С утра наш лагерь по-прежнему в тумане, но воздух стал суше. И над клубами проносящихся облаков видны просветы. Парабола все чаще открывается. Это шанс! Пора оживить наш поход настоящей качественной радиалкой! Добавить драйва!
Конечно же, был риск, что что-то пойдет не так, и мы снова промокнем, или мало что увидим, но сделать попытку увидеть в Ергаках побольше мы обязаны. Может совсем распогодится? А может и наоборот. В любом случае все за то, чтобы использовать день по максимуму. Быстро завтракаем, собираемся и выходим.
День 3. Парабола, Толстый брат, Птица, озеро Мраморное, водопад Мраморный
Начинаем маршрут с подъема по зеркалу Параболы. Зеркалами в Ергаках называют гладкие и крутые скальные стены.
Я не представляю себе поход по Ергакам без этого!!! Ну и что что полностью в тумане? Так даже атмосфернее! Я была уверена, что сухие участки для подъема на Параболе мы найдем, а так и было! Шли по сухому, хотя половина поверхности в воде.
А резиновые сапоги держат не хуже скальников на зеркалах! Даже на мокрых!
Поднявшись на седловину мы отправились на вершину Толстый брат. Ветер усилился, погода портилась. Впереди нас поднималась одинокая девушка, мы за ней. Поднялись на самый верх. Ее лицо мне показалось знакомым. Я спросила откуда она. Красноярск? Нет, оказалось из Омска! Оказывается, мы ее знаем по Омским соревнованиям на которые ездили последние пару лет! Вот так встреча!
Спускались с брата уже совсем под дождем. Ну вот зачем? Я так хотела хорошей погоды в этот день. Но мы уже привыкли к дождю. Он вообще никого не смущает. Позвонила брату с вершины (брату с вершины брата:-)). Он должен был в этот день приехать и прийти к нам на озеро Художников со своей компанией. Сказал, что как раз проезжают Тынзыбей и вскоре будут в Ергаках. Значит, увидимся вечером!
Птица
Внизу быстро перекусили, оделись и идем на перевал Птица. Соображения туда идти были такие: пока поднимемся, туман может раздуть, тогда мы увидим знаменитый (и мой любимый!) вид на озеро Горных Духов. А если нет, то посмотрим с плеча на туман и пойдем через перевал Мраморный на водопад Мраморный. Вот там-то никакой дождь и туман нам не помешают увидеть красоту. Очень удобно оказалось смотреть водопады в туманную погоду.
Я слегка переживала за Саню после вчерашнего восхождения на Зуб. Но он вломил наверх очень хорошо, вперед всех. Я за ним. Смотрю — некоторые ребята уже от нас отстают!
Поднялись на перевал, погода как раз улучшилась, и, наконец-то! Наконец-то на третий день похода мы все-таки видим Ергаки! Есть виды, есть что фотографировать! Ура! Ветер холодный, но выглянуло солнце. До чего же классно его видеть! Как же здорово обедать на солнышке, а не под дождем! Счастье есть!
В такую погоду пропустить восхождение на вершину Птицы, тем более со столь скалолазными друзьями, было бы непростительной ошибкой. Со мной вызвались идти Дима и Игорь. Прикинув наши лазательные способности, решила не брать с собой веревку, залезем так.
По основному маршруту категории 2а на Птицу лезла многочисленная группа альпинистов. В основном они жумарили (поднимались по провешанной веревке с использованием снаряжения). Нам нужно было либо ждать всю их группу, либо пролезть где-то в стороне, чтобы мы не могли им никак помешать. Я вспомнила, что мы как-то лазили не по основному более легкому пути, а влево от него по щели. И мы пошли туда. Дима в резиновых сапогах. Я с зеркалкой. В этой щели оказался влажный мох, так что лезлось сложнее, чем в прошлые разы, и фотоаппарат очень мешал. Смотрю на ребят — им тоже не просто. Но я не зря в них верила! Все поднялись без проблем.
Дальше все легко, хотя в паре мест опасно, высота большая. Но что уж, не столбисты мы что ли? Руководитель группы альпинистов поинтересовался откуда мы.
— А, без страховки — сразу видно, что Красноярск! — сказал он.
Мы попросили ребят нас сфотать на вершине, и бегом вниз!
Нас даже пропустили вперед. Спасибо им огромное!!!! Когда мы спустились, Саня и Слава еще даже не успели заскучать. А Игорь, судя по его отзыву, был впечатлен этим подъемом.
Озеро и водопад Мраморный
Дальше у нас по плану перевал Мраморный, а там было подозрительно много людей. Пока мы дошли до перевала, народ на седловину все прибывал и прибывал. Все эти люди поднимались со стороны озера Мраморное. Но почему их так много? Мы осторожно начали спуск. Но сверху нам сообщили, чтобы мы не спускались, а подождали пока все поднимутся. Мы спросили сколько их. Оказалось, еще человек 30. Офигеть, конечно! Мимо нас проходили дети, подростки, пожилые люди. Сверху их передвижением командовал один инструктор, снизу помогали еще два. Когда люди заканчивались, в промежутках мы начинали спускаться. Верхняя часть спуска представляет из себя обычную тропу, и только совсем ниже превращается в скальный кулуар. Там и создалась настоящая пробка. На нас стали кричать, чтобы мы не спускались и ждали пока все пройдут. Мы дошли по тропе до удобной площадки (под маты командира этой многочисленной команды) выше кулуара и сели там ждать.
Участники (а скорее даже участницы) поднимались с немного испуганными глазами, но улыбались и спрашивали нас куда идти дальше. Впрочем, там, кроме как наверх, больше идти было некуда.
Если серьезно, то я конечно же понимаю опасения и ответственность руководителя за группу. Но разговаривать и договариваться можно было культурнее, тем более в горах на перевале. Когда последние участники вылезли на седловину, инструктора данной группы проходя мимо нас пожелали нам хорошей погоды, а мы им. На этой позитивной ноте и разошлись.
Время было уже около шести вечера. А нам необходимо было спуститься с перевала, посмотреть на водопад, а потом еще пройти перевал Курсантов, чтобы вернуться к нашему лагерю. Так что настала пора поспешить.
Спустились к озеру Мраморное. Нас осветило низкое вечернее солнышко, было тепло! Наконец в этом походе стало тепло! Купаться! Вот главное желание в такие моменты! И я бы это сделала, но я не взяла с собой купальник. А на противоположном берегу озера гуляли какие-то мужчины. Так что мне не хватило смелости на это купание, и я ограничилась тем, что погуляла по воде ногами — это тоже освежает. А вот ребятам настоятельно порекомендовала занырнуть.
Аллилуя! Народ понял, что купаться в холодной воде горных озер — это не страшно! Это кайф! Ставлю себе галочку — этот день был прожит не зря.
После купания мы спустились к водопаду и устроили на нем фотосет.
Рядом была семья с одним младенцем и двумя девчушками лет семи. Семьи в походах нынче встречаются все чаще, и это приятно. Еще мимо нас прошел одинокий мужчина с огромным рюкзаком. Всегда меня поражали эти одиночки. У него был запланирован какой-то длинный маршрут на кучу дней, вытекающий в сплав. Так что лодку он тоже тащил с собой. Его рюкзак весил не менее сорока — сорока пяти килограмм. При том что сам парень был худеньким, килограмм 60-65. То есть нес он явно больше половины своего веса. Шел тяжело и очень медленно. Мы показали ему, где подъем вдоль водопада.
Первал Курсантов, снова дождь
По забегу скайранфест я помнила, что если разогнаться, то пробежать от озера Мраморное до озера Художников через перевал Курсантов можно быстро — часа за полтора запросто. Мне не очень хотелось растягивать наш выход до темноты, поэтому на подходе к перевалу Курсантов я стала разгоняться, Игорь тоже. Периодически останавливаясь, я проверяла идут ли Саня, Дима и Слава. Диму обычно слышно, он болтает даже на подъемах. Сначала радовалась, что скорость хорошая. И вот, вроде ребята идут, Славу видно. Делаем последний рывок и садимся на гребне всех ждать.
Дальше началось все и сразу. Только что светило солнце, и стояла отличная погода, как подул леденящий злой ветер. Из долины озера Художников на нас несло тучи и туман. Резко стало темно и холодно. Где же ребята? Ведь только что шли за нами? Погода портится, надо скорее вниз.
Поднимается Слава, надеваем кто что может. Начинается дождь. Показались Дима и Саня. Медленно идут. Саню снова накрыло, ему стало плохо. Неожиданно. Конечно, моя ошибка. Не надо было здесь устраивать забегов. Хотя после прохождения перевала Птица мне казалось, что этот перевал нам всем дастся легко.
Наверное, для меня настал самый запоминающийся момент похода. Я осознала еще ярче всю степень своей ответственности. Не только за ребят, но и за себя саму! Мне стало ужасно холодно. Если бы я была одна и отвечала только за себя, то сейчас бегом бы убежала вниз с этого пронизывающего ветра и согрелась. Но мы должны сейчас идти вместе. Мы идем по крутому гребню и обязаны помочь Сане здесь пройти: у него кружится голова, а место опасное. Поэтому мы все идем медленно. Я почему-то вспомнила замерзшую насмерть на перевале девушку на Камчатке. А вдруг сейчас со мной что-то случится? Так-то я одна знаю дорогу до нашего лагеря. В какой момент чаша весов перевесит, и сказать, что мне самой нужна помощь (бежать вниз, прятаться от ветра, достать спасодеяло, найти еще что надеть), будет правильнее, чем улыбаться и поддерживать боевой настрой?
В общем это были всего лишь минутные рассуждения. Даже секундные. Но меру ответственности за свое состояние я успела понять очень ясно, а также за все вещи что я беру с собой в каждый радиальный выход. А в этот раз я не взяла ветрозащитную куртку, решив, что мне хватит от ветра дождевика. Впрочем, пошел дождь, и мне пришлось его надеть. Тем временем мы прошли гребень и начали спуск с перевала по мокрым камням. Как только мы спустились чуть ниже, ветер стих и стало теплее. Да и шли мы уже побыстрее.
Надо отдать должное ребятам. Здесь они все себя проявили как надежные люди, с которыми можно хоть куда. Сане на спуске помогли, морально подбодрили. Снова никакого нытья, или мрачного настроения. Все идут вместе, болтают и шутят, несмотря на дождь, туман, вечер, холод. Сане, как и в прошлый раз, быстро стало легче. Так что все сложности отступили.
Вернулись в лагерь мы уже совсем в темноте, около 10 вечера. Весь выход занял чуть больше 10 часов. Сначала я побегала по окрестностям, ведь к нам должен был прийти сегодня мой брат Саша. Но было темно, их палатку среди вновь прибывших я не увидела. То ли не пришли, то ли встали где-то совсем в стороне. Решила поискать с утра.
Очень хотелось сразу лечь спать. И может я бы так и сделала, если бы не…
Война войной, а ужин по расписанию. Так что мы устроились под тентом, поставили варить суп, зажгли свечи и сели медитировать на котел. Я уже было начала засыпать сидя, как мне не дали этого сделать мои веселые друзья. Теперь смеяться можно было на полную катушку. Укуренная? Да пусть подумают что хотят!
Главной причиной моей истерики в этот вечер стала шутка про коня. Когда-то мы с Димой и Пашей ходили в поход по Алтаю. Венцом этого похода стала штука про коня в последний день похода в бане. И эту шутку, я надеюсь, никто кроме нас троих не узнает. Но каждый раз, когда я ее вспоминаю, меня пробирает смех. И вот я вспомнила, как мы спускались сегодня с вершины Птицы по щели.
— Тут надо на гребень сесть, как на коня — посоветовал кто-то Диме.
— Да я бы сел, коня жалко, — ответил Дима.
Подумав, что конь меня в походах преследует, я стала смеяться. Сон прошел полностью… истерика, смех, слезы. А потом суп. Вот такое окончание активного дня.
День 4. Зуб дракона, попытка вторая
Утро, погода наладилась, даже тумана нет. Правда, после вчерашнего позднего возвращения в лагерь, с утра мы все долго спали, потом долго ели, сушили вещи и вообще ленились. На Алтае я бы такого не позволила. Выходы должны быть рано с утра. Но это же Ергаки. Это отдых. И здесь все близко. Так что можно.
При выборе маршрута для радиального выхода подумала так: надо идти в другую сторону от Мраморного и Птицы, чтобы разнообразить виды. Я очень хотела сходить на озеро Ледяное, но туда выходить надо пораньше, а было уже 11 утра. Еще варианты — это долина озера Черное, или же добить Зуб Дракона. Ну не дело же уходить, не побывав там. Тем более что в прошлый раз мы вокруг из-за тумана ничего не видели, так что можно сказать, это будет для нас что-то новое. За Саню я не боялась. Он должен был за эти дни получить уже достаточно акклиматизации. Тем более, что идти мы планировали не быстро. А чтобы Диме не было скучно решили разведать новый путь на Зуб с Цветных озер. Я там ни разу еще не ходила.
Начинаем подъем вдоль водопада. Наконец-то я могу на остановках показывать ребятам: вон там Спящий Саян, вот Верблюд, вон Тугодум и прочее. Правда, из-за пожаров в этот день все Ергаки заволокло дымом, и виды были блеклые, неяркие, серые. Жаль конечно, но хоть что-то. Саня вскоре сообщил, что ему не идется и решил вернуться в лагерь. Дальше идем без него.
На подходах к развилке троп нас догнала группа с собакой. И это была не какая-то огромная собака, каких обычно берут в поход. Это была какая-то собака очень маленькая, почти ручная. Там где между курумником человеку достаточно сделать обычный шаг, для нее это была целая пропасть! Но как же нас удивила ее тренированность! Она по курумнику не просто прыгала, а по-настоящему летала!!! Такого я еще точно в своей жизни не видела.
У нас в группе сегодня все не очень бодрые. Дима немного отстает — решили забрать у него большой рюкзак. Не все же ему одному его таскать. Мне его нести так и не дали, несмотря на то что это мой рюкзак! Мужики, что сказать? Каждый в нашей группе стремился приносить как можно больше пользы, а поэтому я за весь поход не только не носила рюкзака в радиальные выходы, а еще и ни разу не мыла общий котел и даже свою тарелку. После еды она сама собой испарялась и возвращалась уже чистой ко мне. Большую часть пути сегодня с большим рюкзаком идет Слава. Игорь никуда не бежит.
Путь на Зуб Дракона от Цветных озер мне понравился. Сначала идет отличная тропа. Потом нужно быть аккуратным в кулуаре, там еще не настолько нахожено, можно спустить камни. Вылезли мы на гребень, а идти-то там еще.. и, кажется, видно вершину, но когда в очередной раз поднявшись видишь, что вершина дальше, это некоторых выматывает или огорчает, а может удивляет? Но я эти приколы знаю и заранее предупреждаю, что впереди не вершина.
Здесь на гребне Дима встретил знакомого Саню, они были в одном отделении в Туве в альплагере. А мы без нашего Сани заскучали. Поэтому Саней назвали мой большой рюкзак, который ребята несут по очереди. Шутили об этом всю дорогу.
— Подождите Саню. Он сказал дальше не пойдет. Опять его нести надо.
— Все идут? А где Саня?
— Саня, вставай уже, пошли!
Вот так мой, уже бывалый в походах рюкзак, обрел имя, как и положено любому уважающему себя рюкзаку.
Наконец-то дошли до вершины. Виды блеклые, все Ергаки в дыму.
Жаль, для фото не очень. Наверху дует холодный ветер. Зато кроме нас там совсем никого не было. Такие моменты я тоже люблю. Смотришь с высоты на величие природы. И никто не отвлекает от собственных мыслей.
Долго находиться здесь некомофортно. Поэтому после фотосета мы забились между камней, чтобы пообедать. А потом идем вниз. Спускались через озеро Теплое. Я в нем даже искупалась. Ну то есть просто помылась, очень оно мелкое. А потом по пути в лагерь занырнули в Малахитовую ванну. Этот радиальный выход с учетом всех фотосессий и купаний занял у нас около восьми часов.
Вечерние посиделки
Вернулись в лагерь наконец не поздно, и нас сразу же встретил мой брат Саша и его друг Нейман (а он тоже Саша). Они уже успели познакомиться с нашим Саней. Посмеялись на разные темы. Концентрация Саш в нашей группе теперь зашкаливала. Ребята рассказали, что вчера до нас недоехали, так как у них после моего звонка сломалась машина, и они потратили много времени, чтобы ее эвакуировать. Потом им пришлось под вечер остановиться на озере Каровое, где они столкнулись с местной знаменитостью Ладой (ну это кто знает, тот поймет).
Саша и Нейман, как бывалые походники, сразу же взялись за дело и через 15 минут у нашего костровища помимо дров, принесенных Саней, образовалось еще несколько больших бревен. Их нужно было распилить и разрубить. И пока я варила ужин, попутно подсказывая Саше как сделать суп из сушеных овощей, вся наша команда занималась дровами. Вот это я понимаю! Кайфовый вечер! Да и приятно смотреть как люди работают! Сколько энтузиазма, бодрости и энергии в их глазах!
К наступлению темноты мы уже поели, и у нас пылал огромный жаркий костер, закипал чайник, сушились носки (или жарились, это как посмотреть). Нейман рассказывал о целебных свойствах сахандайли. Саша настраивал гитару. Вокруг нашего костра собиралось все больше людей. Все говорило о том, что вечер будет душевным. Леша Исиченко (известный в некоторых кругах путешественник) пришел с соседнего лагеря к нам. Много рассказывал о том как жил в Бразилии и работал на банановых плантациях, пел нам песни на разных языках. Ох, люблю же я такие вечера! Звезды, чай, костер, Ергаки, гитара.. вот ради этого стоит жить.
Несмотря на то, что мы в этот день зашли на Зуб Дракона, искупались везде где можно и спать легли поздно, заснуть у меня вообще не получалось. Похоже, что так сильно подействовала сахандаля. Наверное, я много выпила с ней чаю, а она обладает бодрящим эффектом. Уже наступило утро, а я все ворочалась в спальнике. К тому же мне было всю ночь холодно. Ясные ночи всегда холоднее пасмурных. Может купить уже себе спальник получше? Кажется, я превратилась в мерзлячку. Имея большие планы на завтра и не вынеся бессонницы, я пошла на отчаяный шаг — выпила таблетку от аллергии, давно заметила, что они обладают снотворным эффектом. Только благодаря этому я все же уснула, когда уже рассвело.
Продолжение следует.