«А в тюрьме сейчас ужин… Макароны дают…»
«17 часов идти по снегу — это вообще возможно?», «Находить ночью в лесу деревья? это реально?», «А ночью зимой наверное будет очень холодно…» — вот так я думала год назад, перед тем как поучаствовала в первых в жизни длинных соревнованиях (зимний экстрим-поход ночью на 17 часов). Прошел год и больше у меня подобных вопросов не возникает, а мы снова отправились месить снег на снегоступах. На этот раз сутки.
После осенних соревнований в Омске у нас не было сомнений, что приедем еще и весной. Хотелось опробовать это теперь по снегу. Разница оказалась значительной, но расскажу обо всем по порядку.
В весеннем Омском экстрим-походе смысл соревнований все тот же: ищем березы с краской, фотографируем, записываем, на все 25 часов. Но в команде уже должно быть минимум три участника. Так что нам нужен был третий. На самом деле найти третьего на такую гонку не совсем тривиальная задача. Сутки пахать поля на снегоступах, а еще и ехать ради этого в другой город… Вы бы поехали? Недолго думая я предложила поехать с нами своему брату и он согласился. Такое у нас веселое семейство, готовое к любым авантюрам.
Вообще я думала: вот живет себе человек (мой брат Саша) нормальной жизнью, ну там работа, семья.. Но иногда возникаю я со всякими странными предложениями, типа: а пойдем в пещеру Торгашинскую по большому кольцу? давай вот эти соревы пробежим? Или: не хочешь ли ты сутки побродить на снегоступах в окрестностях города Омск? Саша вспоминает свое расписание и соглашается, если время свободно. При этом, как мне думается, не всегда до конца понимая на что он подписался.
Мы бегали с ним вместе Линейный маршрут в 2016м году, и пару раз рогейн на столбах. В смысле бега он в разы сильнее меня. Но сутки он еще ни разу не ходил.
Итак, встречаемся на вокзале и загружаемся в поезд. Паша снова пытается заставить меня читать чужие отчеты по Омскому походу, но они все были перечитаны на несколько раз еще осенью. Саша спит. Серьезно ко всему мероприятию отнесся Паша. Он даже изучил наш осенний маршрут и значительно улучшил эффективность планировки. Выспаться в поезде мне, кстати, как-то не удалось в этот раз. Всю ночь мимо ходили люди, что-то происходило, я постоянно просыпалась. А вообще обычно сплю крепко. Ребята вроде сказали, что поспали нормально.
Омск
Приехали в сютур (станция юных туристов) и стали готовиться. Самое важное — быстренько собрать рюкзаки и принять окончательное решение, что берем с собой на гонку. Саша собрался быстрее, успел сбегать в магазин и приготовить нам макароны. Хоть перед гонкой нормально поесть, а то на одном дошираке с поезда как-то не то.
В соседней с нами комнате тоже идут приготовления. Аникины и Волков поделились с нами своей новой секретной наработкой — они намазали снегоступы вазелином, чтоб снег не подлипал. Мы приняли на заметку, но повторять не стали. Как-то не верилось, что будет подлипать.
Потом за нами приехали омичи, чтобы отвезти на место старта! Как приятно снова встретить знакомые лица!!! По пути обсуждаем новую омскую карту. На этот раз карта была всего одна! То есть то, что раньше выдавалось на нескольких картах разного масштаба, теперь свели в одну масштаб 360м. С одной стороны планирование стало в разы удобнее. Не осталось темных пятен в виде стыков карт. Но с другой стороны детализация спортивных карт для ориентировщиков на масштабе 360 сильно пострадала.
Команд участников было не очень много. Омичи, которые нас привезли, желали нам победы. В победе Аникиных мы не сомневались. А про свой результат лучше было ничего не загадывать. На старте даже прозвучал лозунг от омских туристов: «Не дадим иноземцам заморским взять первое место!» Настроены они были похоже решительно:-)
Красноярские команды (мы и Аникины) были на снегоступах, а все остальные команды на лесных лыжах.
Планировка
Выдали нам ту самую замечательную карту.
На этот раз баллы за КП начислялись следующим образом: если номер КП заканчивается на цифры 1, 2, 3, 4, 5, то за КП начисляется 1 балл, если заканчивается на 6, 7, 8, 9, то 2 балла, если на 0, то 3 балла. Мы сразу же разукрасили карту выделителями. Сразу было ясно, что карту в районе лагеря Березка надо брать всю, там очень плотное расположение КП. Так же хотелось собрать все КП расположенные в районе поселка Дачный, а это уже на другом конце карты. Так что нужно было придумать связку как попасть до Дачного и как вернуться обратно. Мы запланировали маршрут примерно 58 км.
Состояние снега мы не знали и где есть дороги, где нет даже предположить не могли.
Потом все вышли на улицу для традиционного фото. А потом дали старт…
Старт
Тропить пришлось сразу от места старта, при чем пока без снегоступов. Снег был мокрый, и у меня почти сразу стали намокать ботинки. Мы решили сначала взять пару КП, которые так и не успели добрать осенью у самого старта. Так что их мы искали впервые. Еще одна команда на лыжах шла в ту же сторону что и мы, но наши пути разошлись. Мы нырнули в сугробы.
— Может снегоступы наденем? — предложил Паша.
— А через забор тогда как полезем?
А впереди нас красовались аж два забора. Догребли до них по снегу, первый перелезли легко, второй сложнее. Саша меня подсадил. Все-таки лазить через любые заборы — это обязательное умение для рогейнера. Теперь и снегоступы можно надеть. Правда, в сугробе это делать неудобно, но что уж. Дальше мы заплутали, но наконец все ж вышли к КП 131. На взятие первого КП стоимостью 1 балл у нас ушло 30 минут!!! И это, блин, в двух шагах от старта! Поняли, что что-то не очень идут дела, но расстраиваться рано. Я была убеждена, что сейчас втянемся и дело пойдет. В целом так и было. Взяли КП 170 и тропим к КП 777. Медленно, но верно мы начали собирать район Березки. Удивляет, что следов к большинству КП просто нет. Мы первые что ли их берем? А остальные куда делись? Аникины интересно куда пошли? Мы поняли, что они ушли в противоположную от нас сторону, при чем проигнорировав КП у Березки. Вероятно, решили оставить их на финиш. На самом деле это, видимо, был тактический ход, ведь когда они придут на финиш здесь будет уже все натроплено. С другой стороны в случае каких-то проблем и опоздания, можно все и не успеть…
На КП 117 встретили одну лыжную команду, ну хоть здесь уже есть следы.
Дошли до КП 120 и тут поняли, что на предыдущем КП Саша забыл палки. Возвращаемся, оттуда уже нам навстречу идет команда на лыжах, их было пять человек с большими рюкзаками и волокушами. Они захватили наши палки и отдали нам. Спасибо большое вам, ребята! Из-за возвращения мы немного изменили маршрут захода на следующие КП. А еще взяли петлю, которую остальные, наверное, тоже оставили на финиш 122-126-280.
Там еще не было ничьих следов. На КП 130 немного заблудились, потому что выходить нужно было напрямую через лес, сначала мы нашли другую поляну, то ли на карте ее нет, то ли она в масштаб не попала. Зато когда вышли на КП 130 там следы уже были до КП 129. Березку мы проходили почти три часа. Да уж, казалось все будет куда быстрее. Но я надеялась, что это только из-за плотного расположения КП, более сложного ориентирования и большого количества зигзагов. А в полях будет быстрее. Там взял направление и чеши себе, что есть мочи. Теперь предстояло выбираться в поля.
Поля
Мы выбрались на дорогу, немного прошлись по ней и вышли в поле.
Сначала снег даже немного держал. В полях был наст. Но когда мы отошли немного от дороги, то он стал проваливаться.
При чем ставишь ногу, кажется держит, и внезапно ухаешь вниз сразу обеими ногами. Тут главное не терять равновесие, палки очень помогали. Вскоре мы поняли, что фигня этот наст. Его надо было просто с силой молотить ногами, он все равно ни фига не держал. Но чтобы его продавить тоже нужно было прилагать усилия. Он разбивался под снегоступами, они проваливались, и сверху их заваливало твердыми кусками снега. Из под него ноги надо было выдергивать и высоко поднимать, чтобы поставить дальше. И так каждый шаг. Это оказалось совсем не тоже самое, что рыхлый пухлячок в наших лесах, по которому можно грести почти не поднимая ноги. Еще на снегу часто встречались следы собак и разных животных. Как правило эти следы шли там, где снег лучше держит (хотя с их весом их должен держать почти любой снег, наверное).
— А собака то не дура, знает где ходить! — говорит Саша.
После этого у нас появилось выражение что-то типа: «пойдем по собаке». Ну то есть по следам.
На подходах к КП 243 мы увидели, что в поле вышла команда из пятерых человек на лыжах и с волокушами. При чем пока мы шли дальше на КП 221 по нашим же следам они догоняли нас просто как стоячих. Мы сходили сфотаться на помойку (КП 222), и здесь они совсем нас догнали. Последние из них реально курили на ходу (это в буквальном смысле). Может надо было их выпустить вперед, пусть бы тоже потропили, но мы наоборот попытались оторваться. Начинало потихоньку смеркаться.
— А в тюрьме сейчас ужин… макароны дают. — задумчиво произнес Саша фразу из фильма.
Мы посмеялись. Представился домашний уют, тепло, горячий чай и теплая постелька. А у нас ночь впереди, вся жесть еще впереди, самое интересное еще даже не началось. Начинало холодать.
На просеке с КП 221 на 242 была заметенная дорога по просеке.
Хоть какое-то облегчение. Дальше снова поля и тропежка на КП 240. Снова лыжники догоняют нас, ну как так?! У них такие рюкзаки большие. Еще мне все время казалось, что мы как-то медленно идем. То ли преследующие напрягали, то ли боялась, что в график не успеваем. Поэтому после КП 240 я вышла вперед и вломила, наконец почувствовав свободу. Ноги рвались в бой. Дофигачили до следующего КП 241. Ребята здесь заметили, что темп слишком высок, долго так не вытянем, надо сбавить. Впрочем сбавить пришлось и так. Ведь где-то здесь окончательно стемнело. Мы передохнули и надели фонари.
Азимут
Осенью мы проходили здесь днем. А сейчас наступила ночь, хоть и ясная, но какая-то очень темная. Может потому, что не было луны? Я не знаю. Ничего не видно. Не получалось различать околки леса. Предстояло движение почти вслепую. Только ты, снег и направление. Вот небольшое ночное видео, для атмосферы. Мы взяли азимут на следующий КП. Но, пока мы шли, я увидела на горизонте какой-то клочок леса и почему-то подумала, что надо идти к нему. Пока мы туда шли Саша заметил, что мы сильно отклонились от изначального азимута. Поняли, что это не тот околок. Снова взяли азимут. Оказалось мы отклонились аж на 90 (!!!) градусов. Было очень смешно. Сделав крутой зигзаг мы повернули, но потом поняли, что опять отклоняемся. Снова сверились, опять странный зигзаг. Очень смеялись над тем, что подумают лыжники, идущие по нашему следу. Решили, что типа таким образом заметаем следы. Однако, шутки шутками, а нам надо было как-то собраться уже и отработать движение строго по азимуту, потому что такими зигзагами тут можно лишние километры натропить, а это капец просто как много времени и сил. Нормальный компас у нас был один. Мы сделали так: я замеряла по карте азимут и сообщала Саше. Мы с Пашей сменяя друг друга шли впереди, Саша сзади постоянно проверял по компасу направление и командовал впереди идущим правее или левее надо двигаться. У него работа с компасом получалась лучше всего. Таким образом мы прошили насквозь кусок леса (по лесу, к слову, идти гораздо(!) легче, там был обычный рыхлый снег) и вышли ровно на КП 201. Это был газовый столбик.
Взяв КП мы сели покушать более основательно и пить чай. Это была наша первая отсечка — 6 часов. И мы пришли на нее ровно в срок. Но Саша сказал, что ожидал, что мы придем сюда раньше, потому что дальше скорость будет падать, значит мы все взять не успеем.
Пока мы ели, я обратила внимание на небо, на нем были видны какие-то розовые отблески. Я подумала, что это какие-то остатки заката, хотя солнце скрылось уже давным-давно. Потом на финише ребята говорили, что видели северное сияние. Видимо это оно и было. Но организаторы сказали, что это просто отблески от газовой станции.
— Ну все равно же красиво. — возразили ребята.
Да, было красиво.
Дальше снова плутанули. Мы шли по дороге. Заметенной дороге. Но мы радовались, что идем по ней. Где-то там в ночи прям из под ног внезапно вылетела куропатка, напугав нас. Я запуталась где мы и куда идем. Где-то нужно было свернуть уже, но где? После некоторых совещаний мы поняли, что идем не совсем по той дороге, и ушли слишком далеко. Пришлось сначала вернуться назад, потом протропить до нужной дороги вдоль околка леса, а потом просто взяли направление и пошли по отработанной схеме по азимуту через лес.
Далее предстояло тропить огромный перегон до дороги на КП 220. И чисто психологически это было сложновато. Я запомнила этот участок еще по осени. Здесь были вырубки леса, по которым даже осенью в кроссовках нам скакать не понравилось. А теперь на снегоступах… Какие-то кочки, огромные ямы, пеньки и между этим делом еще молоденькая поросль елочек. И где же там уже дорога то? Наконец мы ее увидели. До нее метров сто, а может и меньше. Кажется так рядом, а мы все идем, идем, идем. И она будто вообще не приближается. Кажется вот уже, последнее усилие и выйдешь туда, где не надо тропить, проваливаться в ямы, ломать ноги на кочках… Мыслями ты уже там, а на деле все еще тропишь и проваливаешься. Ну в общем вышли мы на дорогу, взяли КП 220. Счастью нет предела, мы просто идем по дороге. А где-то там за нами там в полях идут фонари. Ну что ж, мы уже привыкли.
Дальше мы прошли небольшой легкий перегон по дороге на КП 506. И вот стоим мы на КП и смотрим на дорогу, а там… едут огоньки. Очень быстро едут! Машины что ли? Нее, не похоже. Это лыжники! Катят просто с невероятной для нас пешеходов скоростью! На дороге был лед, и они разогнались по нему просто отталкиваясь руками. И почему-то мимо КП. Мы задумались. Они его пролетели? Фиг знает, что происходит вообще! Потом они нам это объяснили (похоже это была команда Туристы России), уже после финиша.
— Видим, говорят, вы там тропите, дай, думаем, пока за другим КП сгоняем, а потом по вашим следам пойдем!
На самом деле вся эта ситуация немного обескураживала. Но у нас был свой план и мы следовали ему. Мы попытались найти тропу на КП 507 обозначенную на карте. Оказалось, тропы нет, там была только какая-то глубокая канава. Зато ведущая точно по азимуту к КП. Так что идем вдоль нее. Переходим то на ту, то на эту сторону, ищем где удобнее. Снег здесь был, наверное, самым дурацким из всего где мы тропили. Опять этот наст, а местами и лед (!), держит один-два шага, проваливается, почти падаешь вместе с ним, пытаясь удержать равновесие. Потом откапываешь и переставляешь ногу. Либо просто с силой долбишь по нему каждый шаг, чтобы разбивать его как можно больше. Здесь он стал меня уже бесить:-) Хотя вообще я очень даже люблю тропить. Но уже все быстрее уступаю другим. Добрались до КП 507, понимаем, что уже начинаем отставать от графика, нужно что-то с этим делать, чтобы успеть вернуться. Но следующий КП 510 стоит 3 балла. Однозначно надо брать. А после решаем пропустить пару КП, выбраться на дорогу по кратчайшему пути и фигачить до Дачного с целью наверстать отставание.
Продолжаем следовать плану. Уже отработанной схемой по азимуту добрались до 510 и начинаем выходить на дорогу. Чтоб вы понимали трудозатраты: до дороги мы выходили минут 40. И снова, вроде вот уже она, совсем рядом, метров 200, а они тянутся так меедленно. Еще было дико интересно, что будут делать фонари за нами. Если у них просто планировка совпадает с нашей, и поэтому они идут по следам, то логично было бы предположить, что дальше они пойдут своим путем по своему плану. А если они пойдут за нами, значит просто идут там, где мы тропим. В общем присели мы отдохнуть на дороге — ну и конечно фонари идут за нами через лес. Здесь нам снова стало смешно. Потому что на этой дороге был голый асфальт! Мы просто сняли снегоступы и повесили на рюкзаки, а им то с лыжами будет неудобно здесь тащиться. К слову, на дороге мы их так и не увидели.
Дачный
Снова дорога, ночь, звезды, романтика… Как осенью. Саша сказал, что взял на гонку плеер. Думал скучно будет, че там еще делать? Будет идти, слушать. А тут совсем не до того оказывается! Короче он сказал, что слушать музыку даже не хочется, сил нет. Я больше всего надеялась на то, что длинный перегон по дороге должен дать нам отдохнуть и дать силы на вторую часть дистанции. А еще в районе Дачного хоть где-то должны быть дороги, да и протроплено там по-любому местами. Вдоль дороги мы взяли КП 512-173-172.
На подходах к КП 63 увидели фонари и встретили еще одну команду на лыжах, это была команда Электроники. Они спросили как у нас дела.
— Жесть! — поделились мы впечатлениями.
— Что, снегоступы сегодня не очень? — сочувственно кивнул лидер их команды.
— Ну да, видимо. — согласились мы.
Они ушли, а нас здесь сильно удивил одинокий мужчина. Он был на лыжах, с рюкзаком, тоже явно подходил к КП и потом поехал куда-то обратно. Просто участие в экстрим-походе весной возможно лишь командами по три человка. Лички здесь нет. Что он тут делает ночью один???
Потом мы перешли дорогу, взяли КП 175. Это была какая-то башня. Прошло как раз 12 часов пути. Конечно не совсем, но немного мы сократили свое отставание от графика. И пришла пора снова поесть. Мы сели кушать прям там же под башней в сугробе. Было холодно, но очень радовал горячий чай. После надели снегоступы (по дороге же до того мы шли без них) и отправились дальше. Почти сразу вышли на хорошую дорогу.
Дальше мы отправились за КП 64-65. Лыжная команда, которую мы встретили, пошла как раз туда. Прошли по их следу. Ну наконец-то! Однако, мы вскоре их догнали и обогнали. К счастью сильно тропить уже дальше не нужно было.
Взяли КП 65, а там уже оказалась шикарная дорога, хоть она и была заметена. Мы призадумались где б лучше свернуть в снега на КП 66, и вдруг в голову пришла гениальная идея, можно ж все обойти по дорогам! Так что мы пошли нелогичной петлей, но по дороге. Стараюсь идти быстрее. Саша стал отставать. Мы все время заставляем его есть.
— Да я и так все время ем, я не хочу есть! — говорит нам Саша. — я просто устал.
— А ты все равно больше ешь. — отвечаем мы. — Так меньше будешь уставать.
Лыжники по дорогам передвигаются куда быстрее нас. Они просто катят. Так что на дорогах они нас легко обгоняли.
Взяли КП 66, идем на 68. Видим лыжников уехавших вперед, прошлись по их следу, они шарили в лесу. Не могут найти КП. Мы вышли обратно на дорогу и почти сразу нашли нужный сворот. По нему без проблем нашли КП. Они сначала пошли за нами, но вдруг развернулись не дойдя до КП и пошли дальше по дороге. Сказали этот КП на обратном пути возьмут. Дальше мы идем за КП 70. Куда делись лыжники фиг знает. Зато видим впереди фонари! А это Аникины и Волков! Ура, свои! Можно хоть немного поделиться впечатлениями!
— Удачи на целине! — пожелала нам Лена.
— Да мы там уже были! — отвечаем мы.
Они сказали, что по их мнению, лыжам в полях хуже, чем на снегоступах судя по тому, что они видели. Но мы видели что-то другое. Может с их стороны полей какой-то другой снег? Или другие лыжники? (шутка). На самом деле мы не видели лыжников, которые тропят. Наверное, им было реально сложнее по насту. Но идти по следу и по дорогам им удавалось гораздо эффективнее, чем нам.
Дальше мы сбегали за КП 69 и 67. Здесь было протроплено. А в сторону КП 215 и 216 никто не ходил, а они у нас в планах есть. Так что я встала вперед, напрягла память как искали их осенью и идем куда-то туда… Осенью были тропы, сейчас нет, и снег довольно глубокий, даже очень. Здесь во мне проснулся исследовательский дух и я стала изучать следы животных по которым шли. Даже пофотала, вроде заяц, но интересные они такие.
Короче на эти два КП мы оставили очень много времени. Мы свернули раньше чем нужно на 215 и сильно углубились в лес. Пока пытались там найтись уже и Электроники на лыжах подоспели. А мы, более менее сообразив где мы, сворачиваем в нужный лес, но умудрились пройти его насквозь совсем рядом с нужной поляной и ее не заметили. Возвращаемся по своим же следам и наконец находим КП, местность здесь была довольно буреломной. Паша думал звать ли лыжную команду, но в конце концов по нашим следам они все равно его найдут. Сами мы идем дальше. Взяли КП 216 и выбираемся из снега на протропленную дорожку к КП 69, а от него уже есть тропа к КП 71 и 72. Осенью мы на них оставили кучу времени и один из них вообще не нашли. В этот раз все куда проще. И помнится еще как тогда искали, и следы везде есть. Рассвело.
Снова тревожит состояние Саши. Он стал икать. Не, ну мало ли от чего это, чужой организм же не знаешь. А мы сейчас в самом дальнем краю карты, нам до старта еще ое-ей-ей как далеко. Он уверяет, что все ок, просто икает. Ну ладно, звучит правдоподобно. Через пару часов мы к этому уже привыкли и беспокоиться перестали. Всю вторую половину гонки он шел и икал. Ну и какое-то время после финиша тоже. Такой неожиданный эффект от экстрим-похода.
На КП 72 нас догнали аж две лыжные команды!
— Вы еще живы? Терминаторы! — восклицают Туристы России.
— Живы. Почему нет?
Утро
А дальше дружным строем продолжаем путь по натропленым следам. Однако, на всякий случай сверяясь с картой и компасом, мало ль куда там натроплено. Но вот тропы лыжников и снегоступов разошлись. Я хотела пойти по тропе снегоступов (вроде на 233), но там вроде совсем рядом по лыжне был какой-то КП и Паша убедил идти на него. В изначальном плане он у нас был. Таким образом мы взяли КП 235 и 236. Уже сейчас по отчету Аникиных я вижу, что это была их тропа. Что за тропу со следом снегоступов мы видели в другую сторону остается большим вопросом.
Дальше возник спор. С КП 236 уходила куда-то тропа. Но, казалось, она идет не в нужном нам направлении. Лыжники предположили, что она на 511, хотя мне казалось они не правы. А нам надо было на 237. Еще одна лыжная команда тоже мимо нас прошла по лыжне.
— Вы по следам сейчас на какой КП идете? — спросили мы?
— Куда приведет. — отвечают они.
И тут нам надо было сделать тоже самое. Ломить по следам куда приведет и как можно быстрее.
Критическая точка
Но дальше.. кажется мой мозг отключился. К сожалению такое бывает на сутках, особенно после ночи без сна. Мне реально сложно объяснить все произошедшее. В нашей команде возникли разногласия. Куда идти на КП 237? Мы пошли по тропе, потом свернули с нее по какой-то просеке. Саша стал с нами спорить. Он, кстати, в процессе спора буквально проснулся! И это радовало. И он оказался прав, указывая на компас. Мы идем не туда. Почему-то вместо того, чтобы вернуться на изначальную тропу и пойти по ней мы стали тропить свою, по азимуту. Примерно в том направлении увидели какие-то березки и пошли на них. Надо спешить. На сомнения и споры мы потратили ОЧЕНЬ МНОГО времени. Цена ошибки на снегу велика. Но спешить было сложно, сил стало поменьше. Удается протропить лишь небольшой участок, как устаешь и уступаешь дорогу следующему. Так вот меняясь мы дошли до тех берез. И это оказались не те березы! Разобравшись еще раз мы поняли, что до нужных мы еще не дошли. Грустно, снова тропим. А ведь могли это все пройти по уже готовой тропе! А время все утекает. До финиша оставалось часов семь.
Началась некоторая паника. На КП 237 сделали паузу и перекус. Саша предложил выбраться на дорогу, иначе не успеем к финишу по полям. Я сейчас думаю, что можно было пройти еще хотя бы пару кп по полям и замерить скорость движения по следам, исходя из нее уже просчитать заново логичный маршрут. Но нужно было напрячься. В районе финиша в Березке оставалось добрать еще 7 штук КП. Почему-то тогда мы подумали, что так мы не успеем добрать их, а это куда проще, чем в полях. В тот момент паники за уходящее время, трудозатрат тропежки, утренней усталости мозга это казалось более надежной схемой. Добежать по дорогам до Березки, добрать там остальные КП и сбегать петельку в поля поблизости на оставшееся время. На решение также повлияло то, что мы видели следы снегоступов в другую сторону от тропы по которой сейчас идем. Я не знаю почему у меня в голове засело, что на ту сторону карты, куда ведет наш план придется тропить, а эта лыжня вскоре выведет нас к тем КП которые мы брали еще в начале гонки, а по ним идти тем более нерационально. В любом случае мы уже не успевали осуществить свой первоначальный план, и чтобы срезать и раньше сойти на финиш тропить бы все равно пришлось. Это было рисковано. В общем возникла какая-то путаница в данных, в которой сложно было уже разобраться.
До финиша оставалось примерно 6 часов, когда мы взяли КП 218 и 219. Можно было взять еще 238, но к нему натроплено совсем не было и с виду он казался так далеко. Мы выбрались на просеку ведущую к запретной территории. Здесь мы сняли снегоступы, дошли почти до самой станции и пошли по дороге. Жаль, что КП 220 и 506 мы уже брали. Нас ждал ужасно неэффективный перегон. Я тогда еще старалась не снижать темп. Ребята немного отставали. Боялась, что иначе мы все будем идти медленнее и медленнее. Такой длинный перегон по дороге боевого духа не добавил. Монотонная, грязная и легкая дорога с едущими машинами вгоняла в состояние транса и сна. По пути взяли КП 15 и 105.
— Ничего, сейчас в березке ориентирование начнется и проснемся. — утешала всех (или себя?) я.
Снова Березка. Финиш
Когда мы свернули с трассы на дорогу к Березке, то вокруг было солнце, чистое небо, тепло и даже жарко, чистый белый снежок блестит! Уже куда позитивнее. Надели снегоступы и начали собирать КП. Правда на КП 121 выбрали не совсем удачный заход, опять пришлось потропить по азимуту. Остается примерно 2,5 часа. Дальше вроде все легко: 371, 127, 115, 119, 125.
Но мы медленно шли. Произошло, наверное, то, чего я боялась на дорожном перегоне. Даешь себе хоть немного расслабиться и все. Снова собраться и мотивировать себя поторопиться стало сложно. Ощущение, что мы и так слили вторую часть гонки тоже не дает мотивацию бороться. У меня от длинного дорожного перегона сбит ноготь на ноге на большом пальце. У Паши все ноги в мозолях. Саша сказал, что истощен морально и физически. Но Паша убеждает нас сбегать в поля еще за парой КП. За себя могу сказать, что сил было достаточно, но морально я несколько сникла. Времени еще тоже было достаточно. Даже если бы мы опоздали, штрафы за первые полчаса совсем небольшие. Остались бы в явном плюсе. Однако, нам бы это не помогло бороться за призовое место. Для призового либо не нужно сходить на дорогу, либо просто начать торопиться пораньше. Подобная петля не рациональна, потому что нужно закладывать время на туда и на обратно, а это в два раза больше, чем если бы мы просто возвращались через эти КП. А может с учетом совокупности всех условий мы все сделали правильно? Все эти мои мысли успокаивает Саша, тем что: тренироваться надо, а не думать что было бы если бы. Он прав, хотя это ощущение недоработки и незавершенности остается до следующих стартов.
Мы вообще совсем неспеша добрали оставшийся КП 132 в районе Березки. Кстати, осенью мы его не брали, так что нашли впервые. Опять помог волшебный азимут. Снег в этот день стал подлипать, но не критично. Еще от мокрого снега совсем промокли ноги. Еще где-то неподалеку одна из команд сделала костер, вот это финиш у людей!:-) Прям молодцы!!! Впрочем, времени то еще оставалось нормально. Мы снова перелезли через забор и ленивым шагом отправились финишировать за 40 минут до конца. Вот так сложилась эта гонка для нас.
Итоги
Было понятно, что с такой второй частью пути на призовые места рассчитывать не приходится на этот раз. Тем более мы видели другие команды и они реально боролись. И очень добавляли азарта и интереса. Спасибо всем с кем встречались и общались на протяжении гонки!
Мы прошли около 54 км (посчитано по курвиметру, масштаб карты взят 360м, при печати там масштаб как-то изменился), пусть и очень неэффективных, взяли 58 КП и набрали 95 баллов, этим заслужили 4 место. Аникины заняли 1 место с большим отрывом от всех команд. Поздравляем!
Все оказалась сложнее, чем думалось. Физически из-за наста, психологически из-за разных сомнений. Стоило продумать тактику, возможно предположить где могут быть дороги, продумать аварийные сходы и срезки заранее. Тем не менее мы все же удачно финишировали, в полном здравии и хорошем самочувствии. Отходняки как обычно только в смысле недосыпа, в остальном никаких болей и травм. Мы научились точно выходить по азимуту на КП, и вообще стали ближе к компасу. Саша вообще прошел свою первую суточную гонку, не самую простую из суточных гонок, где мы участвовали. Паша до последнего хотел бороться. В общем это был лишь первый подобный опыт зимних снежных суток для всех нас, очень интересный опыт. Теперь мы знаем с чем их едят и сможем в следующий раз быть более готовыми. Спасибо большое Омску, который радушно принимает иногородних на свои соревнования, нам они очень интересны, хотелось бы поучаствовать еще.
Информация «для себя»
Чтобы потом было легче готовиться к следующим соревнованиям, коротко пишу о важном. Воды брали по три литра на человека: изотоник, кола, вода и 2 литра чая в термосе на всех. Из еды кроме всего, что берем обычно, хорошо шли орехи, финики, инжир и сухофрукты. Кстати, во время тропежки пить хотелось гораздо больше, чем осенью.
Еще как-то отдельно хочется отметить пусть и очевидное: главное, что нужно именно в гонке по снегу (в отличии от всех остальных) — это терпение! Попытки ускорений при тропежке не только не ускоряют движение, а еще и ведут к напрасной растрате сил. Еще хочется сказать о важности сна перед соревнованиями. Не в первый раз замечено, что сложно эффективно провести утреннюю часть, если не выспался накануне, даже при наличии сил физических. Да и тупишь гораздо больше. На этом, пожалуй, все.