За идею этого красивейшего маршрута по Алтаю спасибо нашим товарищам из Кургана. С ними мы познакомились здесь же — на Алтае, в 2010м году. Вся моя подготовка к данному походу во многом строилась на их опыте, советах и отчетах.
Мы, как обычно, собираемся в походы внезапно и до последнего не знаем срастется ли. Поэтому набирать заранее большую группу не рискуем. Вот и в этот раз нас было всего трое, знакомьтесь:
Поход официально оформлен не был, но он подходит под критерии горной двойки. А мы пошли, так сказать, для души, в очередной раз оторваться от цивилизации, вдохнуть горного свежего воздуха и умотаться под рюкзаком. Техническое описание похода я сделаю в отдельной части (какое снаряжение использовали, что брали и прочие полезные вещи).
Нитка маршрута: п. Курай — а/л Актру (заброска) — Голубое озеро — пер. Значкистов (1Б, радиально) — пер. Купол (1Б) — р. Туроюк — р. Джело — пер. Эренбурга (1А) — пер. Томич (1А) — р. Левый Карагем — р. Правый Карагем — оз. Абыл-оюк — пер. Абыл-оюк (1Б*) — оз. Верхнее Шавлинское — оз. Нижнее Шавлинское -пер. Нижний Шавлинский (1Б) — р. Маашей — озера Каракабак (радиально) — п. Чибит.
Дорога.
Первый же переход по вокзалу до поезда под рюкзаком поселил сомнения в наши сердца. Что-то рюкзаки тяжеловаты, мы точно не умрем под ними? На выходе из дома мой рюкзак весит 24кг (это еще без ледоруба, ледобура, куртки и фотика), Пашин 25.5 (без ледобура и ледоруба), Димин 27. Я даже начала замышлять коварный план по разгрузке своего рюкзака — выложить резиновые сапоги в камере хранения на вокзале в Новосибирске. Сразу обсудили кто что взял, кто чем богат. У Димы оказались с собой розовые сланцы, ну почти как у меня, а у Паши их не было совсем. Зато мы с Пашей взяли одну ложку на двоих, вот давно уже таких косяков при сборах не припомню! Сначала решили, что нам хватит и двух ложек на троих, но потом уже в поезде поняли, что это не совсем удобно, нужно было срочно добыть еще ложку. В Новосибе у нас была буквально пара часов до следующего поезда. Сдавать сапоги в камеру хранения на 14 дней оказалось негуманно дорого, гораздо дешевле потом купить новые сапоги, но с этими я расставаться не хотела, несмотря на то, что Дима уже пообещал мне дома подарить свои новые. Где купить ложку близ вокзала мы так и не нашли. Поэтому воспользовались запасным планом: от Бийска до Курая нас должен был везти наш знакомый — попросила его привезти нам ложку, даже деньги за нее обещала отдать.
Еще одно огорчение преследовало нас в пути — за день до отъезда у Паши начались сопли и кашель, и в поезде они только усиливались. Во что это может перерасти в горах внушало опасения, но мы надеялись на лучшее.
25 июня в шесть утра мы встретились с Лехой на вокзале города Бийск. Мы не видели его с мая 2014го года, тогда мы были в одном отделении на альпсборах, а теперь он везет нас туда же, в Актру. В машине играет хорошая музыка — Мельница, Алиса, КИШ, работает кондиционер, так что ехали мы с комфортом. Успели по пути обсудить предстоящий маршрут, какие у кого дела, кто где бывал и что видел. Сам Чуйский тракт — безумно красивая дорога, особенно там, где она проходит вдоль Катуни.
По пути проезжаем два высоких перевала Семинский (1717 н.у.м.) и Чике-Таман (1295 н.у.м.), при подъеме на них по серпантинам закладывает уши. Поражает качество дорожного покрытия, у нас в окрестностях Красноярска дороги гораздо хуже. Красивейшие там места, но для таких как я (кого укачивает в транспорте) такие поездки по серпантинам даются непросто. Наконец мы в Курае, выгружаем вещи, Леха отдает нам ложку с наказом отдать ее потом водителю, который повезет нас обратно, потому что ложка со съемной квартиры, а «хозяйским имуществом торговать как-то нехорошо».
Здесь у нас случилась небольшая стычка с алтайцами, а дело было вот в чем. От Курая до альплагеря Актру может проехать только очень вездеходная машина по типу УАЗа, поэтому с этой заброской мы договаривались отдельно. Леха любезно выдал нам три номера местных, которые занимаются перевозкой. Мы позвонили по одному из номеров (как я думала по первому, а оказалось по второму) и договорились об устраивающей нас цене, но тот алтаец говорил как-то невнятно, мялся и казалось, что когда приедем в Курай, то запросто назовет другую цену. Когда я поделилась опасениями с Лехой, он сам позвонил по первому номеру и договорился для нас. В итоге вышло, что мы договорились с одним алтайцем, а Леха для нас с другим, а я все это время спала спокойно, думая, что это один и тот же человек. И вот картина: поселок Курай, несколько машин, нас трое, Леха с женой, подъезжает один УАЗ, начинается дождик.. Мы попытались начать загрузку, но подъезжает второй УАЗ, из него вылетает алтаец и начинает орать эмоционально размахивая руками. Фразы были по типу: «Нельзя так кидать», «Я вам сейчас устрою, вы даже до перевалки не доедете», «Пешком пойдете», «Будете мне неустойку платить», и разные, разные угрозы. Я понимала, что косяк полностью мой, необходимо было как-то решать ситуацию. Попыталась ему вежливо объяснить, что просто вышла ошибка. В итоге он приказным тоном сказал: «Садитесь в эту машину и поехали!», и мы повиновались, хотя было ну очень не по себе. На наше счастье второй алтаец был более молчалив, не стал сыпать угрозами, а молча проводил нас взглядом. А этот эмоциональный тоже вскоре вышел из машины, оставив нас с водителем, который был с виду спокойным, хотя кто их местных разберет?
Сама дорога на УАЗе нас впечатлила, наш водитель яростно штурмовал реки, ямы, крутые горы, нас шатало и болтало по всей машине, он сам иногда останавливался и вытирал ручьи пота катившиеся по щекам.. вот такая напряженная работа у чувака. Наконец, мы приехали в альплагерь, останавливаемся, и я с напрягом жду, какую он назовет цену поездки (после конфликта она вполне могла измениться).
-Три.. три-три.. — Пытается выдавить из себя алтаец.
Вопросительно смотрю на него. Три тысячи? Это то, на что мы договаривались изначально, но он силится сказать что-то другое.
-Три-тридцать.. три.. три триста — наконец выдает он.
Мы улыбаемся, вздыхаем с облегчением. За такую адову заброску и после всех недоумений нам совсем не жалко доплатить ему триста рублей. Потом шутка про «уехать с алтайцами за три-три» преследует нас весь поход. Триста рублей — а сколько веселья!
Закончен длинный путь к горам, теперь только поход и только свобода! Сразу надеваем рюкзаки и идем искать места под палатку. Увидели места на другом берегу ручья, но вода к вечеру высокая, так просто не перейдешь. С трудом находим место переправы, разговорились с людьми стоявшими там. Оказалось на озере Сачки места только платные, и вообще там каких-то домиков настроили. Эти места (по другую сторону моста через Актру) принадлежат какому-то Томскому клубу туристов, или университету, они тоже платные, но те люди, что стояли там, сказали, что никто ни разу не приходил проверять, поэтому пригласили ставить палатку и наслаждаться природой, а мы именно так и сделали. Уже давно скрылось солнце, и даже накрапывал мелкий дождик. Отмечаю для себя, что здесь довольно холодно вечерами, что будет днем — увидим завтра. А пока мы поужинали и отправились в палатку спать.
Акклиматизация. Голубое озеро и перевал Значкистов.
Встали рано, примерно в шесть утра. Еще довольно холодно, утром в ущелье, окруженное горами, поздно заглядывает солнце, и не успевает прогревать его за день. Пока еще непривычно умываться холодной водой, готовить на горелке завтрак. С наслаждением вкушаю новую атмосферу, запахи, звуки. В 8.45 выдвигаемся в сторону Голубого озера. Мы уже на высоте 2150 н.у.м., сегодня необходимо набрать как можно больше высоты, чтобы организм приспособился. Идем не спеша, болтаем, наслаждаемся прогулкой. Немного поблудили в моренах и вышли на Бараньи лбы. Эти места нам всем пока знакомы. Дима был здесь в феврале, а мы с Пашей в мае. Погода все время меняется, над головой очень быстро проносятся тучи, еще довольно прохладно. На Бараньих лбах в обязательном порядке останавливаемся пофотать, ведь открывается вид на ледник Большой Актру и саму вершину Актру.
Мимо проходящий паренек спросил собираемся ли мы дальше идти по моренам, или по леднику, но мы еще не решили. Подходим к леднику и соблазн пройтись по нему берет верх! Через какое-то время мне становится страшно, а вдруг под ногами не лед, а смерзшийся фирн прячет коварные трещины? Это идеи из области фантастики, ведь ледник открыт. Но прошлый опыт ходьбы по трещинам здесь заставляет ко всему относиться с опаской.
Пройдясь по леднику снова выходим на морены, и в 11.40 выходим к Голубому озеру (2840 метров н.у.м.). Здесь царит своя особая атмосфера, три симпатичные девушки загорают в купальниках, можно подумать это не ледниковое озеро, в котором еще не до конца стаял снег, а морской пляж. Дима, похоже, и вовсе шокирован видами, озером и цветами на его берегу, ведь «в феврале все было совсем не так», само озеро он помнит сугробом, а спуск к нему крутым обрывом.
Мы обедаем, и Паша предлагает идти еще выше — на перевал Значкистов (3260 м. н.у.м., 1Б), или на вершину Юбилейную. Времени в запасе еще полно, но мне страшно набирать в первый же день столько высоты, все-таки горная болезнь штука неприятная (по себе знаю). Тем не менее мы идем выше.
Тропа по сыпухам не совсем явно видна, у меня открылось второе дыхание, а ребята немного отстали. Каждый пупырь кажется вершиной, но когда поднимаешься на него — видишь, что вершина гораздо дальше.
Таким образом, сходимся на том, что перевала нам будет сегодня достаточно, поэтому спускаемся на него (мы уже ушли выше), фотографируемся и идем вниз. У Паши болит голова — первые признаки влияния высоты. Да и погода не внушает доверия, может испортиться в любой момент. Над Куполом, куда нам предстоит идти завтра, и вовсе небо хмурое. В 13.50 мы были на перевале, в 14.00 побрели вниз, в 14.50 вернулись на Голубое озеро.
В это время погода внезапно решила устроить нам сюрприз, выглянуло солнце и ветер почти стих, под это дело я решила искупаться в Голубом озере. Дима до последнего не верит, что в этих холодных озерах можно купаться, и что вообще стоит это делать. Мой пример воодушевил пока недостаточно. Идем обратно, под самым ледником Большой Актру есть еще одна лужа, она теплее Голубого озера. Дима говорит мол, искупался бы, да один не хочет, если бы кто еще стал. «Давай!» — не раздумывая соглашаюсь я. Выхода у него нет — приходится купаться, а он же надеялся, что я не соглашусь второй раз. Паша не купается, потому что у него коленка заклеена тейпом — может отклеиться. Все-таки купание в горных озерах — кайф, и даже Дима наконец с этим согласился! Таня плохого не советует:-)
В лагерь вернулись в 18.00, предлагаю ребятам сделать костер, чтобы немного сэкономить газ на всякий случай. Но, по закону подлости, только мы сделали костер — пошел дождь. А нам хоть бы хны. Надели дождевики и даже в палатку не пошли. Сварили суп, накипятили чаю в термос, да пока делали все дела он и закончился. Местная погода внушает опасения, на следующий день по плану подход под перевал Купол, настраиваю ребят если будет мелкий дождь все равно идти, дни терять жалко. Перед сном в палатке играем в игру «Контакт». Игра выдалась веселой, но больше всего запомнилось нечто, что есть у Юджина (наш товарищ по походам) на букву А, а еще это что-то из геометрии.. Мы с Пашей мозг сломали, но не поняли, что это до сих пор, а Дима за ответ 500р просит.
-Никто не уснет, пока ты не скажешь это слово — угрожаю я.. и тут же сама вырубаюсь, почти мгновенно.
Это был легкий радиальный и очень красивый день, уже ради него стоило сюда ехать. Как будет дальше под рюкзаком узнаем совсем скоро.
Продолжение: Горный Алтай 2017. Часть 2: Через Купол на Джело.
Хороший рассказ, душевный:)
Благодарю!
Может быть, у Юджина есть астролябия?)))
Отличный рассказ, жду продолжения.
Лена, там еще было условие, что это что-то нематериальное.Но вариант клевый!)
А может быть азимут?
Эх, хочу снова в Актру! Но только в этот раз надолго…
Таня, хотела спросить — вы ходите на газу полностью или планируете и на костре готовить тоже?
Чаще всего газ беру на весь поход, но тут поход длинный, все равно пришлось бы немного сэкономить. За счет того что несколько раз варили на костре, потом можно было не парясь по вечерам сколь угодно чая кипятить например. Ну газ в итоге остался, но это лучше, чем если б не хватило и дожди зарядили к примеру))))
А я настолько не люблю готовить на костре и отмывать котлы от сажи, что мы таскаем теперь газ вообще на весь поход 🙂 Если получается — разводим костер для антуража просто, или чтобы маршмеллоу пожарить (в походе вообще на ура идут, берем на пару раз побаловаться)
Я тоже не люблю. Хотя, кстати, котлы легко отмываются, я свой сразу же отмыла. У нас тоже во многих походах костер был только для антуража. Но в этом походе было много дождей, по вечерам приходилось сидеть в палатке, где довольно тесно. Поэтому когда был костер посидеть вечером погреться на улице было очень приятно! В этом смысле мне стоянки в зоне леса понравились, хотя обычно мне вообще пофигу есть костер или нет)
У нас тоже газа бы хватило на весь поход, просто мало ли какие ситуации бывают.
В Актру один раз были на сборах. Поднимались на Снежную и на сам Актру. Съездила бы туда еще раз тоже.