Таганай. Большой поход для маленькой Ники. Часть 1

Исследовать и открывать новые места — что может быть интереснее? Только делать это вместе с маленьким ребенком конечно! Итак… Приступим к первой части рассказа о походе по Национальному парку Таганай. Пишу в большей степени для своих (красноярцев), но понимаю, что друзьям с Урала наверняка будет тоже интересно почитать.

Почему мы выбрали Таганай? Мы искали место для похода с почти трехлетним ребенком, а это довольно непростой возраст. Таскать на себе уже тяжело, а сам ребенок в этом возрасте слишком много ходить не хочет. А даже если идет, то отвлекается на каждую шишку по пути. Поэтому нам нужно было выбрать место с небольшими по километражу переходами, в идеале близость цивилизации или населенного пункта, небольшие наборы высот, простая заброска. Да, 2 суток на поезде многие не сочли бы простой заброской. Но нашу Нику укачивает в машинах, поэтому в идеале было обойтись без автомобильных и автобусных переездов, а вот поезда и электрички — сколько угодно нам подходили.

Территория национального парка «Таганай» охватывает северную часть средневысотных горных хребтов Южного Урала, которая представляет собой обособленный горный узел, с трех сторон переходящий в плоскогорья и далее в равнинную лесостепь. Национальный парк расположен в западной части Челябинской области, в 130 км от областного центра и примыкает к границе Европы с Азией. В административном отношении территория парка расположена в пределах двух муниципальных образований: Златоустовского городского округа и Кусинского района. Территориальным центром парка является город Златоуст, через который проходят автомобильная и железная дороги направлением Челябинск — Уфа — Москва.

Национальный парк «Таганай» растянулся с юга на север на 52 км, а с запада на восток в среднем на 10—15 км. Общая площадь парка составляет 568 км² (56,8 тыс. га).

Википедия

Знакомые с Урала удивлялись, зачем нам Таганай, ведь рядом с Красноярском много интересных мест! Но здесь ответ прост — свои места мы уже кучу раз видели.

Дорожные приключения или «Аннушка уже разлила масло…»

Наш поход был и запланированным и внезапным одновременно. Сначала не успели купить билеты, они закончились, и мы вообще передумали ехать, но за сутки до отправления нашли вариант с билетами и срочно взялись собираться! Ровно сутки ушли на то чтобы: составить продуктовую раскладку, закупить продукты, газ и купить ребенку спальник, а также собрать все вещи. Надо сказать, это был тот еще дурдом и выдохнуть я смогла только когда мы сели в поезд.

По пути на вокзал, когда мы загружали в автобус пару нехилых рюкзаков, ребенка, отдельные пакеты с едой для поезда и детским горшком, а также отдельный сверток карематов, откуда-то со спины я услышала:

— Куда собрались?

— В горы. — пробубнила я. Так как мне было совсем не до того, чтобы удовлетворять праздный интерес незнакомого человека.

— В Ергаки что ли? — не унимался голос.

— Нет, подальше. — начала было сердиться я.

А потом все-таки обернулась, чтобы увидеть, кому так неймется все знать о наших планах. А там оказался наш друг Игорь. По счастливой случайности он даже ехал тоже на вокзал, на электричку. А эта электричка остановилась ровно напротив нашего поезда и нашего вагона. И он здорово помог нам дотащить все эти вещи с автобуса до поезда и загрузиться в вагон! Так что поездка наша началась исключительно удачно!

Тюмень

Ника уже ездила на поезде, но была тогда слишком мала, чтобы это помнить. Поэтому для нее здесь все было новым и неизвестным. На еще одну удачу в поезде Красноярск-Адлер обычно много детей, едущих на отдых. Поэтому ей совсем не было скучно, а мы (родители) вообще расслабились и отдыхали, поглядывая, чем занят ребенок. В общем двое суток в поезде оказались настоящим кайфом для нас! Путешествовать на поезде с ребенком в купе довольно комфортно. Очень удобно, что взяли с собой детский горшок (лишний раз не приходится таскать ребенка в туалет, ведь там как правило не очень то чисто, да и стоя делать свои дела дети не очень умеют). Единственная сложность — спать на одной полке. Не знаю у кого как, а мы с Никой на одну полку помещались плохо. Точнее Ника нормально звездой, а я как придется. Поэтому в поезде я не очень то высыпалась. На больших станциях выходили на улицу гулять, бегать, дышать воздухом.

В Челябинск приехали поздно вечером. И город мне почему-то понравился: большой, теплый, светящийся со всех сторон. Первым делом требовалось определиться с дальнейшей дорогой до города Златоуст. Оказалось, электричка туда идет рано — примерно в семь утра. Купили билеты. Оставалось найти что поесть и где поспать. С кафе в районе вокзала в Челябинске туго, гостиницы мы тоже заранее не успели поискать. Поэтому решились впервые в жизни на ночевку в команте отдыха от ржд. Поели там же на вокзале (хотя не очень советую так делать). А вот комната отдыха хоть и стоит прилично, но понравилась!

Чисто, опрятно, свой душ, шкаф, телевизор, холодильник, тумбочки, кровати, и даже детская кровать отдельно для Ники, на которой она тут же с радостью вырубилась спать. Таки в путешествиях с детским сном проблемы редки, ведь ребенок реально устает от новых впечатлений. Заодно сами помылись с дороги — класс! Только тут выяснилась не очень приятная вещь: оказалось, что у меня в рюкзаке случился маленький апокалипсис — протекло подсолнечное масло, при чем на весь рюкзак. На счастье я набила его одними продуктами, а их я всегда пакую в кучу пакетов, так что кроме самого рюкзака и некоторых пакетов ничего не пострадало. Но вместо того чтобы отсыпаться, мне пришлось экстренно отмывать весь рюкзак. Ведь это был еще и не просто рюкзак, а переноска для Ники.

В пять тридцать утра пришлось вставать и покидать уютную комнату от ржд, ведь мы заплатили лишь за 6 часов пребывания в ней. А в семь утра нас уже ждала электричка до города Златоуст. Мы перебазировались в здание пригородного вокзала. Паша побежал искать супермаркет работающий в столь ранее время, чтобы купить еды в дорогу. Ведь ехать предстояло три часа, а мы еще завтракали. А мы с Никой охраняли вещи и все время ходили проверять в окошко не идет ли папа, одновременно любуясь огненно красным встающим над поездами солнцем.

Челябинск. Рассвет

Оказалось, что ближайшая круглосуточная пятерочка у вокзала не работала, и Паше пришлось бежать куда дальше. Он прибежал, когда до отправляения электрички оставалось всего минут десять, и мы сразу пошли на поезд. А я так и не успела сходить в туалет, поскольку все время охраняла Нику и наши вещи. А это не очень хорошо для трехчасовой поездки на электричке. Вот ее главный минус — остановки по две минуты, а то и меньше, туалетов внутри нет. Учитывайте это обстоятельство, если решите провернуть подобное.

Утро, солнце, электричка везет нас в неизвестность, постепенно наполняясь людьми на разных станциях. Все эти люди выглядят очень прилично, видно, что не походники. Многие просто проезжают от одного маленького городка до другого и выходят. Электричка все время ползет в гору. Невыспавшаяся Ника быстро уснула и проспала всю дорогу на облегчение родителям.

Вскоре вдали стали виднеться какие-то скальные выступы, большие холмы. Вообще природа здесь интересная, от нашей отличается, хотя точно не могу сказать чем. В электричку все чаще садятся люди похожие на туристов. Кто-то из девчонок радостно щебечет что-то про Таганай. Потом зашли еще три девушки с гитарой. Вот они во мне вызывали какое-то странное чувство… То, что называется когнитивный диссонанс. Красиво, но несколько гламурно одетые, с очень милыми улыбками они начали петь под гитару: «Все бы было легче, если был бы я живой», «Белые обои, черная посуда, нас в хрущевке двое…», «А мы не ангелы, парень, нет мы не ангелы…» и тому подобные песни:-) В целом звучало вполне приятно, но слишком уж мило. Им бы мишек плюшевых в руки, вместо гитары:-) Вообще я стала с удивлением присматриваться к местным людям. И меня не покидало ощущение до самого конца похода, что они все другие, необычные и совсем не такие как мы. Хотя выразить эту разницу словами мне не удастся, пожалуй, никогда. А в целом атмосфера в нашем вагоне электрички царила довольно радостная и живая. А постоянно светящее в глаза солнце говорило, что погода будет отличной, и день будет жарким.

Златоуст

Мы разбудили Нику и вышли на вокзале города Златоуст. Всегда, когда делаешь первый шаг к отрыву от цивилизации, есть какое-то сомнение. Не стоит торопиться. Вот и мы задержались на вокзале. Переоделись сами, переодели Нику. Сходили наконец в туалет. Покормили ребенка. Ну вроде все готово — можно в путь.

Наша первая цель похода — Двуглавая сопка хорошо видна из города, как и другие вершины. И когда смотришь на них отсюда, сложно поверить, что это и есть маленькие наборы высот и небольшие переходы. В целом вид впечатляет.

Поначалу до входа в парк хотели ехать на автобусе. Но пока стояли на остановке, мимо проезжали лишь забитые газели. Как туда втиснуться с нашими огромными рюкзаками мы себе не могли представить и пропускали их одну за другой, время шло… Есть ли здесь хоть один большой автобус неизвестно, ну хотя бы пазик. Прикинули, что идти до входа в парк всего 3 км. Че мы, не походники что ли? Идем пешком!

Сначала оказалось, что идти прилично в гору. Город стоит на нехиленьком таком склоне. Поднимаясь в гору по дороге, я пыталась представить, как здесь живут люди. Вот надо в магазин сходить — изволь прогуляться в такую горочку. Вот они тренированные должны быть, наверное!

Становилось очень жарко. Местные люди кидали на нас любопытные взгляды. Не могу себе представить, как часто они видят людей с большими рюкзаками, но мы, пожалуй, выбивались из всей массы обычных туристов. Пашин рюкзак был просто очень большой и внушительный, а в моем, помимо всех вещей, сидела Ника. А еще снаружи были привязаны карематы и пакет с горшком. Уже сейчас было понятно, что идти будет не просто. Мы дошли до Центральной усадьбы.

Вход в парк

Здесь выяснилось, что мне было столь тяжело нести Нику в рюкзаке, возможно, потому, что у рюкзака снизу отвязалась одна важная завязочка. При чем я ее уже регулировала дома при сборке вещей, но, видимо, не выдержав такого веса, она отвязалась снова. Паша взялся за налаживание рюкзака, а мы с Никой зашли внутрь визит-центра. Здесь продавалось огромное количество всяческих сувениров и сидели девушки администраторы. Здесь необходимо было оплатить вход в парк, и записать свой маршрут. А еще мы купили здесь карту за 50р.

Карта не сказать, что сильно информативная, очень схематичная. Мне как рогейнеру все время не хватало нормальной карты с отрисовкой рельефа хотя бы. Но в общем и этому рады. Наш первый переход всего 6 км (хотя плюс три км с вокзала до входа и уже не такой уж он и маленький).

Еще пообщались с семьей, которая уже вышла с маршрута и загружалась в автомобиль. С ними тоже был ребенок. Так понимаю детьми здесь никого не удивить.

Первый переход под рюкзаками

Первым делом мы нашли где здесь набрать с собой воды, а потом отправились по дороге.

Все основные тропы Таганая промечены такими голубыми метками.

Было два часа дня. Светило яркое солнце, стояла жара, пели птички, пахли цветочки. Мы шли по очень милой и приятной нахоженной тропе, все шло по плану.

Большой Таганайский муравейник

Но через пару км рюкзак стал слишком сильно давить мне на плечи, и весь остальной поход превращался в мучение. Мне было тяжело. Чуть ли не впервые в жизни настолько тяжело. Все дело в том, что этот то ли рюкзак, то ли детская переноска вовсе не рассчитан на такой солидный вес и слишком многодневные походы. Но, чтобы Паше не пришлось одному нести все вещи на троих, я постаралась забрать себе все самое тяжелое — продукты. В итоге вышло: около 15 кг весит Ника, плюс около 3.5 кг сам рюкзак, плюс 8кг продуктов, плюс куча мелочевки (салфетки, игрушки, карандаши) по всем карманам и сверху привязанные три каремата, куртка, горшок, ну и фотоаппрат 1.5 кг на шее. Сложите сами сколько получится. И я бы вытянула этот вес будь он в нормальном походном рюкзаке и хорошо сложен, да еще и вес распределить на пояс. Здесь же лямки и пояс довольно тонкие, явно не предназначены таскать по 30 кг, плюс ребенок не сидит спокойно, а вечно вертится, постоянно смещая центр тяжести. Плюс жара и не очень удобная футболка — и мне уже сильно натирает плечи. Бонусом надо еще по пути отвечать на многочисленные детские вопросы. Есть такое выражение «увидеть свое дно», вот мое было где-то рядом. Мы неспешными черепашками ползли по дороге. Иногда выпускали Нику идти самой, и мои плечи отдыхали, но шли мы тогда еще медленнее. Впрочем, в этот день мы особо не торопились. Было понятно, что погода хорошая, а 6 км уж как-нибудь дойдем.

Вот так все понавязано

Мимо нас сплошным потоком шли люди. В основном обратно, ведь был понедельник. Разнообразие туристов сильно поражало, удивляли и их одеяния, и способы переноски вещей. Впрочем, думаю, и мы кого-то из них да и удивляли. В основном все шли с маленькими легкими рюкзаками. Подавляющее большинство людей в камуфляжной одежде. Почти все в обычных кроссовках или кедах. Встречались дачные рюкзаки-мешки, как под картошку. Многие несли в руках спальники, что для меня вообще дикость. Во-первых что-то тащить в руках — это неудобно. Во-вторых спальник — самая важная вещь в любом походе. Как его можно не упаковать хотя бы в пакет? Ведь может пойти дождь. В моей голове возникала куча вопросов. Но задавать я их конечно же не стала, мы просто здоровались и проходили мимо.

а Нике весело
Ну и мне нормально, когда она на мне не сидит:-)))

Привал устроили около речки Большая Тесьма и Оленьего моста.

Большая Тесьма
Олений мост
Олений мост. Ника до сих пор вспоминает: А где мост мы ели конфетки:-)

Местные жители предупреждали, что здесь много комаров. Однако мы много комаров не заметили. Ну может парочка пролетела мимо в пути, да здесь у воды тоже увидели немного. Ника очень обрадовалась походному обеду, ведь здесь все, что она любит: сыр, печеньки, конфеты, изюм. Только орешки не ела, но мы с Пашей справлялись с ними сами.

В целом Нике было интересно пройтись пешком и дальше. После реки начался подъем и очень много камней. Нике надо было непременно прыгать с камушка на камень, обходить она их никак не хотела, а мне приходилось тащить ее за руку, чтоб не падала. Паша прикинул, что до конечной точки сегодняшнего дня осталось немного, а идем мы прям очень небыстро, и предложил снова посадить ее в рюкзак. И вот последние 900 метров подъема и страданий для моих плеч и спины, но хотя бы недолго. Самая важная часть похода была на этом выполнена. Мы пришли на приют Белый ключ, расположенный под Двуглавой сопкой. Ее, кстати, хорошо видно с приюта.

Вершина Перья с приюта Белый ключ

Белый ключ

На Таганае запрещено ставить палатки и делать костры вне специальных мест, приютов, стоянок. Поставить палатку на приюте стоит 30р в сутки. Здесь же продаются дрова — 100р за вязанку. Есть варианты проживания в домиках за плату. Ими охотно пользуются и местные, и приезжие, чтобы не тащить палатку.

Домики на приюте
Еще один вариант проживания на приюте - отапливаемая палатка. То же что и домик но почти без окон.
Еще один вариант проживания на приюте — отапливаемая палатка. То же что и домик но почти без окон.

Тем не менее правила соблюдают не все. И даже здесь за ручьем были нелегальные стоянки туристов с которых не брали денег и закрывали на них глаза. Но местный инспектор сказал, что если мы встанем там, то дрова он нам не продаст.

Ника сразу же взялась активно помогать и во всем участвовать. Помогала ставить палатку, раскладывать вещи. Радовалась своему новому спальнику. Очень порывалась помочь рубить дрова, сошлись на том, что она будет просто помогать их носить к костру.

В нашем распоряжении оказалось уютное кострище с лавочками, а вскоре появились и соседи с девочкой постарше. Они с Никой быстро нашли общий язык и отправились гонять местных кошек, которых было много. Еще детский интерес вызывала собака Роза, старенькая, на привязи. Запомнился момент как я сидела в палатке, и ко мне со слезами подошла Ника:

— Я хочу поймать кису, а папа не разрешает. — Такое вот детское искреннее страдание. Впрочем, кошки успешно убегали и так, не давая себя поймать.

В этот вечер у меня сильно разболелось голова. У нашей соседки почему-то тоже болела голова. Может от дневной жары. Но к вечеру полегчало. Совсем поздно у нашего костра появились еще одни соседи — и тоже с ребенком! Они ночевали в домике, но выходили к нам готовить и просто посидеть. Мне понравился такой формат, и пообщаться с людьми можно. И Нике не скучно.

Стоянка на приюте Белый ключ

Еще одна важная часть детского похода — это засыпание в палатке. Мне было неизвестно, как Ника уснет и сможет ли спать в спальнике, ведь это очень непривычная для нее обстановка. Дома мы укладываем Нику под колыбельную. Здесь же в ход пошли детксие сказки. Пришлось хорошо напрячь мозг, чтобы выдать ей какую-то новую, спокойную и достаточно длинную сказку. В итоге у меня вышла странная смесь из сказок про «Три медведя» и «Маша и медведь». Ника ее очень оценила и просила рассказывать каждый вечер в походе. Заснула легко. На следующий день нам предстоял первый радиальный выход и первая вершина Таганайского хребта — Двуглавая сопка.

Продолжение следует:

2 Комментария к “Таганай. Большой поход для маленькой Ники. Часть 1

1. Здорово! Отличное начало рассказа. Молодцы и смело очень, что справились с моментами, которые многие бы сочли невероятно сложными. Попробовала подсчитать вес рюкзака с ребенком и обвесами, занимательная математика.