо легче, чем шли в первый день через перевал Художников. Саня удивил — вломил наверх со сказочной скоростью! Мне даже пришлось его тормозить, чтобы всех подождать.

Сегодня у Димы день рождения! Тайно договорились, что будем дружно кричать поздравления при выходе на седловину перевала. Поэтому постарались подняться быстрее него. Наверху поздравили как следует!

Смотрю с перевала — прощальный вид. Не хочется уходить, совсем не хочется…

Озеро Каровое

Моя неугомонная натура уверена, что мы еще можем успеть сгонять сегодня с перевала на пик Молодежный, или на пик Орешек. Это все у нас по пути! Хотя ребята переживают за Игоря. Ему весь остаток дня до вечера предстоит рулить до дома. В итоге выбор пал на пик Орешек. Потому что он ниже и быстрее, да и скально полазить все любят.

Пик Орешек

Здесь удивил меня Слава. Он весь поход выражал какую-то неуверенность, когда нужно было куда-то скально лезть. И чаще всего вообще отказывался. А тут он с разбегу залез на этот Орешек, как пешком! И самый первый!

Пик Орешек. Вершина

На спуске Дима пообещал нам шикануть и угостить всех в Корчалыке обедом. Мы все стали ближе. Вот такой итог этого похода. Но это еще и не все!

Домой

На спуске с перевала Ноги к озеру Радужное началась настоящая гроза! Может быть, она напрягла бы меня, будь мы где-то наверху, но мы спускаемся вниз, и нам ничего не страшно. Поэтому слушать грозные раскаты грома и видеть вспышки, освещающие и разрезающие небо пополам, мне было по-настоящему в кайф! Ергаки провожают нас! Показывают нереальное световое шоу! Нам в этом походе со всем повезло. Мы видели почти все виды погоды.

Когда стоишь на перевале и смотришь вниз, интуитивно делаешь все медленно. Хочет подольше постоять и посмотреть, не спешить. А когда спускаешься в цивилизацию, то уже тянуть нечего. Можно ускоряться и идти максимально быстро. Ты поставил внутри себя точку. Этот поход закончен.

Игорь
Прощальное фото на перевале Ноги

Мы подошли к машине мокрыми и немного замерзшими. Но высянилось, что почему-то машина не открывается. Я даже не стала вникать, что происходит. Здесь и без меня было много знатоков, которые разбираются в теме лучше. Поэтому, с чувством выполненного долга, я оставила ребят разбираться, а сама пошла под крышу и мыться на ручей. Самой большой проблемой был холод. Искать теплые вещи под дождем в рюкзаке не хотелось. Хотелось одеться в чистое. А мои чистые штаны лежали в закрытой машине. Не зная, сколько еще уйдет времени на то, чтобы ее открыть, я не рискнула помыть волосы. Иначе могла очень сильно замерзнуть, стоя потом под дождем. Но, к счастью, ребята справились быстро, и вот мы уже греемся в теплом салоне и мчим по трассе в наш родной дымный город Красноярск. По пути накупили клубники, заехали в Корчалык. Игорь, несмотря на усталось, демонстрировал потрясающие навыки вождения. Ребята снова спят на задних сидениях. Мы возвращаемся домой.

Один комментарий к “Ергаки 2019. Часть третья. Как пройти на Тонкого брата”

1. Очень позитивный рассказ! Особенно зависла над чертежом-схемой Тонкого брата. Все это чрезвычайно любопытно!